Деловой Омск

Деловой Омск

27 января 2015 17.51Статьи

Владимир Мединский: «Фасады – последняя вещь, которую нужно делать к юбилею»

Министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал «ДО» об инфраструктурной доминанте омского юбилея, а также о том, чем отличается пещерный норманизм от пещерного идиотизма.

Владимир Мединский: «Фасады – последняя вещь, которую нужно делать к юбилею»

Владимир Ростиславович, некогда идеологической основой омского юбилея были гигантские инфраструктурные объекты — метро, аэропорт в Федоровке, гидроузел... Сейчас они выпали из плана празднования. А что пришло им на смену?

— Инфраструктура так и остается во главе угла. Мы разговаривали с губернатором: сейчас в приоритете все, что связано с заменой городских энергосетей, коллекторов, коммуникаций. Этому нужно уделять максимальное внимание. Возможно, даже перекидывать сюда средства с других объектов, например, метро. Продолжать его строительство в нынешних условиях — это афера! Сегодня ЖКХ-инфраструктура, возведенная в послевоенные или в лучшем случае 70-е годы, — главная проблема России. «Вешать» на старые коммуникации новые объекты — школы, детсады, театры — значит не думать о завтрашнем дне.

На совещании мы договорились разбить объекты на три группы.

В первую войдут те, которые мы реально успеваем достроить к юбилею. Вторая группа — объекты, которые не будут готовы к празднику, но мы сделаем их, скажем, к 2018 году. Объекты же третьей группы необходимо заморозить до лучших времен.

Я воочию наблюдал подготовку к 1150-летию Смоленска. За полгода до юбилея весь центр города сиял новыми фасадами. У нас пока до этого далеко...

— В Омске ситуация не простая. Почти ничего не доделано. Все находится в разной степени готовности, завершения и реализации. Назвать подготовительную работу к празднованию 300-летия четко отлаженной нельзя. Я уже пятый руководитель оргкомитета по подготовке к юбилею Омска. Однако в Смоленске за год до знаменательной даты ситуация была ничуть не лучше, чем здесь.

Даже похлеще — мэра посадили...

— Вот именно. Я входил в состав оргкомитета по подготовке юбилея Смоленска, а возглавлял его вице-премьер Дмитрий Козак. Мы часто бывали в этом городе, и я видел, с какой энергией, с какой жесткостью он добивался результата. В итоге все, что было обещано смолянам, — сделали в срок. И у омских властей есть еще время...

А что касается фасадов — это, на мой взгляд, последняя вещь, которую нужно делать к юбилею. Главное — инфраструктура, социальные и культурные объекты. А потом уже внешний лоск, подсветочка на улицах — все, что приятно глазу. Например, мэрия Москвы в последние годы сделала подсветку деревьев в центре города и ночью столица превращается в сказочный много-

цветный лес. И вот на совещании депутат Госдумы Елена Мизулина заметила, как хорошо было бы придать такое же настроение и Омску. А губернатор отвечает, мол, были бы у области 2 трлн рублей, как в бюджете Москвы, мы бы тоже создали омичам настроение.

Сколько все-таки денег, после многочисленных корректировок, будет выделено Федерацией на юбилей города?

— Я могу назвать только доли Министерства культуры РФ в финансировании объектов. По театру «Галерка» доля Федерации — примерно две трети от общей стоимости работ. В «Птичьей гавани», которую мы уже завершили, пропорции такие же. Это хороший проект — его необходимо развивать и дальше. На филиал «Эрмитажа» с нас просят 70% финансирования, но по факту, я думаю, будет больше. По цирку — наши 100%.

В омской прессе городскую власть нередко критикуют за неповоротливость в работе по подготовке праздника. Вы согласны с этой критикой?

— Пожалуй, не все процессы идут так активно, как хотелось бы. Скажем, на театр «Галерка» Минкульт перечислил деньги еще в 2013 году, а стройка началась только в 2014-м. Были различные проблемы с документацией, выбором подрядчика, госэкспертизами... Хотя это действительно процесс не быстрый, но необходимый, чтобы, условно говоря, пресечь воровство на стройке.

Была также проблема с Омской крепостью. Мы могли запустить ее еще в прошлом году, но все делалось очень медленно, в документации была масса ошибок. В нынешних реалиях о выделении 2 млрд рублей на крепость и речи быть не может.

Насколько будет скорректирована эта сумма?

— Существенно, потому что денег в министерстве просто нет. Зато появилась хорошая идея сделать на территории крепости два кинотеатра — взрослый и детский. Почему там должны быть одни музеи? Это все придется содержать за региональный счет, а кинотеатры принесут деньги. Частный оператор будет платить аренду, налоги... Кстати, почему бы на страницах вашего издания не обсудить с предпринимателями, с какими проектами они готовы зайти на территорию крепости?

Здесь необходимо воспользоваться новым законом, который позволяет продавать федеральные памятники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, с аукциона по цене, начиная с одного рубля до бесконечности.

Это известная западная практика...

— Да, на Западе этой истории уже сотня лет. Мы пробили закон только сейчас. Согласно ему, победитель аукциона платит часть суммы. Ему определяется срок на восстановление памятника — до 7 лет. После произведенных работ он оплачивает вторую часть денег и только тогда вступает в права собственности. Когда я пришел в Министерство культуры РФ, то обнаружил массу исторических помещений, сданных в аренду за смешные деньги либо бесплатно. Судиться в таком случае бесперспективно, потому что государство борется за чужое, а человек за свое кровное, и по этой причине готов задействовать самые разные механизмы. Вплоть до угроз семье.

Угрозы министру?

— (Кивает) Причем я говорю: «Ребята, вы бесплатно арендуете здание на 49 лет с видом на Кремль, имейте совесть, платите хотя бы 200 долларов за 1 кв. м». Мне отвечают: «Юноша, мы за это уже заплатили». И такие проблемы с каждым пользователем. Начинаешь бороться — в прессе поднимается крик: «Мединский разрушает культуру!»

Поэтому новый закон позволит эту систему регулировать более эффективно. Если новый владелец памятника не приступил к реставрации за 5-7 лет — объект изымается без компенсации. Это очень прогрессивное законодательство — европейского уровня. Теперь им надо пользоваться. Нельзя лежать на этих памятниках, как собака на сене, пока они совсем не рассыпались.

Какова перспектива восстановления Воскресенского собора?

— Я встречался с Леонидом Полежаевым и почти уговорил его возглавить попечительский совет. Если мы будем восстанавливать этот объект, то не как собор, а как музей.

Это чья идея?

— Не моя. Она родилась во время обсуждения с Полежаевым, Назаровым, Голушко. Архитектурно это будет храм, но фактически городской музей под эгидой министерства культуры. Внутри можно сделать какой-то придел или часовню, чтобы оставить культовый элемент, но не для передачи РПЦ. Это будут символические ворота в старый город — очень хорошая история. Теперь необходимо юридически проработать эту тему.

Проект планируется в рамках 300-летия?

— Леонид Константинович сказал, что готов перерезать ленточку в августе 2016 года, если в течение 3-4 месяцев будет найдена юридически точная, законная форма решения этого вопроса.

Кстати, какое личное впечатление на вас произвел Леонид Полежаев? Говорят, он сильно изменился после того, как скинул с себя бремя власти...

— Я не был с ним знаком в период губернаторства. Сейчас он производит исключительно благоприятное впечатление. Открытый, грамотный. Дай Бог всем нам в 75 лет сохранить такую же ясность ума и энергию.

Как вы считаете, насколько эффективен механизм поддержки регионов через подобные юбилеи?

— Понятно, что это хороший повод привлечь к себе внимание Федерации. Руководители регионов этим активно пользуются. У нас проходили юбилеи, например, 425 лет одному городу, 650 — другому. После ликвидации Министерства регионального развития ответственность за эту работу легла на нас. Мы разработали законопроект, согласно которому будут поддерживаться только юбилеи, кратные 100 годам.

Если можно, хотелось бы из первых уст услышать ответы на несколько вопросов, не связанных с юбилеем Омска. С вашим именем связывают инициативу по введению глобальной лицензии...

— Во-первых, это не моя инициатива. Во-вторых, логика ее обсуждения совершенно прозрачна. Как бороться с пиратами? Либо собрать со всех пользователей по пять копеек и разделить между авторами, отталкиваясь от количества скачиваемого контента, либо бесконечно блокировать пиратские сайты. Минкульту и Минсвязи предложили вынести свое заключение по первому варианту. Наш правовой департамент ответил, что такой механизм вполне законный. Минсвязи дало заключение, что этот вариант, напротив, технически невозможно осуществить. Если вы хотите знать мое личное мнение — сегодня общество не готово к реализации подобной идеи.

В газете «Коммерсантъ» на днях был опубликован материал о том, что Минкульт все-таки «нашел возможность собрать деньги за контент» с населения.

— Источником этой новости стало письмо из служебной переписки правового департамента. Любят у нас журналисты добыть такой материал и фантазировать вокруг него. Это не позиция ведомства. Повторяю, идея выглядит красиво, но она явно преждевременная.

Еще одна «ваша» тема, которая взорвала онлайн-сообщество — «патриотический интернет»...

— Меня восхищают современные журналисты, которые живут по принципу: смотрю в книгу — вижу фигу. Уровень профессионализма упал катастрофически. Люди не то что писать, читать разучились. В заявлении Российского военно-исторического общества, то есть военных историков, ученых, которое я подписал, говорилось о необходимости распространения патриотического контента в СМИ, на телевидении, в интернете. Неужели кто-то всерьез думает, что я предлагал создать «патриотический интернет»? Может, создать еще патриотическую бумагу, патриотические эфирные волны, широкополосный патриотический кабель? (Смеется).

У меня есть одна показательная история о современной журналистике. Недавно я встречался со своими читателями в Санкт-Петербурге и меня спросили об отношении к Борису Акунину и его «Истории Российского государства». Я искренне ответил, что всячески поддерживаю популяризацию русской истории, хотя и не согласен с толкованием автором отдельных событий. «А с чем вы не согласны?» — спросили меня. Я шутливо сказал, что если первый том написан в стиле пещерного норманизма, имея ввиду, конечно же, норманскую теорию, то к созданию пятого тома о 19 веке мы увидим автора сторонником графа Уварова с его формулой «Православие, самодержавие, народность». Все посмеялись и забыли. А потом читаю на одном из питерских мегасайтов заголовок: «Мединский обвинил Акунина в пещерном романтизме». Так что я зол на журналистов в целом.

Вы же выпускник отделения международной журналистики МГИМО.

— Но когда я поступал на факультет, там был огромный конкурс.

Я получал ленинскую стипендию, а это означает — ни одной текущей четверки вообще за 5 лет обучения. Человека, написавшего про «пещерный романтизм», с нашего журфака выкинули бы второго сентября.

В одном из интервью актер Михаил Ефремов приводит цитату старца Савватия из вашей книги «Стена»: «Везде супостатов преследовать будем... А ежели в сральнике поймаем, так и в сральнике загубим». Он считает, что вы в министры попали благодаря подхалимажу. А что для вас эта фраза — квинтэссенция эпохи, стеб?

— Если это подхалимаж, то я Цискаридзе. Это шутка, стеб, ирония — назовите, как угодно. Ефремов, конечно, замечательный актер, очень талантливый, но шутку не понял. 

Омские сайты постоянно пишут, что вы регулярно проводите время в охотхозяйстве сенатора Андрея Голушко, стреляете там лосей. А как на самом деле? Любите охоту?

— Был пару раз в «Сладково», надеюсь еще побывать. Там очень хорошая баня, шикарное озеро. Читаю там книжки, а раньше еще и писал их. Расстрою омские сайты, охотник из меня никудышный. Зверье жалко, на охоту не хожу вообще.

Досье

Владимир Мединский родился 18 июля 1970 г. В 1992 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО.

В 1991-1992 годах работал стажером пресс-службы посольства СССР, затем России в Вашингтоне (США). В 1992 году стал руководителем PR-агентства «Корпорация «Я» и являлся им до 1998 года.

Окончив в 1997 году аспирантуру в МГИМО, начал преподавательскую деятельность, которую продолжает до настоящего времени, являясь профессором этого вуза.

В 2002-2004 годах — руководитель исполкома Московской организации партии «Единая Россия», руководитель избирательного штаба «Единой России» по Москве. В 2003 году избран депутатом Государственной Думы IV созыва.

2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы V созыва от Липецкой региональной группы «Единой России».

4 декабря 2011 года баллотировался в Госдуму России шестого созыва от Курганской области, но в состав депутатов не прошел.

В 2012 году занял пост министра культуры Российской Федерации.

Станислав Жоглик

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 3 (056) 27 января

Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.