Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж

24 декабря 2014 09.27

Чемодан, Белорусский вокзал, Европа...

Идея единого Евразийского пространства с «русским миром» становится все более призрачной. Мечтам Владимира Путина об объединении постсоветских государств не суждено сбыться, если учитывать последние заявления президентов Белоруссии и Казахстана.

Новое экономико-политическое государствообразование на территории бывшего СССР будоражило умы политиков еще в 90-х. Однако дальше создания абсолютно виртуального союзного государства России и Белоруссии дело не пошло. Несмотря на то, что у этого государства был свой аппарат и даже говорили о введении единой валюты, реального объединения двух стран так и не произошло.

Украина, которая всегда была сегментом этого «этнического триединства» восточных славян, откололась от идеи евразийского пространства после подвижек, которые начались в стране с избранием президентом Виктора Ющенко, а спустя несколько лет - свержением уже другого главы государства - Виктора Януковича. Политические связи с Украиной после серии «майданов» были фактически разорваны.

Казахстан же, несмотря на то, что вошел в состав Таможенного Союза с Россией и Белоруссией, всегда отличался особенной экономикой, не завязанной на европейский импорт. Более того, даже кризис зимы-весны этого года, когда тенге резко подешевел относительно доллара, Казахстану оказался не страшен. Российский кризис казахстанцев если и затронул, то весьма «вскользь». Президент Назарбаев заявил, что государство выполнит все свои социальные гарантии даже при цене в 40 долларов за баррель нефти. В целом же, по словам президента Казахстана, нынешний кризис, который, безусловно, распространится и на постсоветское пространство, и на Европу, может продлиться 10-15 лет - но в вялотекущем режиме. Сам Назарбаев 21 декабря в Киеве заявил о претензиях на роль некоего «честного арбитра» в разрешении украинского конфликта. Более того, Назарбаев и Порошенко договорились о поставках казахстанского угля на Украину, которая на зиму может остаться без российского газа и донбасского угля, тем самым лишив Россию извечного козыря в переговорах с «украинскими партнерами» с позиции сильного.

В Казахстане к идее восстановления единого пространства под руководством России или без такового относятся сдержанно и с пониманием. «Таможенный союз - это не таможенный, а Евразийский экономический - это не экономический союзы. То и другое - политические проекты, направленные на воссоздание общей союзной государственности. И именно вокруг этого проекта на предмет его осуществления или недопущения и разворачивается конфликт на Украине и противостояние России с Западом», - считает казахстанский политик, кандидат экономических наук Петр Своик.

Однако казахстанская сторона понимает, что отказа от ЕАЭС уже не будет вне зависимости от того, есть у государств на постсоветском пространстве возможность самостоятельно выстраивать свою внешнюю политику или нет. «Глобальная долларовая государственность все равно заканчивает свой исторический цикл, а потому и Казахстан, и Россия все равно теряют свои брюссельско-вашингтонские метрополии, как некогда саморазвал КПСС разделил СССР на квазисуверенные сырьевые феодалии, - рассуждает в разговоре с «Деловым Омском» Своик, с 2007 года возглавляющий оппозиционную социал-демократическую партию «Азат» в Казахстане. - Но если постсоветские «суверены» могли существовать «независимо» именно в силу своей встроенности в глобальную метрополию, по факту ее распада им все равно придется интегрироваться».

Фактически идея евразийского объединения на обломках СССР не отрицается ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в Казахстане, несмотря на то, что все три государства не боятся перенимать европейский опыт и общаться с иностранными консультантами. Под сомнение ставится теперь разве что доминирующая роль России в этом процессе «собирания земель».

После весьма недвусмысленных намеков Назарбаева удар по идее Евразийского пространства с его «русским миром» путинского образца нанес, казалось бы, всегда преданный России Александр Лукашенко. Президента Белоруссии уже давно не называют «последним в Европе диктатором», поскольку за полтора года он повернул вектор своей внешней политики от России к Евросоюзу. Риторика президента Белоруссии давно была направлена в сторону, противоположную российской. А 21 декабря на встрече с президентом Украины Петром Порошенко в Киеве белорусский лидер заявил о полной поддержке украинского народа и правительства соседнего государства. В свою очередь, Порошенко предложил Лукашенко помочь выстроить связи с Евросоюзом.

Скорее всего, Белоруссия не пойдет по украинскому сценарию, но поворот в сторону Европы для этого прежде надежного партнера России чевиден. Президент Лукашенко даже поддержал оппозицию, говорящую о том, что ЕАЭС - Евразийский экономический союз, который официально должен стать реальностью 1 января 2015 года, - убьет экономику Белоруссии и окончательно сделает ее вассалом России. Поворот же в сторону Европейского союза белоруссы бедой не считают и, наоборот, прикидывают потенциальные выгоды. В качестве доказательства своей жесткой позиции Лукашенко в начале декабря отказался поддерживать продуктовое эмбарго для европейских продуктов и отдельно заявил, что Белоруссия не станет играть в переклеивание этикеток на европейские товары для поставок в Россию, о чем в рунете ходят анекдоты, но будет и далее ввозить на территорию своей страны ту продукцию из стран ЕС, которую считает необходимым. «Поведение российских властей не только удивляет, но и удручает», - сказал Лукашенко в Санкт-Петербурге меньше месяца назад. А на прошлой неделе белорусский президент распорядился перевести систему финансовых взаимоотношений с Россией в доллары.

Это, считает политолог Витис Юрконис из Института международных отношений и политики Вильнюсского университета, не говорит об окончательном разрыве связей между прежними «братскими народами». «Курс Лукашенко в данный момент направлен в Евразийский союз, где доминирует Россия и который построен отнюдь не на равном партнерстве, - поделился с «Деловым Омском» Юрконис. - Этот выбор правительство Белоруссии сделало, когда на протяжении многих лет могло поддерживать социальный контракт с большинством своих граждан только за счет российских субсидий». Однако сейчас, говорит литовский политолог, российский бюджет не может позволить себе такую «роскошь», как содержание режима Лукашенко. А все критические слова, которые Лукашенко говорит сегодня в адрес России, Юрконис склонен списывать на «игру» в преддверии выборов 2015 года, когда бессменному президенту Белоруссии придется объяснять избирателям, в чем корень экономических проблем страны. «В риторике Лукашенко можно увидеть много противоречий, - говорит Юрконис, - но реальные действия белорусского президента не оставляют сомнений в том, что официальный Минск был, есть и остается партнером Кремля».

Однако же встреча украинского, белорусского и казахстанского лидеров 21 декабря без участия представителей российской стороны говорит о том, что у прежних партнеров России на постсоветском пространстве если и не меняются приоритеты, то во всяком случае появляется некая альтернатива российскому доминированию на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что речи об открытом осуждении позиции российского президента по Украине и принятия каких-либо радикальных мер в отношении России не идет, и Белоруссия и Казахстан достаточно четко обозначали свою позицию, они не готовы идти на экономические потери ради геополитических амбиций Кремля.

Александр Жиров

Фото: golos.ua

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий