Деловой Омск

Деловой Омск

13 марта 2014 04.43Статьи

Оплатить проезд можно будет с помощью смартфона

Директор департамента транспорта мэрии Омска Олег Осинский рассказал «ДО» о том, какие нововведения планирует его ведомство в 2014 году и как они отразятся на рынке автоперевозок.

Оплатить проезд можно будет с помощью смартфона

 Олег Иванович, по нашей информации, ваше ведомство работает над системой электронной оплаты проезда, которая будет распространяться как на муниципальный, так и на частный транспорт. В будущем это поможет снизить количество нелегалов на рынке автоперевозчиков. На какие сроки вы ориентируетесь?

— Мы рассчитываем, что в августе-сентябре этого года нам удастся запустить электронную систему оплаты проезда. Сейчас мы активно работаем с городским советом и надеемся, что депутаты нас поддержат. Частники готовы возить и льготников, и людей с проездными билетами, но для этого необходимы терминалы. Сейчас мы хотим приобрести процессинговый центр, раздать новые терминалы кондукторам муниципального транспорта и частным перевозчикам. Современные системы позволяют пассажиру оплачивать проезд с помощью пластиковой карты или мобильного телефона. Достаточно приложить гаджет к терминалу. Почти все современные смартфоны обладают такой функцией. Владельцы старых моделей смогут обратиться к мобильному оператору, получить специальные сим-карты и пользоваться услугой. В ближайшее время мы объявим торги на приобретение нового оборудования. Правда, денег в бюджете на это нет, поэтому мы смогли договориться с лизинговой компанией, которая предоставляет его на очень комфортных для нас условиях. Наде-емся, что введение новых сервисов позволит увеличить пассажиропоток и нам удастся окупить эту систему.

Непонятно, станет ли электронный проездной безлимитным или деньги с карточки будут считываться после каждой поездки? Это принципиально для людей, просчитывающих свой маршрут с пересадками.

— Техническое задание пока не готово, мы думаем над этим. Но, на мой взгляд, необходимо сначала включить все возможности, которые предусмотрены электронной системой, а потом оценить, какие из них выберет пассажир. Вариантов много: оплата поездки в течение часа, оплата определенного количества поездок, покупка абонемента на определенные рабочие дни, льготное предложение для поездок в выходные. Всего подобных вариантов будет около 40. Те, что не будут пользоваться спросом — отключим.

По условиям действующего десятилетнего контракта с частниками обязать их установить эту систему невозможно. Станут ли владельцы бизнеса тратить деньги на установку оборудования, учитывая, что в этом случае их пассажиропоток окажется прозрачным?

— После разговоров с перевозчиками я убедился, что они видят плюсы в этой системе. Судите сами: сегодня 35-40% пассажиров — льготники, за которых готов платить Минтруд. Главное, чтобы были предоставлены данные с терминалов. И этот поток тоже будет пользоваться услугами частника.

У нас есть опыт привлечения бизнеса на городские маршруты. Частные автобусы большой вместимости давно работают на 24 и 33 маршрутах.

Однако для пассажиров ничего не изменилось: мы выдали свои терминалы кондукторам в этих автобусах, поэтому льготы и проездные там действительны. Таких маршрутов в городе уже 11, и их число будет расти. У нас достаточно большое количество маршрутов, которые мы готовы разыгрывать на конкурсе, правда, не все из них пользуются спросом.

Владельцы бизнеса утверждают, что им мешают работать нелегалы, которые отнимают пассажиров и у муниципального, и у частного транспорта. Неужели в городе нет возможности раз и навсегда решить эту проблему?

— Пока в нашем государстве не изменится законодательство, мы этот вопрос на своем уровне решить не сможем. Власть справедливо вовлекает бизнесменов в экономические процессы. На западе 50-60% бюджета формирует малый и средний бизнес, а мы, если я правильно помню, едва дотягиваем до 20%. Скажем, в 2013 году частные перевозчики заплатили в бюджет города 10 млн руб. Это в два раза больше, чем годом ранее. И это на рынке, где работает 3 тысячи машин! Для сравнения приведу данные муниципальных предприятий: на тысячу единиц пассажирской техники приходится 562 млн рублей налогов! Есть разница?

Вы предлагаете сделать чиновника регулятором?

— Это сложный вопрос. Тут надо учитывать психологию чиновников: ведь дай нам рычаг — мы заборов понастроим! Но с другой стороны, в федерации видят проблему на рынке частных перевозок. С 2006 года в Госдуме лежит проект закона, который позволял бы контролировать количество перевозчиков. А пока он не принят, человеку достаточно купить автомобиль, получить лицензию и выходить на маршрут. Раньше Минтранс обязывал частника согласовывать схему маршрута с органами власти, но сейчас и это необязательно.

Может ли появление электронных терминалов оплаты сократить популярность нелегальных перевозчиков, ведь они не будут обладать таким широким спектром услуг, как перевозчики, заключившие договор с департаментом транспорта?

— Да, этот сервис может снизить количество нелегальных перевозчиков. 35% пассажиров — льготники, еще 30% — пользуются проездными. Плюс к этому 25-30% омичей активно пользуются банковской картой в магазинах. Поэтому, выдав терминалы всем лицензионным участникам рынка, мы резко ограничим пассажиропоток нелегалов. Это их заставит выйти из тени, получить лицензию и работать на общих основаниях. А значит платить налоги. Полностью избавиться от нелегалов поможет лишь федеральный закон. Но уповать только на него глупо, нужно сейчас работать.

Если органы власти пока не могут регулировать перевозчиков, может быть, сами участники рынка готовы навести порядок, ведь они из-за нечестной конкуренции теряют пассажиров и деньги.

— Мы собирали перевозчиков за круглым столом и пришли к выводу, что им самим эта ситуация надоела. По существу, у нас общие цели. Им нужны гарантии для бизнеса, нам — перевозка людей на комфортных автобусах. Вы заметили, что у нас частники купили? Автобусы «Форд», «Мерседес». Это машины бизнес-класса. Они в аэропортах вип-пассажиров возят. Услуга высокого уровня появилась. И таких машин становится все больше! Раньше говорили, что их около 500, сейчас количество доходит до 850! Но и «Газели» с рынка не уходят, хотя мы оговаривали постепенную их замену. И получается, что предложение на рынке в избытке. Это хорошо для пассажира, но плохо для города и транспортных компаний. В городе по две полосы заняты транспортом, перевозящим пассажиров. В идеале автобус должен прийти на остановку, забрать всех желающих и уехать. Перевозчики это понимают, но они вынуждены оптимизировать свои расходы исходя из тарифа в 18 рублей.

Вы настаиваете, что стоимость билета должна вырасти, несмотря на все протесты пассажиров?

— Тариф на сегодняшний день установлен с учетом той экономической ситуации, которая сложилась в регионе. Но мы все равно идем к тому, что он станет экономически обоснованным. Бюджет города не способен компенсировать часть стоимости. Конечно, жители привыкли к другому. Но и за рубежом достаточно дорогой проезд. В Чехии билет стоит один евро, хотя средние зарплаты около 32 тысяч рублей. В мире существует понятие — комфортная цена поездки: 5% от средней зарплаты. Если у нас средняя зарплата 23 тыс. руб., то при средних 60 поездках в месяц (как заложено в структуру проездного билета), одна поездка должна стоить 19 рублей! Это комфортная цена! В некоторых странах тратят и 7%, но это уже грабеж.

Тот, кто может тратить на проезд больше — пересаживаются на личные автомобили.

— Я уверен, что нужно всем пересаживаться на общественный транспорт. Я, конечно, сейчас не получу поддержки автомобилистов, но история всех крупных городов мира показывает: сначала все вставали в пробки, потом думали что делать, и в итоге — пересаживались на общественный транспорт. Мы пока не дожили до коллапса. У нас еще есть отдельные резервы на некоторых участках дорожной сети. Но бесконечно оттягивать этот момент все равно не получится.

Если бы вся администрация пересела на автобусы, то и мы бы с радостью повторили ваш опыт...

— Я сам езжу на общественном транспорте. И не вижу в этом проблемы. Да, днем, когда плотный график и нужно везде успеть, — приходится пользоваться автомобилем. Но в часы пик мне удобнее передвигаться на муниципальном транспорте. Конечно, автомобилизация населения влияет на доходы транспортных компаний, в том числе и муниципальных. Без бюджетной поддержки транспортникам тяжело. Хотя есть положительная динамика. В 2012 году муниципальным городским пассажирским предприятиям выделяли 600 млн рублей, а сейчас только 35 млн. Бюджет города, к сожалению, сокращается. Чтобы увеличить пассажиропоток, а значит и выручку, мы закупили партию новых троллейбусов. Обратились к людям, чтобы они пользовались ими. И это дало эффект: в новых салонах выручка повысилась на 27%! Сейчас мы хотим продолжить эту стратегию и с другим транспортом: будем покупать автобусы и просить пассажиров проголосовать рублем за муниципальный транспорт, тем самым поддержать его развитие.

Вы сказали о покупке троллейбусов. Сначала в СМИ сообщалось, что администрация их берет вроде как на трехмесячное пользование, чтобы потом принять решение о покупке...

— Нет, троллейбусы куплены по обычной лизинговой схеме, за счет средств предприятий. Мы долго искали технику подешевле. Ездили в Минск, остановились на «МАЗе». Они даже скинули цену до 6,5 млн рублей за машину. Но наш постоянный поставщик «Завод имени Урицкого», понимая, что пускать конкурента на этот рынок нельзя, опустил цену еще ниже — до 5,5 млн. Мы сэкономили и купили троллейбус по цене автобуса.

Вас критикуют, что троллейбусы были куплены без конкурса.

— Мы действовали в рамках законодательства прошлого года. В этом году, вы правы, уже необходимо проводить конкурс. Хотя и в прошлые года мы устраивали аукционы на внутренней площадке. Нас не обязывали так делать, но это выгодно, чтобы конкуренты сталкивались лбами и снижали цены.

Даже приобретая новый подвижной состав, вы постоянно сообщаете о сокращении тех или иных маршрутов. Пассажиры недовольны.

— Вся страна проводит оптимизацию. В Казани в прошлом году было 104 маршрута, в этом уже 86! Да, у нас много автобусных маршрутов, но средний интервал движения на муниципальном транспорте доходит до 20 минут. А где-то и до 40! Это ненормально! Он должен быть в районе 12-13 минут! У нас есть программа оптимизации, которую мы внедрим в этом году — хотим убрать часть маршрутов, а высвободившиеся машины пустить на другие маршруты. Тогда пассажир более активно будет пользоваться общественным транспортом, зная, что он ходит часто.

Но ведь пассажиры отмененных маршрутов будут негодовать?

— Понятно, что будут недовольные. Поэтому список закрывающихся маршрутов я пока называть не буду. Но есть автобусы с интервалами движения по 40 минут! И кто их будет ждать? Не лучше ли соединить несколько маршрутов в один с более предсказуемым графиком движения? Да, пассажиру придется запланировать пересадку, но для миллионного города это нормально. Можно купить проездной и не испытывать никаких проблем. Я вообще рекомендую садиться в первый пришедший автобус, проезжать как можно дальше и там пересаживаться на следующий. И так вы сможете быстрее доехать до места назначения, вместо того, чтобы ждать гарантированный автобус на отдаленной остановке, который может и задержаться, и сломаться.

Пассажиры жалуются, что муниципальный транспорт по утрам ходит партиями, после которых возникает солидный перерыв. На морозе автобус ждать неудобно.

— Мы можем решить этот вопрос очень просто: нужны выделенные полосы для общественного транспорта. Тогда он вообще будет ходить строго по расписанию. Для этого нужно подготовить общественное мнение, потому что сейчас мы встречаем активное противодействие автолюбителей.

Много критики в адрес вашего департамента вызвали истории с возгораниями в автобусах. Все помнят случай, когда одна из машин вспыхнула недалеко от мэрии Омска. Почему это происходит?

— Реально сгорел только один автобус. Остальные ЧП связаны с возгоранием в салоне. По нашим данным, таких случаев не больше, чем в прошлые годы. Хотя это не оправдание. Если говорить по существу, то в некоторых машинах есть конструктивные особенности, которые приводят к таким происшествиям: под обшивкой проходит электропроводка, и есть мертвые зоны, в которых заменить протершийся провод нет возможности. Нужно понимать, что в городе автобусы наматывают по миллиону километров, техника изнашивается за 7-10 лет.

Александр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №9(013) 11 марта

Добавить комментарий
Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.