Деловой Омск

Деловой Омск

22 января 2015 16.46Статьи

Виктор Титарев: «Омский аэропорт не упадет ниже отрасли»

Гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Виктор Титарев год со дня назначения на этот пост не давал больших интервью. В беседе с «ДО» он снял с себя обет молчания и рассказал о полетах своих критиков во сне и своих полетах наяву.

Виктор Титарев: «Омский аэропорт не упадет ниже отрасли»

Виктор Владимирович, пока вы год безмолвствовали, о ситуации в омском аэропорту активно высказывались другие люди. Скажем, в декабре весьма критическую оценку вашей деятельности в прессе дал бывший глава аэропорта Сергей Круглов. Он заявил, что ваши интересы находились где-то в плоскости психологии «лавочника», а не в области совершенствования технологий взаимодействия служб аэропорта и безопасности. Согласны с такой оценкой?

— Вас это удивит, но выражение — «психология лавочника» — меня нисколько не задевает. Да, мы хотим превратить терминал в большой ресторан-кафе-шопинг-центр. А вы хотите, чтобы пассажир перед полетом часами сидел на железном стуле, уткнувшись в серую стену? Человек должен находиться в комфортном и интересном пространстве, не чувствовать стресса. Заметьте, раздраженные люди обычно ничего не покупают. Покупают довольные. И наоборот, сама покупка, будь это книга, сувенир или чашка кофе, повышает уровень эндорфинов в организме, делает человека «более счастливым». Более того, покупка продлевает положительные впечатления от пребывания в городе и аэропорту. Кто-то вспомнит: «А вот эту куртку Bosco я купил в омском аэропорту!». Супер! Так что уровень продаж в аэропорту — это не только доход наших партнеров и самого аэропорта, но и показатель качества обслуживания пассажиров и их удовлетворенности.

Но вся эта надстройка способна приносить дивиденды, только если существует надежный технологический фундамент. И здесь мы ведем огромную работу, как в части реструктуризации технологических схем, реинжиниринга процессов, так и в части технической оснащенности. Я уверен, пассажиры и авиакомпании видят результаты уже сегодня.

Господин Круглов называет конкретику, мол, вы ни разу не проводили учений по аварийной посадке самолета в аэропорту. Ни разу не проверили работу аварийно-спасательных команд...

— Это неправда. Все необходимые учения, естественно, проводятся. Мы не можем не проводить их. Планы учений различных служб направляются в профильные ведомства в конце предшествующего года. Мы неукоснительно их соблюдаем, добавляя иногда нестандартные ходы. Как, например, организация такого рода учений во время споттинга в омском аэропорту в июле прошлого года.

Однако в этом деле не все учениями определяется. Начинать-то как раз надо с простых вещей. В феврале я обратил внимание на то, что у нас транспорт перемещается по перрону без проблесковых маячков. На это я указывал людям, которые проработали в аэропорту по 20-30 лет! Здесь за прошлые годы сложилась такая вольница — руководители позволяли себе находиться на перроне без сигнальных жилетов! Тяжелую битву я вел и с порочной практикой некоторых «особенных» граждан ставить свои машины в зоне безопасности терминала. На меня постоянно пытались давить — звонили, предъявляли претензии. Но если я вижу машину у входа в терминал, то немедленно вношу ее в черный список. Исключений нет и быть не должно! В этот список периодически попадают автомобили высокопоставленных чиновников, крупных предпринимателей, руководителей предприятий — посетителей бизнес-зала.

Кстати, про бизнес-зал. Конфликт вокруг него до сих пор не исчерпан. Каковы основные мотивы ваших действий в истории с «Омскавиасервисом», который сдавал бизнес-зал в аренду аэропорту? Ваш оппонент говорит, что вы изматываете малое предприятие, принуждая его продать вам этот зал по цене вдвое ниже.

— Мои мотивы абсолютно просты. Когда я возглавил аэропорт, то увидел, что за аренду бизнес-зала наша организация за 3 года заплатила «Омскавиасервису» около 30 млн рублей! И это за 300 кв. м! Я вынес на заседание совета директоров вопрос о включении в инвестплан 2014 года 5 млн рублей на создание своего бизнес-зала. Мы уложились даже в 2,5 млн. Получился отличный бизнес-проект — мы окупились менее, чем за полгода.

Я слышал, ваш новый бизнес-зал критиковали за недостаточную комфортность...

— Так как в новое помещение пришлось въехать оперативно, некоторые работы мы заканчивали уже в процессе эксплуатации. И я приношу свои извинения пользователям бизнес-зала за те временные неудобства. На сегодня зал полностью готов, я ручаюсь — все на очень достойном уровне.

Позиция вашего критика Сергея Круглова в деле «Омскавиасервиса» не выглядит сторонней. По вашей информации, он аффилирован с этой компанией?

— Судя по всему, с формальной точки зрения, он — аффилированное лицо. Участником ЗАО является некто Круглов С. С., сказывают, сын. Однако ни я, ни представители аэропорта, участвующие в собраниях ЗАО «Омскавиасервис» (ОАО «Омский аэропорт» владеет 19% доли в обществе), Круглова С. С. никогда не видели. В собраниях участвует Сергей Федорович. Все переговоры со мной по бизнес-залу вел также он. И переписка по электронной почте у меня велась только с Сергеем Федоровичем. Но официальные письма, в том числе и открытое, опубликованное в газете «Коммерческие вести» в феврале, подписано директором ЗАО «Омскавиасервис» господином Похилюком.

А как вы оцениваете перспективы переговоров компании по продаже бизнес-зала «Аэрофлоту»?

— Мы встречались с представителями «Аэрофлота» — там никто не собирается ничего покупать. Правда, они всерьез рассматривали вопрос аренды бизнес-зала. Им все равно, какого: «Омскавиасервиса» или нашего. И мы, в свою очередь, направили им наши экономические выкладки. Они думают. Я сомневаюсь, что сейчас в такое время у них есть интерес заходить в регионы на подобные инвест-проекты. Но в жизни всякое бывает...

Ваш оппонент, кстати, обвинил вас и в том, что вы чаще бываете в командировках, чем на рабочем месте. Если серьезно, насколько часто вы ездите?

— Я действительно много езжу, потому что искренне убежден — волка ноги кормят. Причем, ездил до назначения на аэропорт, езжу сейчас и буду много ездить после того, как из омского аэропорта уйду. Сидя на месте, руководителю невозможно установить рабочий контакт с партнерами (сейчас, прежде всего, с авиакомпаниями, органами федеральной власти, коллегами из других аэропортов), получить опыт, понять, кто чем живет. Я часто бываю на различных отраслевых конференциях. Очень люблю учиться (правда, как раз в 2014-м не удалось) и считаю это необходимым. Если ты правильно себя настроишь, то всегда уедешь с таких мероприятий заряженным на новое. От этого, правда, потом страдают мои коллеги — у меня по 5 идей на дню. (Смеется) Пожалуй, мои командировочные расходы раза в полтора повыше, чем у предыдущего директора. Но я и денег для аэропорта заработал больше.

Сколько на сегодняшний день аэропорт зарабатывает — как выглядят пропорции между авиационными и неавиационными доходами?

— Я помню, в 2007 году мы приходили в этот кабинет с делегацией компании Hochtief (мировым игроком в этом бизнесе) и тогдашний руководитель хвастался, что неавиационные доходы составляют не более 2%. Иностранцы очень удивились не столько цифре, сколько такой гордости. Ведь во всем мире аэропорты стремятся увеличить именно неавиационные доходы. В 2014 их доля составила 6% в выручке, но уже в 2015 году мы планируем перешагнуть 10%.

Что же касается чистой прибыли аэропорта в 2014 году, то прогноз находится в пределах 300 млн рублей.

За счет чего удалось увеличить прибыль?

— Знаете, свой успех я вижу не в увеличении чистой прибыли, которая в прошлом году была сформирована в значительной мере поступлениями от продажи 50% доли в ТЗК (топливо-заправочный комплекс, — ред.) ЗАО «Газпромнефть Аэро», а в существенном росте финансового результата от операционной деятельности. EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации, — ред.) без реализации ГСМ в 2014 году составила 143 млн руб. против 55 млн руб. в 2013-м. Вот этим результатом я действительно горжусь.

Ну и, как всегда, такой результат основан на снижении затрат и увеличении доходов. Наиболее знаковыми показателями в части снижения затрат являются уже упоминавшаяся экономия на арендных платежах за бизнес-зал и снижение затрат на строительство и ремонт зданий и сооружений. Как естественная монополия мы обязаны проводить конкурсы на все закупки свыше 100 тыс. руб. Но, как показывает практика, конкурсы тоже по-разному можно проводить. В 2013 году затраты на строительство и ремонт с учетом дополнительных соглашений составили почти 100% сметной стоимости работ. Только вдумайтесь: конкурсы, объявления, сайты, процедуры... И результат — 0% снижения стоимости! А между тем сумма этих затрат в 2013 году составила около 130 млн рублей! С момента моего назначения я уделяю пристальное внимание всем коррупционно опасным направлениям. Я сам отменил с десяток конкурсов и лично проверял сметы. Результат: в среднем по 2014 году снижение цены договора относительно сметной стоимости составило 30%.

Из неавиационных доходов можно отметить повышение отдачи от аренды установок упаковки багажа. В январе 2014 года аэропорт получал от этого вида деятельности всего 107 тыс. руб. в месяц. В январе 2015 года — уже 800 тыс. руб.

А это уже 8,5 млн руб. в год! Вендинг, такси и многое другое — если перечислять все — это тема отдельного разговора.

Возвращаясь к началу беседы и вашим планам привлечь в терминал магазины, рестораны... Скажите, вы уже прощупывали спрос? Есть ли интерес у потенциальных арендаторов?

— Мы входим в 25 крупнейших аэропортов страны. Пассажиропоток составляет 1 млн человек. Так что да, мы интересны и для ресторанов, и для других сфер услуг.

Кризис наверняка внесет свои коррективы в ваш трафик.

— Впереди будет непростое время. Это касается не только авиаперевозок. Посмотрите, как сокращает свою сетку РЖД, реагируя на негативные тенденции. Бизнес-план на 2015 год мы утвердили с сокращением пассажиропотока на 20%. При этом я уверен, что омский аэропорт не упадет ниже всей отрасли.

А как скажется на пассажиропотоке отмена ряда рейсов по популярным направлениям?

— В середине января традиционно идет сокращение некоторых рейсов. К летнему сезону расписание частично восстановится. Авиакомпании обычно дотягивают до Нового года, когда идет всплеск спроса на билеты, а после праздников временно отменяют неприбыльные для себя направления. Не могу сказать, что это хорошо, особенно по отношению к пассажирам. Но в нашей отрасли вообще складывается такое взаимодействие между авиаперевозчиками и аэропортами. Они, мягко говоря, не всегда прислушиваются к нашему мнению. Почуяли спрос — присылают заявки на слот. Полетали, не понравилось — ушли. Заботы о пассажирах тут нет, есть конкурентная борьба.

Ваши «личные» проекты не отодвигаются из-за кризиса? Например, вы говорили о запуске рейсов Омск — Пекин...

— Нельзя жить ощущением кризиса, нужно смотреть вперед. Мы обязательно продолжим заниматься направлениями «зимняя» Германия, Китай, Калининград, Красноярск. Обязательно будем прорабатывать направление на Дубай. По нему мы уже начали переговоры с компанией flyDubai. Убежден, они закончатся успехом. Но так как иностранные перевозчики заходят очень долго, то, скорее всего, эти планы осуществятся лишь в 2016-2017 годах. Однако, если не думать о них сейчас, то они не осуществятся вовсе. А Омскому аэропорту сейчас более, чем когда-либо, необходимо развитие!

Досье

Виктор Титарев родился 11 января 1966 года.

Окончил СибАДИ, получил специальность «Организация дорожного движения».

С 1987 года работал инженером безопасности движения в «Омскагропромстройтрансе».

В 1991 году организовал ТОО НПП «Экополис», где занимал позиции исполнительного директора, председателя научно-технического совета, с 1997 года финансового директора.

В 1992-1995 годах работал директором лаборатории экологии двигателей СибАДИ.

С 1995 по 1997 — старший экономист отдела операций с ценными бумагами регионального Агропромбанка, консультант в омском отделении Инкомбанка.

В 1998-2002 годах — финансовый директор ООО «Омскпромтехоборудование».

В 2002 году возглавил областное предприятие «Сибзавод», после акционирования «Сибзавода» в 2003-2007 гг. — гендиректор ОАО «Сибзавод-Центр».

В 2007 году создал и с перерывами до 2013 г. работал в ООО «Рэдиум Инвестиции».

С 2009 по 2010 годы — заместитель гендиректора ОАО «Омский аэропорт» по стратегии и финансам.

В 2010-2011 выступал в роли координатора консорциума Руфаудит — Hochtief AirPort — Cushman & Wakefield по разработке бизнес-плана аэропорта Омск-Федоровка для правительства Омской области.

В 2012-2013 годах работал управляющим директором международного аэропорта в Краснодаре и гендиректором калининградского аэропорта.

С декабря 2013 года — гендиректор ОАО «Омский аэропорт».

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (055) 20 января

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 9):

Дима х
Все ложь
21 февраля, 13:26 | Ответить
Евгений
А где вопрос о продлении взлетно посадочной полосы,о организации новых стоянок самолетов напротив аэропорта. Где предложения по улучшению метео обеспечения в аэропорту (метео минимум Омска 1000 метров).И сделать из аэропорта ресторан-кафе-шопинг-центр это конечно здорово,но пьяных пассажиров компании снимают с рейсов. И кто будет отвечать если пассажир не улетит на своем самолете заблудившись в лабиринте магазинов и кафе.
26 января, 11:00 | Ответить
Светлана
Наши люди вечно чем-то недовольны! Главное, чтобы все эти слова, сказанные Титаревым, воплотились в жизнь! Красиво говорить много кто умеет) Но то, что в аэропорту уже есть положительные изменения - это факт.
23 января, 15:19 | Ответить
Лаврентий
[Комментарий удален]
Witch
Обычная дележка доходного места. Вот Круглов и бесится. А Титарев тоже своего не упустит - отхватит кусок пожирнее. А пострадают, как всегда, простые люди - пассажиры.
22 января, 22:06 | Ответить
Пасажир
Нам всё равно! Вот что реально хорошо, так это цена в буфете))) нормальная такая. Улыбались бы еще на контроле и менты, а на прилете с бирками не парили и ок тогда))))
22 января, 22:23 | Ответить
Руслан
[Комментарий удален]
ББ
Интересные выкладки приводит Титарев в интервью. Похоже, он действительно хороший управленец. Ну что плохого в том, что омский аэропорт будет рентабельным? Главное, чтобы было комфортно пассажирам и встречающим-провожающим.
22 января, 21:05 | Ответить
Ольга
Приятно читать. Структурировано, четко и по делу. Нет пространных ответов на как раз не подкрепленную реальными доказательствами факты. Думаю, аэропорту придется действительно нелегко в ближайшее время. Но руки опускать они не собираются, это хорошо)
22 января, 20:39 | Ответить
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».