17 декабря 2014 08.49Культура

Постмодернизм и русская косоворотка

В конце ноября режиссер омского театра «Галерка» Кирилл Витько представил вниманию зрителей свою новую постановку «Обманутый муж, или Брак по страсти».

Постмодернизм и русская косоворотка

Действие этой истории разворачивается в середине 19-го века в обычной русской деревне, расположенной в аккурат между Москвой и Санкт-Петербургом. Если крестьянам есть чем заняться в такой глубинке, то богатые барышни – Аделаида и ее сестра Оленька откровенно скучают. Чтобы как-то развлечь почтенных дам, муж Аделаиды – чиновник Грознов решает поставить дома небольшой спектакль. Поскольку приурочен он будет к именинам супруги, то Грознов думает отнестись к задумке с большой ответственностью и приглашает к себе домой двух знакомых, которые помогут ему в написании пьесы. Один из них – петербургский журналист Ухарев, второй – московский литератор Олегович. Но незадачливый чиновник даже не догадывается, что Оленька давно влюблена в Олеговича, а Аделаида устраивает за спиной мужа тайные свидания с Ухаревым. Когда же двое «помощников» приезжают домой к Грознову, то вместо написания пьесы, там происходит череда любовных недоразумений.

Настоящее название пьесы, по которой был поставлен спектакль в «Галерке», звучит как «Сотрудники, или чужим добром не наживешься». Ее написал драматург Владимир Соллогуб и при первой же постановке своего «шедевра» на сцене потерпел настоящее фиаско. В 1855-м году премьера «Сотрудников» прошла в Александринском театре, и спектакль тут же благополучно канул в Лету. Только почти через полтора века – в 1996-м году его включил в свой репертуар антрепризный театр «МЕЛ». С тех пор пьесу Соллогуба ставили еще пару раз, и если бы не «Галерка», в Омске про нее не знали бы до сих пор.

По словам режиссера постановки Кирилла Витько, эта комедия положений ему понравилась благодаря своей легкости и доброму юмору. «Мне захотелось поставить спектакль, который ни к чему не обязывает. Куда зрители смогут прийти, чтобы отдохнуть и провести досуг», - пояснил режиссер. Несмотря на подобное желание Витько, «Сотрудники» - не лучший материал для легкомысленной и ни к чему не обязывающей постановки. Помимо любовной неразберихи, вокруг которой завязан сюжет, в тексте присутствует еще одна составляющая, от которой никуда не деться. Текст писался Соллогубом в эпоху, когда в России были актуальны прения между «западниками» и «славянофилами». Поэтому на протяжении всего спектакля зритель видит явное противостояние между двумя героями - Олеговичем и Ухаревым. Первый одет в русскую косоворотку и мечтает написать диссертацию по букве «ять», а второй содержит дома целый гардероб из фраков и панталонов и считает себя прогрессивной личностью. В Олеговиче автор пьесы изобразил тогдашнего главу славянофилов – Константина Аксакова, а прототипом Ухарева стал издатель популярного в ту пору журнала «Современник» - Иван Панаев. Поскольку эти личности и противостояние между ними уже сто лет как не актуальны, современному омскому зрителю, естественно, все это будет чуждо. А поскольку непонятно, то и не всегда смешно.

Также режиссер утверждает, что его новый спектакль нужно воспринимать не как отдельное событие, а постановку в контексте всей идеологии «Галерки». «Наше основное направление - русский психологический театр. Поэтому «Обманутый муж» - это своего рода постмодерн, где мы цитируем сами себя. Главные герои спектакля ставят на сцене другой спектакль, который также подчиняется традициям русского театра».

Таким образом, мы видим любопытное зрелище: с одной стороны - махровая классика, с другой – постмодернистское явление. Причем, такой расклад угадывается не только в этой постановке Кирилла Витько. Он не в первый раз пытается сочетать два противоположных подхода. Один из них – это соблюдение традиций старого доброго русского театра, за которые ратует отец режиссера – основатель «Галерки» Владимир Федорович Витько. Другой подход – это экспериментальность, к которой тянет молодого режиссера. То, что Кирилл Витько любит ставить театральные «опыты», видно по его постановке «Кафе «Над обрывом», где использовался боди-арт, цирковые акробатические номера, и вообще все действо проходило под открытым небом, в лесу. Судя по всему, у Кирилла очень хорошо получается пробовать что-то новое, нестандартное и ему лучше брать свежие, оригинальные, а не пропахшие нафталином пьесы. Причем ставить не веселые пустышки на один вечер, а серьезные работы. Тогда этого режиссера ждет успех.

Кстати, очень интересно, что в «Обманутом муже» красной линией проходит тема противостояния старого и нового, как будто режиссер подсознательно выбрал именно этот текст. А может быть, это просто совпадение.

Так или иначе относиться к «Обманутому мужу» стоит как к своеобразному предисловию: дальше будет лучше и интереснее. И в это хочется верить, поскольку Кирилл Витько в ближайшее время обещает своим зрителям постановку по «Каллигуле» Альбера Камю.

Катерина Корф

Фото: Наталья Перепелкина / galerka-omsk.ru

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.