24 декабря 2014 15.47Бизнес

Без пяти «7»

Два года назад в Омске громко стартовал журнал «7». В прошлом ноябре издание закрылось, не дожив до первого юбилея месяц. Мы вспомнили еще пять медиапроектов Омска, которые ярко заявили о себе, но бесславно «скончались» под гнетом долгов, непонимания читателей и передумавших инвесторов.

Без пяти «7»

Запуск журнала «7» наделал много шума: имя его инвестора тщательно скрывалось, редактором стал амбициозный, но практически не публичный до того времени Михаил Пимонов, а переехать в офис на 16-м этаже в самом центре Омска предлагали едва ли не самым крутым журналистам города, по слухам, «перекрывая» их тогдашние зарплаты в полтора-два раза. Редактор журнала – дизайнер и журналист, экс-редактор омского выпуска габреляновской «Жизни» Михаил Пимонов – достаточно нервно реагировал на вопросы о причинах закрытия своего детища. Еще бы – всего год назад, в ноябре 2012-го, «Семерка» открывалась с большой помпой, хоть и под завесой некой тайны - Пимонов заявлял, что и сам не знает, кто его нанял делать журнал и «платит за банкет».

Но команда в редакцию подобралась охотно, без оглядок на игры в «тайного спонсора»: тогдашний спецкор РИА Новости в Омске Андрей Лебедев, один из лучших репортеров города Владимир Червонящий, опытный экономический журналист Анатолий Шестаков, известный к тому времени больше по политическим акциям, но внезапно оказавшийся талантливым публицистом Павел Акимов.

«Своим видом и содержанием «Семерка» обязана только одному человеку - Мише Пимонову, - считает Владимир Червонящий, сегодня работающий в «Деловом Омске», как и большинство сотрудников той «Семерки». - Именно он давал всем в коллективе - от верстальщика до корреспондента - столько свободы, сколько человек мог унести. Проекты, которые были неформатом, которые были невозможны в других изданиях, появлялись в «Семерке». Это был пиратский корабль медиасферы, Запорожская Сечь журналистики».

Фотографии в соцсетях и рассказы очевидцев свидетельствовали – жизнь в редакции кипит не только днем, но и ночью. Истории о пикниках на крыше 16-этажного здания рядом с мэрией и свежие номера «Семерки» каждую неделю в киосках заставляли журналистов других СМИ завидовать коллегам. «Семерка» действительно поднимала темы, на которые другие не покушались – но не от того, что Пимонов и Ко были смелее или информированнее остальных, а потому что редакция издания могла себе позволить работать с лонгридами – большими текстами, расследованиями и статьями, которые в других изданиях Омска просто не были приняты как жанр.

На этом пространстве «Семерке» и предстояло «разгуляться». Червонящий брал крутые и иногда скандальные интервью, Акимов писал колонки про урбанистическую борьбу за город, Феоктистов и Барулин публиковали лучшие в городе фоторепортажи, Лебедев доставал уникальные комментарии и новостные поводы для сайта, а Пимонов руководил процессом, явно наслаждаясь тем продуктом, который у него получался.

Однако для полного «созревания» журналу не хватило времени. Таинственный инвестор выполнил свои обязательства перед изданием на год и не более – и с ноября 2013-го перестал платить. «Семерка», таким образом, не дожила до первого в своей жизни юбилея. Экстренные поиски спонсора не увенчались успехом, и в начале декабря редакция начала вывозить мебель из шикарного офиса на 16 этаже.

После долгой паузы Пимонов нашел силы возродить если не журнал, то сайт «Семерки». Правда, «онлайн-версия журнала» оказалась теперь наполненной криминальными новостями пополам с мировой светской хроникой.

«СЛОН» в посудной лавке

Истинным пристанищем криминальных тем в Омске оказалось «информационное агентство «Сибирская лента онлайн-новостей». Сайт, созданный в эпоху так называемой информационной войны губернатора Полежаева против мэра Шрейдера, содержал новости весьма странного характера. На технически шаткой и неказистой ленте новостей отображались реальные события из мира омского мелкого криминала и полупридуманные события из жизни омского градоначальника. Ежедневно череда новостей о бытовых травмах омичей, изнасилованиях, убийствах и кражах дополнялась сообщениями о том, что мэра Омска заметили в аэропорту, сбегающим в Германию с бюджетом мегаполиса в чемоданчике.

Идеологами проекта был редактор настолько же неказистого «Нового обозрения» Владимир Пирогов и его заместитель Михаил Лебедев. Оба – представители «старой школы», талантливые писатели и опытные журналисты. Как получилось, что они ввязались в неблагодарное дело даже не политической борьбы, а подковерных интриг и скатились до глупых пасквилей, до сих пор непонятно. Однако такой факт в их биографиях присутствовал.

Потеряв главный жупел своих атак – Виктор Шрейдер в конце 2011 года стал депутатом Госдумы и технично вышел из глупой борьбы с губернатором, – ИА «СЛОН» стал целиком и полностью «криминальным» сайтом.

Его редактор, Евгений Зайцев, который сегодня работает в Петербурге, рассказал «Деловому Омску», что ему такая специфика издания никогда не нравилась: «Убедить директора сайта Михаила Лебедева сократить количество откровенной «чернухи» в ленте не получалось. Все, что было в моих силах, - постараться максимально разбавить контент новостями политики, культуры и социальной сферы».

То, что «чернуха» внезапно стала популярной – упавшее знамя «СЛОНа» подхватили «Омск-Информ» и БК55 – Зайцев объясняет узкими интересами населения и слабым развитием культурной жизни в регионе. «Криминал в лентах новостей информагентств, конечно же, должен быть, но крайне важна фильтрация. Нужно делать ставку на громкие, резонансные дела или «поучительные» истории. Не понимаю, зачем писать о том, как собутыльники устроили поножовщину, или о том, как какой-нибудь отморозок с окраины отнял в подворотне деньги у пенсионерки», - рассуждает бывший главный редактор сайта, который громко заявил о себе, но так и не выполнил возложенных на него функций.

Вскоре после закрытия «СЛОНа» обанкротилась и газета «Новое обозрение», которую редактировал Пирогов. Перед этим газета успела проиграть несколько судов о защите чести и достоинства оскорбленных ими людей. Владимир Пирогов сегодня работает на «Омск-Информе», Михаил Лебедев по иронии судьбы редактирует газету «Вечерний Омск», которая принадлежит мэрии города.

Чентырева онлайн

Еще одно детище «информационной войны» - «Инфоканал55». Елена Чентырева, сейчас уже почти забытая в Омске, некогда была всесильным медиаменеджером – именно она превратила «12 канал» в то, чем он сейчас является, – холдинг с районными филиалами и пусть не до конца современной, но мощной технической базой.

После отставки с «12-шки» Чентырева возглавила Агентство по рекламно-выставочной деятельности с офисом в «Континенте» и начала собирать вокруг себя новое СМИ. Так, в распоряжении АРВД оказались интернет-радиостанция, сайт, журнал NotaBene и интернет-телевидение «Инфоканал55».

Конкурентом уже существующим медиаресурсам канал не стал – то ли Чентыревой не хватило финансирования, то ли времени – с приходом нового губернатора Виктора Назарова эксперимент по созданию в Омске интернет-ТВ был закрыт. Его ресурсы, говорят, были переданы главному губернаторскому «12 каналу», а журнал Note Bene закрылся перед этим Новым годом.

Медиапродукты АРВД не стали ярким явлением, однако доставили немало эмоций омичам. Так, например, журнал Note Bene вышел однажды с 3D-очками в приложении – надев их, читатели могли увидеть объемные изображения достижений сельского хозяйства Омской области на фотографиях в журнале.

Оставив не лучшие воспоминания о себе у сотрудников и так и не найдя зрителей и читателей, Елена Чентырева – последний медиабоец полежаевского фронта – покинула Омск и сейчас живет в родном Красноярске. Впрочем, многие омские журналисты помнят, что все омские медиа вышли из «12шки».

Омский матовый

Один из первых омских блогеров Юлий Макаров стал главным редактором первого в Омске мужского эротического журнала неожиданно для себя – к тому моменту, когда в редакцию пришёл он, издательство существовало несколько месяцев, но «родить» хотя бы один номер так и не смогло. «Икс-Игрек» - название обыгрывало правильное сочетание мужских хромосом – родился на тогда еще почти пустом медиа-рынке Омска, однако ни у главного спонсора проекта Анатолия Драира, ни у его супруги, которая была директором журнала, опыта издательской деятельности не было. Оттого журнал запускался тяжко и со скрипом, работа с рекламодателями велась от случая к случаю, вспоминает Макаров, выпустивший первые четыре номера «первого в Омске эротического журнала».

Журнал, который стал «матовым» - как противоположность недостаточно брутальному глянцу – не стеснялся показывать на своих страницах достаточно откровенно раздетых омских девушек, а его авторы в своих текстах могли употреблять то, что сегодня называется нецензурными словами. «Тогда общество было другое, тогда никто не говорил про «духовные скрепы», - вспоминает Макаров в разговоре с «Деловым Омском». – Если бы тогда, в 2006-м, появились со своими идеями Мизулина или Милонов, их бы просто подняли на смех. Общество было более терпимым и более раскрепощённым. Издатели провели исследование и обнаружили абсолютно незанятую нишу для себя – мужской журнал».

«Иск-Игрек» изначально рассматривался как издание, родственное легендарному Hustler. Не потому что владелец американского порно-медиа-гиганта Ларри Флинт, как и Анатолий Драир, был владельцем казино, а потому что редактор настаивал на том, чтобы каждый материал журнала вызывал раздражение и возбуждение у публики. Первые номера «Икс-Игрека» рассказывали о съемках порно в Омске, о курении легких наркотиков и бойцовских клубах в омских дворах. Материалы на эти темы ожидаемо вызывали интерес не только у читателей, но и у правоохранительных органов.

Увольнение Макарова – он переехал в Москву – привело к целой чехарде «главредов» в «Икс-Игреке», в результате чего оригинальный мужской журнал стал не просто копировать идеи из MAXIM и Playboy, а иногда и целиком перепечатывать статьи из федеральных изданий. Рассказывают, что возвраты из «Роспечати» составляли до 90% тиража журнала, а рекламодатели массово отказывались от участия в проекте из-за конфликта с издателями.

«Журнал можно было издавать ещё долго, - считает Юлий Макаров, у которого еще до «Икс-Игрека» был опыт работы креативным директором издательского дома «Премьер». – Вопрос был в желании издателя это делать. В ситуации, когда журнал нерентабелен, но на его выпуск есть деньги, можно издавать хоть Forbes на Чукотке тиражом 10 экземпляров – если Абрамович будет за это платить». Роль такого Абрамовича владелец казино «Шпильхаус» Анатолий Драир играл два года.

Казалось бы, второе дыхание омскому мужскому журналу подарил новый главный редактор Вадим Мленик, переехавший в Омск из Томска. Однако выяснилось, что ни ребрендинг – превращение матового XY в глянцевый «Иск-Игрек», ни наполнение журналов качественными текстами, ни привлечение на обложки известных омских девушек из медиа и шоу-бизнеса, спасти его уже не смогут.

Права на выпуск «Икс Игрека» были проданы издательству «Четыре комнаты», которое на тот момент выпускало журнал о дизайне и интерьерах. Его арт-директором и идеологом стала известная сегодня в Омске модельер Анна Долганева. Последний номер журнала, как говорят, был испорчен в типографии – и его немногочисленные экземпляры остались разве что в личных библиотеках тех, кто журнал выпускал.

Когда выходишь на Арену

Спорт – это явление, в котором разбираются все, но которое понимают единицы. Не удивительно, что при огромном внимании к омскому «Авангарду» и его играм, практически никто не выдавал «инсайдов» из хоккейного мира. «Ястребиная охота» на «12 канале» была лояльна к клубу, а «Овертайм», выходивший, кажется, уже на всех омских ТВ-кнопках, инсайды выдавал осторожно, стараясь не навредить «Авангарду».

Первыми, кто начал играть в медиа против «Авангарда» стала «Арена55». Блог спортивного журналиста Александра Лютикова превратился на короткое время в главный источник спортивных сенсаций для журналистов и в кошмар для администрации клуба. На сайте оперативно публиковалась информация, которую буквально только что озвучивали на закрытом заседании руководства «Авангарда», о трансферах игроков первыми сообщала именно «Арена», а не пресс-служба «ястребов», а о скандалах внутри команды сообщал именно блог Лютикова.

Напряжённая жизнь для менеджеров и тренеров закончилась в тот момент, когда Лютиков, по его собственному заявлению, не смог привлечь рекламодателей на сайт и закрыл проект.

В глушь

«Тарский курьер» - еще одно издание, которое Омская область потеряла в этом году. Единственную на сегодняшний день частную газету в районах Омской области основал известнейший омский фотограф и журналист Сергей Мальгавко. Закрыл он же спустя три года.

В 2010 году он устроил «сбой на Севере» - так назвал Станислав Жоглик (тогда еще из «Бизнес-курса») показательный демарш редактора районки. После его открытого письма, опубликованного им на сайте газеты, многие назвали его образцом журналистской порядочности. Журналист обвинил Главное управление по печати областной администрации в цензуре и наступлении на свободу слова. Мало кто задумывался, почему Мальгавко, который 10 лет возглавлял газету «Тарское Прииртышье», сотрудничал с «Газпром нефтью» и Северным драмтеатром и издавал на средства губернаторских грантов свои фотоальбомы, вдруг выступил против системы. Одни считают, что Мальгавко устал от работы в «районке» и решил «громко хлопнуть дверью» перед уходом, другие – что он зарабатывал себе какие-то «политические очки» - как говорят в одной социальной сети, «сделал это, чтобы набрать «классы».

Так или иначе, но бывший редактор лучшей районки за Уралом не стал использовать свой «социальный капитал», не пошел в депутаты или политики. Зато, как говорят, при содействии Тарской городской администрации, которая была в конфронтации с районной властью – решил далеко из журналистики не уходить. «Тарский курьер» первое время не испытывал проблем – он выходил на дорогой мелованной бумаге, рекламодатели из «Тарского Прииртышья», по знакомству, перетекли в «Курьер», писали тексты для Мальгавко часто даже омские журналисты, а у газеты появился даже свой сайт.

Все закончилось внезапно. Поскольку газету Мальгавко делал фактически один – уровень подготовки молодых журналистов его не устраивал, а старые остались в «Прииртышье» - ему нужен был перерыв. Возобновить издание газеты после перерыва было проблематично. В декабре стало известно, что Сергей Мальгавко – ему уже основательно за 50 - покинул Омскую область ради вновь приобретенного Крыма. «Тарский курьер» закрылся окончательно. Кажется, без перспективы восстановления.

Александр Жиров

Фото: sostav.ru

Теги: СМИ

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.