Деловой Омск

Деловой Омск

19 января 2015 11.08Статьи

Сергей Калинин: «Пытаюсь заработать во время кризиса»

Председатель совета директоров ХК «Акция» Сергей Калинин рассказал «ДО», почему приятнее строить завод с нуля, а также о предложениях, от которых бизнесмену невозможно отказаться.

Сергей Калинин: «Пытаюсь заработать во время кризиса»

Сергей Петрович, с каким настроением уходили на новогодние праздники, учитывая экономическую ситуацию, которая резко изменилась в конце года?

— Я уходил с хорошим предновогодним настроением. Нужно радоваться, что все плохое позади. Теперь, по крайней мере, стало понятно, как действовать дальше.

Ваша компания конкретно что-то потеряла из-за скачков валюты?

— Пока нет. Я даже стараюсь на этом заработать. Например, инвесторы-шведы, которые поставляли мне оборудование для молокозавода, дали рассрочку на три года в связи с падением рубля. Кроме того, они проявили чуткость и, учитывая рост евро, пошли на уступки. В результате я буду платить им по старому, докризисному, курсу.

Удивительно, что иностранные партнеры с таким пониманием относятся к вашим трудностям.

— Более чем с пониманием. Я плачу им за оборудование евро по курсу 49,75 рубля. А упаковку мы покупаем за рубли по цене, которую установили еще летом. Зарубежные компании терпят из-за нас убытки, но терпеливо ждут, когда ситуация в экономике стабилизируется.

Если верить словам Владимира Путина, возможно, этой стабилизации придется ждать несколько лет.

— Самый сложный в такой ситуации — это начальный этап, когда совершаются хаотичные, необдуманные действия. Почему возник ажиотажный спрос на некоторые товары? Цены на продукцию импортного производства снизились, если их пересчитать на курс доллара, но в рублевом изменении они повысились. Однако, несмотря на это, товары активно скупают. Правда, это не касается продовольственных товаров. Ведь ни политически, ни экономически, ни социально невозможно взять и поднять цены на продукты питания, руководствуясь курсом доллара. Так вот период, когда ты как производитель тратишь валюту на оборудование, но продаешь свою продукцию за рубли по старым ценам, очень сложный. Со временем все адаптируется, цены на продовольствие, конечно, повысятся, но не пропорционально росту курса доллара. На все требуется время: 3-6 месяцев, и рынок перестроится, станет проще.

Вы пришли на молочный рынок, когда экономическая ситуация, тот же курс доллара, себестоимость продукции и затраты были одними. Сейчас все это изменилось. Как это отразится на вашем производстве — вы будете экономить на сырье, кадрах?

— Нет. Мы работаем в среднем ценовом сегменте и априори не можем перейти в нижний — этого не позволяет сделать себестоимость продукции. Мы предлагаем по минимальным ценам высококачественный продукт, от производства которого отказываются крупные федеральные молочные компании. Им тяжело зарабатывать на социальном молоке, это ниша не для них, а для местных производителей. Поэтому их нежелание заходить в этот сегмент объяснимо. Москвичи, например, не знают, как можно строить в Омске жилье не в убыток себе. Ведь у них затраты выходят выше, чем у нас конечная цена. А мы ничего, строим и зарабатываем на этом.

«Милком» — это уже не первый ваш молочный проект. До этого был завод «Вита». Как у вас вообще родилась идея заниматься этим бизнесом?

— (Улыбается) Причина в генетической памяти. Мои деды и прадеды занимались сельским хозяйством. В детстве я все лето проводил в деревне. У бабушки была корова. Это прекрасные воспоминания.

То есть вы так любили в детстве пить молоко, что в результате у вас появился молочный завод «Вита»?

— К его покупке я шел, начиная с 90-х годов. Когда в 91-м году вся экономика встала, в стране была гиперинфляция, шоковая терапия и тому подобное, мы просто купили домик в деревне, корову и сами себя обеспечивали молоком. Значительно позже пришла мысль, что с помощью этого можно зарабатывать. Тут подвернулась «Вита». Мне удалось примирить враждующих акционеров этого предприятия покупкой их пакета акций. На него претендовало два человека, и я заплатил его стоимость и первому, и второму. В результате все были удовлетворены, а нам досталось далеко не лучшее в регионе предприятие. Производств такого уровня в то время было множество: построенные в 50-х годах заводы со старым оборудованием и давно не ремонтированными цехами. Но кропотливая работа, «золотая» команда, которая не боялась экспериментов, и тот факт, что мы не забирали с предприятия оборотные средства, дали свой результат.

Расскажите историю создания бренда «Утренняя зорька»?

— Для разработки мы пригласили специалистов по маркетингу. Правда, я предлагал другое название для будущей продукции. Опять же, если вспомнить детство, то моя бабушка приносила молоко в глиняных крыночках. И я предложил: «Давайте назовем продукцию «Крыночка». Но маркетологи настояли на другом наименовании. Они сказали, что по результатам соцопросов, большие перспективы будет иметь марка «Млечный путь». Я им говорю: «Мне кажется, такая марка уже есть, называется она Milky Way, и мы вряд ли сможем ее запатентовать». В результате остановились на знакомой всем омичам торговой марке «Утренняя зорька».

А слово крыночка теперь звучит в названии продукции лузинского молокозавода группы «ПРОДО».

— Да, вскоре эту идею продали Константину Потапову (в 2001-2004 годах был председателем совета директоров ОАО «Омский бекон»). Я понимаю, что это название вполне могло бы возникнуть в головах других людей, но я на 100% уверен, что «Омскому бекону» продали именно мою идею те самые люди, что присутствовали при ее рождении в «Акции». Тем не менее мне приятно, что и я имею отношение к этой марке, на которой люди прекрасно зарабатывают.

Бренд «Утренняя зорька» тоже считался одним из лидеров. Какую часть омского рынка вы с ее помощью контролировали?

— Примерно 25-30%. Мы входили в тройку лидеров по переработке молока, занимали 2-3 место в регионе. Специально под эту марку создали торговый дом «Молис», он ее и вытянул. Бренд был настолько сильным, что даже после смены собственника он эффективно работал, хотя в его продвижение за эти четыре года не было вложено ни копейки.

О решении продать «Виту» компании «Вимм-Билль-Данн» что только ни писали в прессе. А каковы были истинные мотивы?

— Кризис 2008 года в меньшей степени коснулся сельхозпереработчиков, но все остальные наши бизнес-проекты оказались в непростой ситуации. Например, наш завод полиэтиленовых труб, строительное направление имели большую закредитованность. В этих условиях «Вимм-Билль-Данн» хорошо подготовился. Компания сделала нам такое предложение, от которого невозможно было отказаться. Если бы мы его не приняли, то могли бы потерять весь свой бизнес. В результате сделки мы закрыли все свои финансовые проблемы и еще остались в плюсе. Торговый дом «Молис» остался в нашем холдинге, несмотря на то, что делали предложение «Вимм-Билль-Данну» купить и этот актив. Такая договоренность была на первом этапе, но в 2010 году PepsiCo приобрела 60% «Вимм-Билль-Данна» и закрыла завод. Кстати, я пытался выкупить у PepsiCo то, что от него осталось, но не получил даже ответа на свое предложение.

Вы тогда уже знали, что вернетесь в этот бизнес?

— После продажи завода у нас остался Торговый Дом «Молис» и логистическая компания. Было понятно, что без собственного производства эти проекты обречены. Это подтолкнуло меня к мысли, что нужно либо купить готовое производство, либо наладить свое. В тот период я в том числе рассматривал для покупки молочный завод в Полтавском районе. Даже вел по этому поводу переговоры, но в результате так и не решился на сделку.

Какие проблемы там были?

— Те же, что были в 90-х годах у «Виты»: изношенное оборудование, рассчитанное на производство продукта, который тяжело продать — срок его хранения составляет меньше 5-7 дней.

С таким продуктом тяжело заходить в сети. Кроме того, меня волновал кадровый вопрос, не хотелось бы проводить своими руками массовые сокращения, а они были необходимы. На заводе работают сотни человек, а нужно, скажем, 50.

В общем, у меня были сомнения, сомневался и Михаил Анатольевич (Курцаев, владелец полтавского молзавода. — «ДО»). Тем временем у меня появился деловой партнер Валерий Маначинский, с которым мы едва не экспромтом решили построить завод с нуля. На проектирование, строительство и закупку оборудования мы отвели всего год.

С нуля легче строить?

— Не могу сказать, что легче, но точно приятнее. Без проблем, конечно, не обошлось, потому что у нас не было готового проекта, его приходилось корректировать по ходу работ. Но риск оказался оправданным.

Насколько сложно вам заходить со своим продуктом в торговые сети?

— С сетями договариваться непросто, они выставляют довольно жесткие условия. Нам надо находить способы продвижения своей продукции, поддерживать качество на высоком уровне. Мы уже вошли в «Холидей» (сеть супермаркетов. — «ДО»), думаю, договоримся с Шадриным (Дмитрий, совладелец магазинов «Поворот», «Победа», «Еда», «Наш магазин»).

Общественный резонанс вокруг ваших других бизнесов не отвлекает от этого нового направления? Например, в СМИ сообщают, что ваша строительная компания пытается насильно выселить людей из частного дома, который мешает стройке.

— Вы же понимаете, это абсурд. Это и невозможно, и абсурдно. Но они пытаются жаловаться и подключать разные силы. Мы же находимся с ними в диалоге, делаем разные предложения. Надеюсь, договоримся.

А какие перспективы сейчас с «Горгазом»? В прошлом году шла речь о продаже актива «Газпрому».

— Переговоры идут. Но о их результатах говорить сложно. Намерения «Газпрома» не изменились, они хотят создать единую систему газораспределения. Для нашего согласия необходимо предложение, от которого нельзя будет отказаться.

Досье

Сергей Калинин родился 8 декабря 1963 года.

В 1978—1984 годах работал осмотрщиком на железной дороге, слесарем в депо, служил в армии.

В 1990 году окончил ОмГУ по специальности «Правоведение».

С 1990 г. по 2011 г. - гендиректор компании «Акция».

С 2011 г. по настоящее время – председатель совета директоров ООО «Холдинговая компания «Акция» (включает в себя ТД «Молис», ОАО «Омскгоргаз», ООО «Сибагрохолдинг», теннисный центр «Дерижабль», ООО «Омский завод трубной изоляции» и другие).

С 2014 года — председатель совета директоров ОАО «Милком».

Четырежды избирался депутатом омского Законодательного собрания.

Станислав Жоглик

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 1 (054) 14 января

Добавить комментарий
Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Трагедия авангарда: отголоски эпохи конструктивизма в Омске

Первые десятилетия двадцатого века — краткий период рассвета архитектуры русского авангарда. Время, когда люди пытались построить новый мир: элегантный, функциональный, экспериментальный.

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.