17 декабря 2014 08.49Культура

Постмодернизм и русская косоворотка

В конце ноября режиссер омского театра «Галерка» Кирилл Витько представил вниманию зрителей свою новую постановку «Обманутый муж, или Брак по страсти».

Постмодернизм и русская косоворотка

Действие этой истории разворачивается в середине 19-го века в обычной русской деревне, расположенной в аккурат между Москвой и Санкт-Петербургом. Если крестьянам есть чем заняться в такой глубинке, то богатые барышни – Аделаида и ее сестра Оленька откровенно скучают. Чтобы как-то развлечь почтенных дам, муж Аделаиды – чиновник Грознов решает поставить дома небольшой спектакль. Поскольку приурочен он будет к именинам супруги, то Грознов думает отнестись к задумке с большой ответственностью и приглашает к себе домой двух знакомых, которые помогут ему в написании пьесы. Один из них – петербургский журналист Ухарев, второй – московский литератор Олегович. Но незадачливый чиновник даже не догадывается, что Оленька давно влюблена в Олеговича, а Аделаида устраивает за спиной мужа тайные свидания с Ухаревым. Когда же двое «помощников» приезжают домой к Грознову, то вместо написания пьесы, там происходит череда любовных недоразумений.

Настоящее название пьесы, по которой был поставлен спектакль в «Галерке», звучит как «Сотрудники, или чужим добром не наживешься». Ее написал драматург Владимир Соллогуб и при первой же постановке своего «шедевра» на сцене потерпел настоящее фиаско. В 1855-м году премьера «Сотрудников» прошла в Александринском театре, и спектакль тут же благополучно канул в Лету. Только почти через полтора века – в 1996-м году его включил в свой репертуар антрепризный театр «МЕЛ». С тех пор пьесу Соллогуба ставили еще пару раз, и если бы не «Галерка», в Омске про нее не знали бы до сих пор.

По словам режиссера постановки Кирилла Витько, эта комедия положений ему понравилась благодаря своей легкости и доброму юмору. «Мне захотелось поставить спектакль, который ни к чему не обязывает. Куда зрители смогут прийти, чтобы отдохнуть и провести досуг», - пояснил режиссер. Несмотря на подобное желание Витько, «Сотрудники» - не лучший материал для легкомысленной и ни к чему не обязывающей постановки. Помимо любовной неразберихи, вокруг которой завязан сюжет, в тексте присутствует еще одна составляющая, от которой никуда не деться. Текст писался Соллогубом в эпоху, когда в России были актуальны прения между «западниками» и «славянофилами». Поэтому на протяжении всего спектакля зритель видит явное противостояние между двумя героями - Олеговичем и Ухаревым. Первый одет в русскую косоворотку и мечтает написать диссертацию по букве «ять», а второй содержит дома целый гардероб из фраков и панталонов и считает себя прогрессивной личностью. В Олеговиче автор пьесы изобразил тогдашнего главу славянофилов – Константина Аксакова, а прототипом Ухарева стал издатель популярного в ту пору журнала «Современник» - Иван Панаев. Поскольку эти личности и противостояние между ними уже сто лет как не актуальны, современному омскому зрителю, естественно, все это будет чуждо. А поскольку непонятно, то и не всегда смешно.

Также режиссер утверждает, что его новый спектакль нужно воспринимать не как отдельное событие, а постановку в контексте всей идеологии «Галерки». «Наше основное направление - русский психологический театр. Поэтому «Обманутый муж» - это своего рода постмодерн, где мы цитируем сами себя. Главные герои спектакля ставят на сцене другой спектакль, который также подчиняется традициям русского театра».

Таким образом, мы видим любопытное зрелище: с одной стороны - махровая классика, с другой – постмодернистское явление. Причем, такой расклад угадывается не только в этой постановке Кирилла Витько. Он не в первый раз пытается сочетать два противоположных подхода. Один из них – это соблюдение традиций старого доброго русского театра, за которые ратует отец режиссера – основатель «Галерки» Владимир Федорович Витько. Другой подход – это экспериментальность, к которой тянет молодого режиссера. То, что Кирилл Витько любит ставить театральные «опыты», видно по его постановке «Кафе «Над обрывом», где использовался боди-арт, цирковые акробатические номера, и вообще все действо проходило под открытым небом, в лесу. Судя по всему, у Кирилла очень хорошо получается пробовать что-то новое, нестандартное и ему лучше брать свежие, оригинальные, а не пропахшие нафталином пьесы. Причем ставить не веселые пустышки на один вечер, а серьезные работы. Тогда этого режиссера ждет успех.

Кстати, очень интересно, что в «Обманутом муже» красной линией проходит тема противостояния старого и нового, как будто режиссер подсознательно выбрал именно этот текст. А может быть, это просто совпадение.

Так или иначе относиться к «Обманутому мужу» стоит как к своеобразному предисловию: дальше будет лучше и интереснее. И в это хочется верить, поскольку Кирилл Витько в ближайшее время обещает своим зрителям постановку по «Каллигуле» Альбера Камю.

Катерина Корф

Фото: Наталья Перепелкина / galerka-omsk.ru

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.