Деловой Омск

Деловой Омск

30 декабря 2014 14.23Статьи

Щекотливая иллюминация

Омский рынок праздничного освещения практически не развивается из-за отсутствия спроса на новые средства украшения зданий и ограниченности бюджетов компаний.

Щекотливая иллюминация

Объем омского рынка светового оформления, по оценкам игроков, составляет не более 10 млн рублей, и в ближайшие годы его вряд ли ждет существенный рост. Продажа уличной иллюминации относится к сезонным видам бизнеса. Учитывая это, а также тот факт, что в Омске спрос на уличное украшение последние годы практически не растет, предприниматели рассматривают услугу по реализации светодиодного оборудования только в качестве дополнительной к основному виду работ — изготовлению световой рекламы и продаже светотехники.

Сущее опоздание

Компании, предлагающие световые изделия для праздничного оформления, считают основным рынком сбыта торговые комплексы, большинство из которых в преддверии Нового года украшают как фасады, так и интерьер.

По словам участников рынка, спрос на уличное оформление обычно появляется в конце ноября — начале декабря. «Это очень поздно, — отмечает начальник отдела продаж ГК «Техсвет» Алексей Видинеев. — Но, к сожалению, это характерно практически для всех компаний Омска, включая администрации разного уровня и госучреждения, которые обычно достаточно поздно проводят тендеры на новогоднее оформление».

«Владельцы «Каскада» и «Континента» (имеются в виду торговые комплексы. — «ДО»), у которых уже в октябре появляются елки, в этом случае действуют наиболее дальновидно, — считает руководитель отдела продаж компании «АРТ-мастерская» Оксана Трисеева. — Ведь проведение оформительских работ в декабре может осложнить холодная погода. А при низкой температуре, когда ломаются тонкие провода светящихся конструкций, сложно все организовать. Елки, установленные у торговых комплексов в декабрьской суете, как показывает омская практика, иногда падают. Если же эти работы вести до наступления холодов, то таких проблем не возникает. А в этом году раннее украшение было выгодно еще и тем, что в тот период курс доллара еще не поднялся так значительно. Из-за роста цены тот же «Каскад» вряд ли бы сейчас смог за прежние деньги приобрести такие украшения».

Боишься ли ты темноты?

Украшение домов и улиц в России еще не стало такой же традицией, как рождественская иллюминация в Америке и Европе, — говорят игроки, объясняя отсутствие ажиотажа вокруг своих магазинов в декабре. Тем не менее крупные торговые сети, популярные рестораны, кинотеатры и банки используют предновогодний период для создания праздничной атмосферы, которая стимулирует повышение спроса на их услуги. Поэтому в большинстве случаев они стремятся украсить фасады своих зданий, декорируют интерьер и витрины.

Однако, как отмечают некоторые участники рынка, определенная часть предпринимателей, оформляющих свои здания к Новому году, делают это только после настойчивых рекомендаций городской администрации. При этом даже в Центральном округе можно встретить небольшие торговые центры и рестораны без праздничного освещения, на окраинах же города световое украшение фасадов и витрин в большинстве случаев является скорее исключением из правил. Владельцы супермаркетов формата «у дома» предпочитают оформлять их более дешевыми по сравнению с иллюминацией наклейками, бумажными гирляндами и мишурой.

Стандартный набор праздничного оформления для небольшого торгового комплекса, по оценке менеджера по продажам торговой компании BEEVID Евгения Гагарина, обойдется в 25-35 тыс. рублей без учета услуг по монтажу. «За эту сумму можно купить средства для элементарного украшения здания по периметру», — говорит специалист.

Оксана Трисеева из «АРТ-мастерской» в качестве минимальной суммы, требуемой на украшение стандартного ТЦ в спальном районе, называет не менее 100 тыс. рублей: «Нам предлагали украсить здания, когда бюджет на все был в два раза меньше этой цифры, но мы в эти рамки уместиться не смогли».

По словам игроков, лишь несколько объектов в Омске украшаются масштабно, без оглядки на ограничения бюджета. Например, стоимость оформления ТВЦ «Каскад», по оценке участников рынка, составляет около 4 млн рублей. «Причем коммерческая стоимость оформления этого комплекса даже выше той цены, которую владелец заплатил компаниям за светодиодные украшения, — говорит Видинеев. — Так как многие работы по монтажу, разработке концепции украшения они делают с помощью своих специалистов, не привлекая другие компании, это вполне адекватная цена полного оформления крупного комплекса снаружи и внутри».

Некреативный подход

К наиболее популярным в Омске украшениям фасадов зданий относятся светодиодные занавесы, бахрома и тающие сосульки. Для оформления прилегающих территорий, как правило, используются светодиодные деревья и акриловые 3D-фигуры. В целом, как отмечают эксперты, список предлагаемых товаров остается неизменным последние несколько лет. По словам игроков, редкое обновление ассортимента омских магазинов в том числе обусловлено ограниченностью бюджетов компаний и отсутствием информации о других видах праздничного оформления, которые в перспективе могли бы привлечь внимание омского потребителя.

«В Тюмени, Екатеринбурге, например, есть целые красиво украшенные улицы — говорит директор по продаже компании «Мэджик Лайт» Михаил Баженов. — Там все сверкает и искрится, всегда много гуляющих. И такие примеры заразительны — компании посмотрят на это и потом заказывают такое же оформление для своих прилегающих территорий. В Омске же подобных интересных примеров, по сути, нет, поэтому стремиться не к чему».

По словам участников рынка, в городе не востребованы и услуги креативных дизайнеров, которые могут разработать концепцию праздничного убранства здания и представить нестандартный проект украшения. «В этом году мы попытались популяризировать эту услугу, — рассказала «ДО» Оксана Трисеева. — Однако ожидаемого эффекта не получили. Креатив, даже по случаю Нового года, у нас в городе не востребован».

Китайская угроза

Единственной компанией в Омске, позиционирующей себя в качестве поставщика уличной иллюминации, является «Мэджик Лайт». Ее ассортимент представлен только светодиодной иллюминацией. По мнению игроков, в течение года спрос на эту продукцию могут формировать гостиницы, ночные клубы и рестораны, фасады которых вне зависимости от сезона украшают светодиодные конструкции.

По словам директора по продаже «Мэджик Лайт» Михаила Баженова, с наступлением зимы продажи компании увеличиваются примерно на 85%. Причем эксперты считают, что рост спроса обусловлен не только приближением Нового года. Благодаря короткому световому дню иллюминация становится более привлекательной, чем летом, — с ее помощью заведения стремятся выглядеть в темноте ярким пятном, привлекающим клиентов.

Для большинства местных компаний продажа уличного освещения, по сути, является лишь дополнением к основному виду деятельности. Иллюминацией, как правило, занимаются рекламные агентства и световые компании. 80% их ассортимента составляют бегущие строки, дискошары, LED-светильники, прожекторы, световые табло.

«Заниматься только продажей средств для праздничного освещения невыгодно. Учитывая сезонность спроса на эту продукцию, о приличной выручке в этом случае говорить, безусловно, не придется», — отмечает Евгений Гагарин.

Размер прибыли компании от реализации праздничного освещения в последний месяц года игроки оценивают в сотни тысяч рублей. Среди факторов, сдерживающих рост выручки, эксперты называют конкуренцию с интернет-магазинами Китая, предлагающими более дешевую светотехнику, консервативность предпринимателей, неохотно соглашающихся на новые средства оформления, и попытки компаний сэкономить на праздничном декоре.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №49 (053) 23 декабря

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.