Деловой Омск

Деловой Омск

26 января 2015 11.27Статьи

Глухозимье

За последние полтора месяца в Омске закрылось 6 магазинов рыболовных товаров. По мнению участников рынка, отрасль попала на крючок: ожидается новая волна закрытий.

Глухозимье

Глухозимье — термин, используемый рыболовами для определения наиболее сурового периода зимы, когда из-за нехватки кислорода подо льдом рыба не активна и потому не клюет. На мотыля ли, на мормыша, на блесну, балансир или живца — не клюет.

В такой период, рыбаки знают, каждый пойманный экземпляр — трудовой трофей.

Зачастую рыбалка в глухозимье заканчивается ничем. И бредут необловленные рыбаки со льда к берегу, матерясь, и жалеют, что не остались нынче дома с детьми, и презирают соседа, который будто бы вчера поймал 6 кг, и ждут мая, когда у нерестящегося карася начнется жор.

Поймать клиента в столь суровый период — непростая и подчас непосильная задача и для ритейлера, торгующего сопутствующими рыбалке товарами.

В плену импорта

По мнению участников рынка, продажа товаров для зимней или подледной ловли формирует не более 15% оборота компании. Это связано с тем, что зимой объективно меньше людей занимаются рыбалкой, да и средний чек покупки в этот период ниже.

Дело в том, что в силу особенностей климата в России зимняя рыбалка значительно популярнее, чем в большинстве стран-лидеров по производству снастей. До 90% товара для зимней ловли изготавливается отечественными компаниями. Благодаря низкой себестоимости эта продукция может конкурировать с импортной, но дает и более низкие обороты. В летний сезон ситуация противоположная — доля импорта в рыболовных магазинах варьируется от 70 до 90%.

Такая ситуация на рынке закономерна. Советский союз вчистую проиграл гонку рыбацких вооружений и с падением железного занавеса в страну хлынули зарубежные снасти. Сначала их ввозили челноки, но следом крупные поставщики-импортеры, совмещая функции оптовиков и розничных продавцов, не позволили вырасти мелким и средним оптовым компаниям. До середины 2000-х годов в Омске практически не было рыболовного ритейла.

Так, по словам владельца магазина «Рыболовный остров» Сергея Королева, вставшего за прилавок в 2003 году, в тот момент в городе было всего 3 магазина рыболовных принадлежностей.

Впоследствии крупные поставщики постепенно сосредоточились исключительно на опте, открывая дорогу мелкой рознице. По воспоминаниям одного из игроков рынка, пожелавшего остаться неназваным, заходя на рынок в 2009 году, он насчитал в Омске уже 22 магазина.

На декабрь 2014 года, по данным справочника «Дубль Гис», в Омске существует 59 рыболовных магазинов. Впрочем, эксперты справедливо добавляют к перечню еще десяток торговых точек, расположенных по большей части на городских рынках, где торговля идет с контейнера.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин оценивает совокупный объем российского рынка рыболовных принадлежностей в 10-12 млрд рублей. На Омск, по его подсчетам, приходится порядка 100 млн рублей. С таким мнением согласны местные игроки. По их данным, оборот магазина с площадью в 40 кв. метров составляет порядка 3,5-4 млн рублей в год (данные за 2013 год).

По заключению Тимура Нигматуллина, темпы роста рынка последние три года находились на уровне 10%. Однако, учитывая негативно сложившуюся ситуацию на рынке в 2015 году, рост замедлится и составит 5-8%.

Экономическая конъюнктура

Омские участники, оценивая прогнозируемый рост рынка, считают, что с точки зрения товарооборота 2015 год будет провальным.

Еще в ноябре прошлого года присланные поставщиками прайсы фиксировали увеличение стоимости товара в среднем на 40%. Отдельные самые популярные позиции выросли в два раза.

«Например, самая простая катушка для начинающего рыбака осенью стоила 750 рублей. Сегодня она выставлена за 1450 рублей. И так далее... Катушка получше стоила 3600, сейчас 6000 рублей. Кто ее теперь купит?» — рассказывает владелец «Рыболовного острова» Сергей Королев.

Причем возросла стоимость не только импортного товара. Отечественный производитель также поднял цену.

«Я понимаю, например, зимние удочки подорожали. Там хоть и значится производитель — город Мытищи, но собирают их все равно в Китае. Но ведь ценник вырос на все. Барнаульские буры: железо и гайки отечественные, сборка местная, а стоимость уже трижды за месяц увеличили», — сетует Антон Лунин, владелец магазина «Я рыболов».

Результатом стало закрытие в декабре 2014 года сразу шести магазинов. Проблема та же, что и в целом по рынку непищевого ритейла. В связи с ростом доллара (а с Китаем работают в этой валюте), собственных средств на пополнение ассортимента хватит единицам. Всем прочим остается использовать кредитные ресурсы, но нынешние ставки такой возможности почти не дают.

«Замкнутый круг: по кредитам платить нечем, потому что нет спроса. Спроса нет, так как нет ассортимента, доторговывают тем, что осталось. Брать новый кредит на ассортимент — это уже авантюра. Сейчас все в минусах. Магазины, которые есть в городе — все в убытке. Тот, кто работал в кредит — уже обанкротились или скоро обанкротятся», — рассказывает один из владельцев магазина.

Не клюет

Впрочем, по общему мнению ритейлеров, экономический кризис — лишь побочный фактор упадка рынка. Основная причина банальна — рыба не клюет.

«Рыбак все равно пойдет на водоем, какой бы ни был кризис. Рыбалка — как нар-котик. Только бур возьмет не шведский, а барнаульский, который дешевле. Хуже другое: последние годы самой рыбалки нет. В этом проблема», — рассказывает Антон Лунин.

Аналогичную причину назвал и владелец одного из закрывшихся магазинов «Сибирь» Петр Беспалов.

«Посмотрите на соседние регионы: Новосибирск, Тюмень, Томск, Казахстан — там рыбалка отменная. У нас же в области все меньше и меньше водоемов, пригодных для этого. Запасы рыбы не возобновляются. Осталось одно озеро Ик. Все остальные выезды заканчиваются примерно одинаково с пропорцией 1 рыба на 10 человек», — сетует Беспалов.

В таких условиях, ожидая летнего сезона, предприниматели затягивают пояса потуже, ставят бизнес на паузу и пытливо ищут способы экономии на прямых расходах. Одним из выходов для них могла бы стать торговля онлайн. Так, аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин прогнозирует рост онлайн-торговли снастями на 2015 год на 10-15% в стоимостном выражении.

По словам участников рынка, интернет-магазины и зарубежные аукционы рыболовных снастей стали проявлять активность с 2009 года. Однако предприниматели признаются, что составить конкуренцию федеральным онлайн-площадкам им не под силу.

Например, Антон Лунин, прежде чем открыть стационарный магазин, год торговал снастями в интернете (yarybalov.ru). Сегодня он поясняет, что пропорция продаж с точки и в сети равна 80 к 20.

«Никто сопутствующие товары в сети не покупает. Выписывают только то, чего нет на прилавках, какие-нибудь особенные спиннинги, катушки. То есть штучный товар, который на складе не хранится. И в этом как-то конкурировать с федеральными сетями сложно. За счет объема они способны держать товар на складе», —поясняет ритейлер.

Интересно, что трудности вынуждают предпринимателей искать и вовсе не стандартные выходы из ситуации. Один из собеседников «ДО» признался, что для поддержания бизнеса прибегнул к краудфандингу, разместив соответствующее объявление на рыболовном форуме. Как ни странно, рыболовы откликнулись и собрали некоторую сумму, покрывшую стоимость аренды магазина за полмесяца.

«Я предложил форумчанам как бы авансировать предстоящие весной покупки. Все равно многие планируют обновить снасти перед сезоном. Кто палку возьмет, кто катушку. Я же завел «реестр помощи», куда записал всех, кто откликнулся, и размер аванса за покупку. И когда они придут за товаром, им останется только доплатить недостающую сумму», — рассказывает предприниматель. — Мне бы только до мая продержаться! Пока не закончится глухозимье».

Владимир Червонящий

Фото: mskfishing.ru

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (055) 20 января

Добавить комментарий
Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Перед тем как перекреститься и самоотверженно отправиться к купели — пройдите наш тест и со всей ответственностью оцените свои силы еще раз.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?