23 января 2015 18.12Культура

В омском драмтеатре показали пьесу о любви во время экономического кризиса

Ярмарки, аттракционы и венецианский маскарад, люди в причудливых масках и бородатая женщина — все это в спектакле «Казимир и Каролина». Постановка по пьесе австрийского драматурга Эдена фон Ховарта идет на подмостках омского драмтеатра.

В омском драмтеатре показали пьесу о любви во время экономического кризиса

Подивиться красоте и масштабности декораций здесь можно с лихвой, а вот посмеяться – вряд ли получится. Все-таки перед нами печальная, хотя и не такая уж сверхъестественная история. Двое влюбленных – Казимир и Каролина расстаются, причем, еще в самом начале постановки. Но место для выяснения отношений они выбирают не совсем подходящее – воскресная мюнхенская ярмарка, пленяющая своими яркими огнями и головокружительными аттракционами. Ссоре двух главных героев предшествуют весьма печальные события: Казимир, трудившийся в качестве шофера, теряет работу. На дворе 1930-е годы, в Европе бушует экономический кризис, а число безработных в Германии близится к пяти миллионам. Каролина, которая числится служащей, сумела сохранить место, и теперь ее невдомек, отчего так грустен и неразговорчив ее жених? Ну что ж, если он не может прокатить ее на американских горках и угостить мороженым, она найдет другого. Даже внезапно появившийся на горизонте закройщик Шюрцингер отлично справится с этой ролью. Пока Каролина веселится в компании закройщика и двух престарелых богачей – Рауха и Шпеера, Казимир уходит заливать горе спиртным к своему приятелю – аферисту Францу Мотай-на-ус и его спутнице Эрне.

Автор пьесы Эден фон Ховарт то ли с грустью, то ли с иронией замечает: «Любовь длится вечно, пока у тебя есть работа». Но в то же время использует в качестве эпиграфа к своему произведению слова апостола Павла «Любовь никогда не перестает...» из «Послания к коринфянам». Таким образом, он как бы дает понять, что экономика на настоящую любовь, по сути, не влияет.

Эту идею подтверждает другая пара, которая показана в противопоставление Казимиру и Каролине, - дуэт Франца и Эрны. На протяжении всего спектакля ощущается, с какой долей пренебрежения Франц относится к своей подруге – то пивом обольет, то заставит поднять с пола его упавшие перчатки. Но Эрна со стоическим спокойствием переносит это, а также все колкие фразы, брошенные в ее адрес. Все-таки она любит и жалеет своего Франца: у бедняги туберкулез, и если он окажется в тюрьме, то не протянет в ней и нескольких месяцев.

Для режиссера Вячеслава Ямбора спектакль «Казимир и Каролина» стал первой масштабной работой в театре. Помимо нее он поставил в Омске пьесу «С любимыми не расставайтесь», которая уже больше года идет в ТОП-театре.

При просмотре нового спектакля Ямбора складывается впечатление, что он решил уделить здесь больше внимания визуальной составляющей, чем проработке образов.

Каролина в исполнении Ольги Содатовой не очень похожа на разбитную девицу, которая так просто бросит своего жениха. Во всех ее движениях и мимике постоянно проскальзывает образ кроткой и застенчивой Антонины, которую Ольга великолепно сыграла в спектакле «Время женщин», также идущем в драмтеатре. Казимир, чья роль досталась Алексею Манцыгину, выглядит далеко не как жертва обстоятельств. С одной стороны видно, что парень откровенно страдает, с другой – создается впечатление, что он больше скорбит о потере работы, чем своей невесты.

Кажется, что оба главных героя, чьими именами названа пьеса, существуют на сцене сами по себе и ведут себя так, будто любви между ними никакой и не было. Они — два совершенно разных человека, которых ничего не связывает и ничего не объединяет. Кто-то вроде Ромео и Джульетты наоборот.

Эта странная история любви разворачиваются на фоне настоящего инфернального карнавала. Посетители ярмарки представляют собой пестрое зрелище: люди в масках Доктора Чумы, клоуны на ходулях, пышногрудые баварские девушки в коротких юбках, загадочный шарманщик, человек с бульдожьей головой… Иногда складывается впечатление, что все они – вовсе не люди, а какие-то странные существа, решившие устроить пир во время чумы. Пока эта разношерстная публика веселится на сцене, на высокую трибуну восходит бородатая женщина и начинает исполнять мистическую песню. Зрелище эффектное, пробирающее до мурашек.

Вячеслав Ямбор как-то признался в одном из своих интервью, что для него важнее всего создать на сцене некий мир. «Я стараюсь мыслить миром. Если создать мир, который будет понятен, тогда какое угодно существование будет оправдано. Существует, например, мир Тима Бертона или Эмира Кустурицы. Я ему верю и понимаю его законы».

Судя по всему, на режиссера, действительно, повлияло знакомство с творчеством кинорежиссера Тима Бертона. В его спектакле появляется персонаж загадочной безмолвной девушки, которая по своему внешнему виду сильно напоминает героинь из фильмов Бертона, особенно тех, что играет его жена – актриса Хелена Бонем Картер. Это существо постоянно слоняется по сцене и, вероятно, символизирует смерть, а может быть страдание и меланхолию. Сам мрачноватый антураж сцены также вызывает в памяти бертоновские фильмы – туман, тени, декорации, выдержанные в темных тонах.

Спектаклю добавляет мистичности присутствие в нем призрачного цепеллина. Самой машины мы так и не увидим, слышен лишь шум ее лопастей. Но гости ярмарки то и дело задирают верх голову, указывают пальцами на это чудо техники и завидуют тем богачам, которые могут позволить себе купить на него билет.

Тем, кто стоит внизу, приходится довольствоваться катанием на американских горках и поеданием мороженого… и то, пока у них есть работа.

Катерина Корф

Фото из архива драмтеатра

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.