Деловой Омск

Деловой Омск

02 февраля 2015 13.05Статьи

Декабрь 2014. Выводы

Что делать, если декабрь 2014-го повторится? «Деловой Омск» выяснил у омских предпринимателей, какие выводы они сделали из очередного экономического кризиса.

Декабрь 2014. Выводы

Омские предприниматели уверены, что выводы о кризисе вытекают из его причин. Так, управляющий Омского регионального фонда поддержки и развития предпринимательства Вячеслав Федюнин считает, что на региональном уровне ни бизнес-сообщество, ни организации инфраструктуры, ни органы исполнительной власти не могли оказывать влияния на ситуацию. Управление кризисом полностью лежало на плечах федерации.

«Государство должно было играть на опережение, а играло лишь по факту, — говорит он. — Это означает, что кадровый вопрос по-прежнему остро стоит на всех уровнях».

Аналогичную позицию высказал экономический аналитик, занимающий госдолжность и поэтому попросивший не указывать свое имя. По мнению эксперта, падение рубля было спланировано конкретными персонами. «Им даже не нужно фантазировать, что было бы если... Конкретно они и опрокинули рубль ради своих спекулятивных потребностей», — предполагает аналитик.

Президент ГК «АвтоКам» Виктор Жарков уверен — все, что можно было сделать до черного понедельника и вторника, он и так делал на протяжении последних лет. «Я никогда не хранил деньги в рублях.

А в 2014 году и подавно. Даже девятиклассник знает, что экономика России зависит от стоимости нефти и газа. И когда цены стали падать, можно было констатировать, что экономике конец. Все, что можно было сделать, например, приобрести оборудование, мы сделали. Сейчас время ожидания», — считает Жарков.

Новые рынки

Валютный подъем заставил предпринимателей отказаться или как минимум пересмотреть реализацию проектов, напрямую связанных с зарубежными рынками. Например, по словам директора ООО «ОбразованиеИнформ» Андрея Трумуля, в ближайшее время образование за рубежом станет малодоступным.

«Сейчас элементарно сложно платить за ребенка в Лондоне. Сегодня это совсем другая сумма. А сколько за рубежом сильных школ: школа дизайна в Милане, школа фотодизайна в Нью-Йорке или в том же Лондоне. Этот опыт в России не получить», — сетует Андрей Трумуль.

С другой стороны, предприниматель обращает внимание на старый для Омской области рынок, условия работы с которым существенно изменились.

«Уже есть примеры предприятий, которые сбывали услуги или продукцию в Казахстан. Сейчас для них ситуация изменилась. Для себя я вижу в Казахстане перспективы, и если была бы возможность что-то изменить в начале декабря, то я бы сработал на опережение и раньше закинул туда варианты сотрудничества», — рассказал предприниматель.

Тенденция на опережение

Вообще, декабрьский кризис показал новую для российского рынка тенденцию. Граждане соседних государств ринулись на местные рынки за «подешевевшим» товаром. В Москву потянулись белорусы, в Санкт-Петербург финны, в Омск казахи. Их покупательная способность, возросшая за один день, привела к резкому скачку цен и только усилила панику местного населения. Скупалось все ликвидное имущество: квартиры, автомобили, бытовая техника.

В частности, в Омске ажиотаж привел к полному опустошению местных автосалонов. Первоначальная радость их владельцев от ежеминутной прибыли сменилась разочарованием. Как известно, автосалоны зарабатывают на техническом обслуживании авто, на продаже страховок. Но при регистрации машины в Казахстане эти виды дохода были не актуальны. Поэтому многие автосалоны сначала отказались от продажи машин не российским гражданам, а потом и вовсе стали фильтровать клиентов с омской пропиской.

В этом случае спрос переместился на рынок вторичных авто, где цена резко взлетела.

«Ситуация была такая: практически на любую машину можно было накинуть 30% ее реальной стоимости, — рассказал владелец ООО «Городская служба аварийных комиссаров» Юрий Юренко. Примеров масса. В Любинском районе продавалась «Тойота» за 610 тысяч. Объявление провисело год без единого звонка. 16 декабря владелец обновил объявление с ценой в 710 тысяч. В этот же день машину купили».

По словам Юрия Юренко, находчивые предприниматели в начале декабря скупали новые авто самых ходовых марок (дешевле 1 млн рублей) и к середине декабря имели 40% прибыли.

Помощь Запада

Другой вид спекуляции — валютный. Примитивный, но эффективный. Так, группа русских туристов, которые оказались в середине декабря в Нью-Йорке с наличными рублями, обнаружила, что в США курс 37 рублей за доллар держался до 24 декабря. Крупную сумму большинство банков были готовы менять при открытии клиентом счета, однако, например, банк Citizens предлагал к обмену по паспорту сумму не более 500 долларов в одни руки. В католическое рождество 25 декабря банки не работали, а уже 26 декабря курс рубля соответствовал российскому. Аналогичные примеры есть и с евро, когда, например, в РФ он стоил 100 рублей, в Милане курс держался в пределах 60.

Впрочем, по мнению большинства опрошенных предпринимателей, валютные спекуляции — занятие весьма рискованное, особенно если профильный бизнес имеет другую специфику.

«У большинства предпринимателей все средства в обороте, и они все равно не смогли бы воспользоваться ситуацией, даже если бы знали о грядущем падении рубля. Практика показывает, что если вы сегодня не воспользовались ситуацией, то в долгосрочной перспективе вы все равно отыграете. То есть если компания развивается по выстроенному плану, но взять и внезапно вырвать у нее какую-то сумму из оборота, то потери могут оказаться сильнее, чем прибыль от спекуляции», — считает владелец ТД «Шкуренко» Виктор Шкуренко.

Победители

Несмотря на трудности, рухнувшие на бизнес в виде подорожавшего импорта и увеличения в 1,5 раза процентных ставок по кредитам, есть в бизнес-сообществе и те, кто расценивает кризис если не как благо, то как возможность.

Например, Сергей Головачев рассказал «ДО», что тренд смещения покупательской активности из переработанных продуктов питания в первозданные (муку, мясо), которым сопровождается любой кризис, только увеличит спрос на его продукцию.

«Декабрь нам вообще ничего плохого не принес, только хорошее. В связи со скачком валюты усилилась торговля продуктами питания, а мы как раз и производим сырье для еды: зерно, мясо. В любой кризис, когда экономическая ситуация усложняется, то первое, от чего уходит потребитель, — это квартиры, машины, то есть товары не первой необходимости. Потом — одежда. Потом происходит уход от дорогих колбас в первое производное — муку и мясо. В пирожки, одним словом», — смеется аграрий.

Аналогичное мнение высказал и молодой предприниматель Егор Подворный, реализующий проект по подбору персонала Reemly.

«Как бы кощунственно это ни звучало, но текущая ситуация нам на руку. Рост безработицы в теории увеличит трафик нашего ресурса и облегчит задачу по поиску персонала для наших клиентов», — говорит предприниматель.

Владимир Червонящий

Фото: Cергей Kоньков

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 3 (056) 27 января

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.