23 января 2015 18.12Культура

В омском драмтеатре показали пьесу о любви во время экономического кризиса

Ярмарки, аттракционы и венецианский маскарад, люди в причудливых масках и бородатая женщина — все это в спектакле «Казимир и Каролина». Постановка по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Ховарта идет на подмостках омского драмтеатра.

В омском драмтеатре показали пьесу о любви во время экономического кризиса

Подивиться красоте и масштабности декораций здесь можно с лихвой, а вот посмеяться – вряд ли получится. Все-таки перед нами печальная, хотя и не такая уж сверхъестественная история. Двое влюбленных – Казимир и Каролина расстаются, причем, еще в самом начале постановки. Но место для выяснения отношений они выбирают не совсем подходящее – воскресная мюнхенская ярмарка, пленяющая своими яркими огнями и головокружительными аттракционами. Ссоре двух главных героев предшествуют весьма печальные события: Казимир, трудившийся в качестве шофера, теряет работу. На дворе 1930-е годы, в Европе бушует экономический кризис, а число безработных в Германии близится к пяти миллионам. Каролина, которая числится служащей, сумела сохранить место, и теперь ее невдомек, отчего так грустен и неразговорчив ее жених? Ну что ж, если он не может прокатить ее на американских горках и угостить мороженым, она найдет другого. Даже внезапно появившийся на горизонте закройщик Шюрцингер отлично справится с этой ролью. Пока Каролина веселится в компании закройщика и двух престарелых богачей – Рауха и Шпеера, Казимир уходит заливать горе спиртным к своему приятелю – аферисту Францу Мотай-на-ус и его спутнице Эрне.

Автор пьесы Эден фон Ховарт то ли с грустью, то ли с иронией замечает: «Любовь длится вечно, пока у тебя есть работа». Но в то же время использует в качестве эпиграфа к своему произведению слова апостола Павла «Любовь никогда не перестает...» из «Послания к коринфянам». Таким образом, он как бы дает понять, что экономика на настоящую любовь, по сути, не влияет.

Эту идею подтверждает другая пара, которая показана в противопоставление Казимиру и Каролине, - дуэт Франца и Эрны. На протяжении всего спектакля ощущается, с какой долей пренебрежения Франц относится к своей подруге – то пивом обольет, то заставит поднять с пола его упавшие перчатки. Но Эрна со стоическим спокойствием переносит это, а также все колкие фразы, брошенные в ее адрес. Все-таки она любит и жалеет своего Франца: у бедняги туберкулез, и если он окажется в тюрьме, то не протянет в ней и нескольких месяцев.

Для режиссера Вячеслава Ямбора спектакль «Казимир и Каролина» стал первой масштабной работой в театре. Помимо нее он поставил в Омске пьесу «С любимыми не расставайтесь», которая уже больше года идет в ТОП-театре.

При просмотре нового спектакля Ямбора складывается впечатление, что он решил уделить здесь больше внимания визуальной составляющей, чем проработке образов.

Каролина в исполнении Ольги Содатовой не очень похожа на разбитную девицу, которая так просто бросит своего жениха. Во всех ее движениях и мимике постоянно проскальзывает образ кроткой и застенчивой Антонины, которую Ольга великолепно сыграла в спектакле «Время женщин», также идущем в драмтеатре. Казимир, чья роль досталась Алексею Манцыгину, выглядит далеко не как жертва обстоятельств. С одной стороны видно, что парень откровенно страдает, с другой – создается впечатление, что он больше скорбит о потере работы, чем своей невесты.

Кажется, что оба главных героя, чьими именами названа пьеса, существуют на сцене сами по себе и ведут себя так, будто любви между ними никакой и не было. Они — два совершенно разных человека, которых ничего не связывает и ничего не объединяет. Кто-то вроде Ромео и Джульетты наоборот.

Эта странная история любви разворачиваются на фоне настоящего инфернального карнавала. Посетители ярмарки представляют собой пестрое зрелище: люди в масках Доктора Чумы, клоуны на ходулях, пышногрудые баварские девушки в коротких юбках, загадочный шарманщик, человек с бульдожьей головой… Иногда складывается впечатление, что все они – вовсе не люди, а какие-то странные существа, решившие устроить пир во время чумы. Пока эта разношерстная публика веселится на сцене, на высокую трибуну восходит бородатая женщина и начинает исполнять мистическую песню. Зрелище эффектное, пробирающее до мурашек.

Вячеслав Ямбор как-то признался в одном из своих интервью, что для него важнее всего создать на сцене некий мир. «Я стараюсь мыслить миром. Если создать мир, который будет понятен, тогда какое угодно существование будет оправдано. Существует, например, мир Тима Бертона или Эмира Кустурицы. Я ему верю и понимаю его законы».

Судя по всему, на режиссера, действительно, повлияло знакомство с творчеством кинорежиссера Тима Бертона. В его спектакле появляется персонаж загадочной безмолвной девушки, которая по своему внешнему виду сильно напоминает героинь из фильмов Бертона, особенно тех, что играет его жена – актриса Хелена Бонем Картер. Это существо постоянно слоняется по сцене и, вероятно, символизирует смерть, а может быть страдание и меланхолию. Сам мрачноватый антураж сцены также вызывает в памяти бертоновские фильмы – туман, тени, декорации, выдержанные в темных тонах.

Спектаклю добавляет мистичности присутствие в нем призрачного цепеллина. Самой машины мы так и не увидим, слышен лишь шум ее лопастей. Но гости ярмарки то и дело задирают верх голову, указывают пальцами на это чудо техники и завидуют тем богачам, которые могут позволить себе купить на него билет.

Тем, кто стоит внизу, приходится довольствоваться катанием на американских горках и поеданием мороженого… и то, пока у них есть работа.

Катерина Корф

Фото из архива драмтеатра

Добавить комментарий
Преображение 3.0: как похудеть за 7 дней

Преображение 3.0: как похудеть за 7 дней

Светлана Машкова и Александр Стрельников лично оценили омский санаторий «НИКА».

Буква гласности: онлайн-реакция на пресс-конференцию Путина

Буква гласности: онлайн-реакция на пресс-конференцию Путина

Ежегодно общение президента с прессой плодит десятки мемов. Пока вы внимаете главе государства, «Класс» транслирует реакцию соцсетей в режиме нон-стоп.

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Календарь

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.