17 декабря 2014 08.49Культура

Постмодернизм и русская косоворотка

В конце ноября режиссер омского театра «Галерка» Кирилл Витько представил вниманию зрителей свою новую постановку «Обманутый муж, или Брак по страсти».

Постмодернизм и русская косоворотка

Действие этой истории разворачивается в середине 19-го века в обычной русской деревне, расположенной в аккурат между Москвой и Санкт-Петербургом. Если крестьянам есть чем заняться в такой глубинке, то богатые барышни – Аделаида и ее сестра Оленька откровенно скучают. Чтобы как-то развлечь почтенных дам, муж Аделаиды – чиновник Грознов решает поставить дома небольшой спектакль. Поскольку приурочен он будет к именинам супруги, то Грознов думает отнестись к задумке с большой ответственностью и приглашает к себе домой двух знакомых, которые помогут ему в написании пьесы. Один из них – петербургский журналист Ухарев, второй – московский литератор Олегович. Но незадачливый чиновник даже не догадывается, что Оленька давно влюблена в Олеговича, а Аделаида устраивает за спиной мужа тайные свидания с Ухаревым. Когда же двое «помощников» приезжают домой к Грознову, то вместо написания пьесы, там происходит череда любовных недоразумений.

Настоящее название пьесы, по которой был поставлен спектакль в «Галерке», звучит как «Сотрудники, или чужим добром не наживешься». Ее написал драматург Владимир Соллогуб и при первой же постановке своего «шедевра» на сцене потерпел настоящее фиаско. В 1855-м году премьера «Сотрудников» прошла в Александринском театре, и спектакль тут же благополучно канул в Лету. Только почти через полтора века – в 1996-м году его включил в свой репертуар антрепризный театр «МЕЛ». С тех пор пьесу Соллогуба ставили еще пару раз, и если бы не «Галерка», в Омске про нее не знали бы до сих пор.

По словам режиссера постановки Кирилла Витько, эта комедия положений ему понравилась благодаря своей легкости и доброму юмору. «Мне захотелось поставить спектакль, который ни к чему не обязывает. Куда зрители смогут прийти, чтобы отдохнуть и провести досуг», - пояснил режиссер. Несмотря на подобное желание Витько, «Сотрудники» - не лучший материал для легкомысленной и ни к чему не обязывающей постановки. Помимо любовной неразберихи, вокруг которой завязан сюжет, в тексте присутствует еще одна составляющая, от которой никуда не деться. Текст писался Соллогубом в эпоху, когда в России были актуальны прения между «западниками» и «славянофилами». Поэтому на протяжении всего спектакля зритель видит явное противостояние между двумя героями - Олеговичем и Ухаревым. Первый одет в русскую косоворотку и мечтает написать диссертацию по букве «ять», а второй содержит дома целый гардероб из фраков и панталонов и считает себя прогрессивной личностью. В Олеговиче автор пьесы изобразил тогдашнего главу славянофилов – Константина Аксакова, а прототипом Ухарева стал издатель популярного в ту пору журнала «Современник» - Иван Панаев. Поскольку эти личности и противостояние между ними уже сто лет как не актуальны, современному омскому зрителю, естественно, все это будет чуждо. А поскольку непонятно, то и не всегда смешно.

Также режиссер утверждает, что его новый спектакль нужно воспринимать не как отдельное событие, а постановку в контексте всей идеологии «Галерки». «Наше основное направление - русский психологический театр. Поэтому «Обманутый муж» - это своего рода постмодерн, где мы цитируем сами себя. Главные герои спектакля ставят на сцене другой спектакль, который также подчиняется традициям русского театра».

Таким образом, мы видим любопытное зрелище: с одной стороны - махровая классика, с другой – постмодернистское явление. Причем, такой расклад угадывается не только в этой постановке Кирилла Витько. Он не в первый раз пытается сочетать два противоположных подхода. Один из них – это соблюдение традиций старого доброго русского театра, за которые ратует отец режиссера – основатель «Галерки» Владимир Федорович Витько. Другой подход – это экспериментальность, к которой тянет молодого режиссера. То, что Кирилл Витько любит ставить театральные «опыты», видно по его постановке «Кафе «Над обрывом», где использовался боди-арт, цирковые акробатические номера, и вообще все действо проходило под открытым небом, в лесу. Судя по всему, у Кирилла очень хорошо получается пробовать что-то новое, нестандартное и ему лучше брать свежие, оригинальные, а не пропахшие нафталином пьесы. Причем ставить не веселые пустышки на один вечер, а серьезные работы. Тогда этого режиссера ждет успех.

Кстати, очень интересно, что в «Обманутом муже» красной линией проходит тема противостояния старого и нового, как будто режиссер подсознательно выбрал именно этот текст. А может быть, это просто совпадение.

Так или иначе относиться к «Обманутому мужу» стоит как к своеобразному предисловию: дальше будет лучше и интереснее. И в это хочется верить, поскольку Кирилл Витько в ближайшее время обещает своим зрителям постановку по «Каллигуле» Альбера Камю.

Катерина Корф

Фото: Наталья Перепелкина / galerka-omsk.ru

Добавить комментарий
Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.