Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

01 октября 2019 07.00

Дом оргий и философия дарения: омичка побывала на самом чумовом фесте в мире — Burning man

Бывшая омская журналистка, а ныне человек мира Анна Беляева поделилась с «Новым Омском» впечатлениями.

Анна Беляева

Раз в году на дне древнего озера в Неваде с нуля возводится Black Rock city — город радикального самовыражения и эксперимента. Там не работают деньги и мобильная связь, все резиденты живут по общим принципам дарения и участия, в воздухе витает свобода, и каждый может быть тем, кем пожелает. Речь о самом необычном фестивале планеты Burning man, известном своими футуристическими инсталляциями, монструозными огнедышащими арт-карами, стимпанковыми костюмами и лучшими вечеринками. 

Билеты на Burning man (BM) раскупаются за считанные минуты, поэтому попасть туда — настоящая удача. И мне повезло.

Радикальная самодостаточность

Когда восемь лет назад на Burning man собирался мой друг, мне было его искренне жаль. Ехать в пустыню с едкой пылью, невыносимой жарой и холодом, отсутствием благ цивилизации, со всей этой сложной логистикой, да еще и за 500 долларов, казалось мне верхом безумия. Спустя восемь лет мое мнение не изменилось, но благодаря тому, что на принятие решения у меня было всего несколько часов, занудство не успело победить авантюризм.

Условия на Burning man действительно экстремальные. Это настоящая пустыня, только не с песком, а с известковой пылью, которую желательно каждый день с себя смывать или стирать влажными салфетками.

Днем температура поднимается выше 40 градусов, а ночью могут прийти заморозки. Кроме того, в пустыне часто поднимаются пыльные бури, на случай которых с собой нужно носить противопыльные очки и маску.

По принципу радикальной самодостаточности обеспечить себя всем необходимым для выживания на BM каждый должен самостоятельно. Из необходимого с собой нужно взять воду (рекомендовано 5,5 литров на человека в день), несколько комплектов одежды (желательно нарядных) на жару и холод, еду на все 8 дней (это могут быть консервы, завариваемая лапша, что угодно), горелку и топливо к ней. Также необходимо позаботиться о том, где будешь спать (палатка, арендованная машина, у друзей в RV (походный автобус)). Плюс мелочевка в виде санблоков (до поездки на BM я даже не знала, что бывает защита в 100 SPF (солнцезащитный крем), кружек, ложек, фонариков, гирлянд (ночью необходимо заматывать себя и велосипед, чтобы случайно не сбили) и прочего. Важный пункт — велосипед: в городе на 70 тыс. человек с огромной плаей (от исп. Playa — пляж) большие расстояния, и пешком, да еще и в жару, преодолевать их сложно.

Black Rock city — совершенно автономный город со своим госпиталем, храмом, почтой и даже аэропортом. Он состоит из двух частей: плаи, где возводятся инсталляции и курсируют арт-кары, и лагерей, которые располагаются полукругом вокруг нее, — улицы задают часы и буквы алфавита. Основные координаты — тот самый человек, которого сожгут, на 6 часах и храм — на 12-ти. Когда нет мобильной связи, понимаешь все удобство такой организации, и хотя в BM существует понятие «плая тайм», предполагающее опоздание в несколько часов, место всегда можно определить абсолютно точно.

Радикальное самовыражение, здесь и сейчас

Первые два дня на BM сложно и физически, и логистически. Накрывает джетлаг (синдром смены часового пояса) и акклиматизация, плюс толком не понимаешь, где ты и как здесь ориентироваться. На третий день начинает казаться, что ты здесь уже месяц, и все идет своим чередом.

Первое, что вызывает восторг, конечно же, арт-инсталляции, монстрокары и костюмы участников.

Вот мимо на брутальной железной машине пронеслась стайка эльфов, розовый единорог угостил шипучим коктейлем, всадник апокалипсиса спросил, как пройти в библиотеку, а совершенно голый мужчина затеял спор о теории струн.

Здесь можно познакомиться с любым человеком, присоединиться к любой беседе или активности, принять участие в общем деле.

Каждый день на BМ проходят тысячи мероприятий. Это лекции и воркшопы на всевозможные темы — от изготовления шляпки до феминизма и легализации психоделических веществ, причем проводят их спикеры, определяющие международную повестку, развлечения — от прыжков на батуте до массажей и спа, работают бары, чайные и полевые кухни. Где-то раздают на завтрак блины, где-то рассказывают, как выводить из бэд трипа, где-то на ужин зажаривают теленка, а где-то обсуждают пробуждение мужских и женских энергий. Здесь всего так много и все настолько разное, что два человека опишут вам фестиваль совершенно с разных сторон. Родитель будет рад многообразию детских площадок и активностей, йогиня — множеству разного вида йог, нерд (не знаю, какой найти эквивалент в русском) — научных лекций.

Абсолютно все на BM организуется добровольно и отдается безвозмездно — за деньги на плае можно купить только лед для термосумок и кофе, да и то в специальном месте. Поэтому даже если вы взяли недостаточно еды и воды, вы точно не пропадете. Это же относится и ко всем возведенным объектам — их строят волонтеры, которые приезжают в пустыню иногда за несколько месяцев до ивента. Добровольцы же занимают и все муниципальные должности во время фестиваля: это врачи в госпитале, мастера всех ремесел, смотрители, отвечающие за порядок, почтальоны и др.

Дарение, участие

И здесь мы подходим к философии, на которой держится фестиваль — дарение. Причем на плае действует какая-то невероятная магия, на которую потом начинаешь просто полагаться, зная, что тебе придет само все, что нужно.

Был день, когда на нас свалилось сразу несколько неприятностей. Сломался велосипед, у меня обострились проблемы с желудком, другу до крови рассекло ногу. Сначала мы случайно встретили скорую, которая тут же в поле починила ногу, потом дошли до госпиталя, где дежурил русский врач —он дал мне лекарство по аналогии с теми, что я пью в России в таких случаях, и прописал спать, пить и есть гречку. Так как в мастерские, где чинят велосипеды, мы уже не успевали, уныло поплелись в лагерь пешком. Практически сразу нас окликнул парень, которому показалось странным, что мы идем с велосипедами, и за пять минут починил колесо — оказалось, он из тех, кто чинит все, что видит. И в завершение вечера, а вернее ночи мы случайно оказались в лагере, где нам предложили гречку.

И если первые несколько дней ты ошарашенно берешь, не веря своему счастью, то потом понимаешь, насколько круто отдавать. Причем отдавать можно не только материальное, мы, кстати, дарили увлажняющие маски для лица и патчи, но и внимание, участие, заботу, поддержку.

Особенно это заметно в храме. Его стены завешаны фотографиями людей и животных, которых больше нет, историями и посланиями. Кто-то не успел доехать, кто-то не придал значения, кто-то был не слишком внимателен, но большинство просто не может пережить потерю. Сюда приходят, чтобы попрощаться, выразить свое горе, отпустить. Мужчина, напротив которого я сидела, соорудил целый алтарь из фото. В процессе он начал плакать, и к нему тут же подошли несколько человек. Обняли, выслушали его историю, сказали нужные слова. На фото были женщина и девочка.

Как-то и мне пришлось выступить в роли утешителя. Красивый высокий скандинавский парень с рыжими ресницами, совершенно потерявший веру в себя.

Не оставляй следа

Black Rock city можно смело назвать городом, в котором все счастливы. Это настоящая утопия, сложившийся коммунизм, в котором люди дарят, не требуя ничего взамен, стараются для общего блага и заботятся друг о друге. Как известно, в дикой природе такие явления не встречаются, поэтому и Black Rock city существует всего неделю. Исчезает он постепенно. Сжигать деревянные объекты начинают еще с четверга, а в субботу сжигают самого Мэна. Это происходит торжественно, с фейерверком, при участии большей части резидентов — люди радуются, обнимаются, поздравляют друг друга.

Вместе с Мэном, который служил маяком всю эту неделю, исчезают многие лагеря — стараясь избежать пробки на выезд, они заранее собираются и выезжают сразу после или даже до главного события фестиваля. На месте баров, батутов и мастерских образуются пустые квадраты, указатели разбирают на сувениры, из-за чего найти свой лагерь становится довольно сложно.

В субботу сжигают второй важный объект — храм. И если Мэна провожают радостно и с музыкой, то храм горит в полной тишине, многие люди плачут, а потом водят ритуальные хороводы на пепелище.

На следующий день в Black Rock city остаются только строители и волонтеры. По принципу leave no trace после BM пустыня должна остаться в первозданном виде, поэтому каждый лагерь проверяет, чтобы на месте его стоянки не осталось ни одного инородного предмета. Весь мусор, отходы, использованную воду увозят с собой, а после того как все собрано, по периметру проходят с граблями, чтобы собрать даже самые мелкие предметы. Когда уедет весь город, волонтеры повторно пройдутся с граблями по всей его площади.

Ну и про разврат

Когда я говорю, что на BM каждый найдет все, что пожелает, я действительно имею это в виду: секс-наркотики-рок-н-ролл-электроника — важная часть бернингмэнской программы. Алкоголь из каждого встречного бара льется рекой — наливают от легких мохито до водки и коньяка. Есть бары, где готовят сложные интересные коктейли и зазывают в них прекрасные эльфийские дивы, так что отказаться порой бывает сложно. Начать употреблять можно с самого утра, и зной здесь не проблема.

С наркотиками в Неваде в отличие от соседней Калифорнии гораздо строже — на фестивале дежурят рейнджеры под прикрытием, поэтому каждый приезжий знает, что если девочка-одуванчик предложит тебе ЛСД, надо двести раз подумать, прежде чем брать. Но у друзей брать можно, поэтому радость от жизни и экспириенс участники получают во всех направлениях, плоскостях и мирах. К слову, официальное отношение к наркотикам на BM, скорее, негативное — в последнее время его все больше стараются ориентировать на арт. Одновременно с этим с лекциями о пользе и легализации наркотиков на BM выступают такие культовые персонажи, как Рик Доблин, основатель Мультидисциплинарной ассоциации психоделических исследований.

Для желающих испытать радость группового и публичного секса на BM существует Дом оргий. При этом если вы одинокий мужчина в поисках приключений, вас туда не пустят —место только для пар.

В очереди на вход можно простоять час, потом вам прочитают лекцию о том, что такое согласие и чем оно отличается от ярко выраженного согласия, ну а дальше выбираете: то ли присоединиться к уже начатой вечеринке, то ли организовать свою, то ли просто двигаться параллельно.

Конечно, есть на BM и другие подобные заведения меньшего масштаба, например, Orgy bus — мы случайно встретили его грустного хозяина. Дело в том, что по ошибке о нем не упомянули в программе фестиваля, и никто не знал, что на BM есть такое прекрасное заведение. Чтобы хоть как-то утешить хозяина, мы посмотрели автобус и наговорили кучу приятностей о том, как он уютно и удобно все организовал. В общих же пространствах все чинно и благородно, и дальше поцелуев, объятий и держаний за руки никто не заходит.

10 принципов фестиваля Burning man

1. Радикальное включение

2. Дарение

3. Декоммодификация

4. Радикальная самодостаточность

5. Радикальное самовыражение

6. Общественные усилия

7. Ответственность

8. Не оставляй следа

9. Участие

10. Здесь и сейчас

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 6):

Жека Симмонс
Не, я лучше на сeкс-острова поеду. Где за 5000 долларов буду совокупляться с пoпaстыми латиноамериканками
01 октября, 22:55 | Ответить
45
вопрос автору - каков общий бюджет поездки?
01 октября, 13:03 | Ответить
Ольга
как купить билеты, если их купить невозможно?
01 октября, 12:43 | Ответить
Йогиня
Потрясающий опыт и интересный рассказ. Непонятно только, почему такой социальный эксперимент проводится в таком неуютном месте
01 октября, 11:47 | Ответить
Тетка
Мне не понять. Дурь какая-то. Похоже на шизофрению. Создавать, а потом все сжигать из-за недельного сомнительного удовольствия. Просто деньги на ветер это для богатых бездельников. Мое личное мнение, что такая свобода похоже на бомжевание и бродяжничество. Только у нас могут гадить и за собой не убирать.
01 октября, 09:43 | Ответить
Никодим
боже мой, да вы то куда лезете - вы же ограниченный человек, вам дальше кухни и приусадебного участка никуда ходить и не стоит. Вот и не ходите. Нечего вам делать на таких тусовках и других не стоит поучать.
01 октября, 11:02 | Ответить