Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

03 октября 2021 07.05

Екатерина Кулакова, куратор «Пространства 25» в «Пятом театре»: «Мы начинали со спектакля без актёров»

Всего полгода назад в «Пятом театре» открылось экспериментальная площадка «Пространство 25». За несколько месяцев было выпущено три постановки в новых для Омска жанрах: перформанс, ASMR-спектакль и постановка «автофикшн».

Екатерина Кулакова, куратор «Пространства 25» в «Пятом театре»: «Мы начинали со спектакля без актёров»

Следующий проект «Зумеры» расскажет о современной молодёжи, представителях категории, которую называют «поколением Z», родившихся с 1997-го по 2012 год. Спектакль будет основан на документальном материале. Проект вошёл в число победителей благотворительного конкурса Фонда Михаила Прохорова. О текущей работе и планах рассказала куратор «Пространства 25» Екатерина Кулакова.

- Два из трёх спектаклей твоего «Пространства» уже едут на фестивали. С этим можно поздравить!

- Что касается спектакля «Одиночество» (16+). Только когда мы сыграли премьеру, меня осенило: это же моноспектакль! Его можно продвигать на фестивалях такого формата. И вторая заявка, которую я отправила, заинтересовала отборщиков Открытого театрального фестиваля SVOY. Что касается постановки «Артём Томилов» (18+), то планы по его продвижению были изначально. Это была моя идея фикс, чтобы нас отобрали на Международный фестиваль актуального театра «ХАОС». К нам на показ приезжала критик Оксана Ефременко, художественный директор фестиваля, и «Артём Томилов» оказался в программе. Я была безмерно счастлива, когда мы попали в афишу фестиваля, фокус которого на актуальности.

- Какой зритель приходит на спектакли «Пространства 25»?

- На перформанс «Это мы|Это вы» (16+)приходит очень разная публика. На ASMR-спектакль «Одиночество» приходит определённый зритель: часто вижу интересующихся культурой ярких молодых людей, часто приходят парочки, а ещё «Одиночество», возможно, рассчитано на более возрастную аудиторию, чем перформанс.

Публику автофикшна «Артём Томилов» мы пока ищем, он очень хорошо заходит студентам, ещё удивительно, когда «Томилова» смотрят женщины предпенсионного возраста и остаются в полном восторге. Это происходит из-за того, что история подходит не только ровесникам Томилова, но понятна и людям старшего возраста, потому что там присутствует большой пласт про родителей. И студенческая молодость, проведённая на окраине, была не только у тех, кому в районе 30-ти как Томилову, но и у тех, кому 40, 50 и больше. История оказалась универсальной, несмотря на возникший совсем недавно жанр автофикшна.

- Есть ли самый важный отклик, который говорит о том, что ты всё делаешь правильно?

- Я очень горжусь тем, что спектакль «Одиночество» популярен. Буквально сегодня зрительница писала: «Помогите, я пыталась купить билет несколько раз, но всё раскупают». Мне кажется это показатель того, что зрителю интересно.

Также «Пространство 25» - это уникальный для Омска опыт. Я чувствую свою ответственность за то, что здесь происходит. Это театральная площадка, программу которой сочиняет не режиссёр, как это принято в госструктурах, а куратор. Плюс я всё-таки причисляю себя к драматургам, и взгляд на сочинение программы у меня не продюсерский, а драматургический. Мы начинали со спектакля без актёров, потом сделали моноспектакль, потом пригласили всю труппу, а следующий спектакль «Зумеры» у нас ставят восемь режиссёров. Потом, видимо, должен быть проект на несколько театров (смеётся). Надеюсь, Илья Владимирович (директор «Пятого театра» - ред.) поддержит такой масштабный рост наших проектов.

- Работа над проектом «Зумеры» будет растянута на полгода?

- Мы начинаем работу в ноябре, выпуск назначен на середину февраля. Мало того, что я автор этого проекта, я ещё буду курировать все бесконечные ЗУМ-разговоры, отборы, коммуникация с режиссёрской труппой, и это всё будет на мне. Кроме того, я так подозреваю, что часть драматургической основы тоже будет делаться совместно со мной. Точнее, я буду подключаться когда нужно. Вот, например, у нас есть в команде режиссёр Ринат Ташимов, он сам потрясающий драматург, и ему помощь с текстом точно не нужна. И я подозреваю, что много кто из ребят будет сам классно работать с текстом. Но если нужно будет помочь что-то свести, то есть я. Сама история бесед с зумерами - тоже определённая драматургия, и у нас прописана каждая встреча. Уже готов план, о чём мы должны разговаривать и на какие темы выходить в дискуссиях.

- Как будут набираться респонденты?

- Первого ноября мы откроем Open Call, разместим анкету в соцсетях театра и возьмём людей, соответствующих возрасту. У меня сейчас есть задача выбрать молодых людей не театральных специальностей, а совершенно разных видов деятельности. Важный момент - я никак не хочу ограничивать режиссёров. Мне кажется неправильным отрубать ветки замысла режиссёра. Может это и нужно делать в постановке на большой сцене, но мы всё-таки экспериментаторы и можем позволить себе больше. Не хочу никак ограничивать постановщиков.

- И всё-таки это будут эскизы или спектакль?

- Работа идёт в формате лаборатории, но в результате будет не лабораторный эскиз, а полноценный спектакль, состоящий из восьми глав. Каждый из режиссёров выберет себе локацию в театре или возле него, а также выберет себе артистов или зумеров. Зумеры тоже смогут участвовать в спектакле, о своём желании они смогут указать в своей анкете. Если респонденты захотят участвовать в постановке, то, думаю, что кто-то из восьми режиссёров с радостью возьмёт этих ребят. А часть спектакля пройдёт как аудиопроменад, фонд Прохорова дал денег на закупку специального оборудования.

- Для какого зрителя этот проект?

- Мне бы хотелось, чтобы пришли представители этого поколения. С другой стороны, те, кто смотрят перед сном ТикТок, это же не только зумеры, например, мне как зрителю тоже было бы интересно. Другая важная история - смена поколений и коммуникация зумеров с родителями. Зумеры, как мне кажется, это уникальное поколение, оно более здорово психически, чем мы и наши родители. Они более осознанно относятся к своим внутренним переживаниям, умеют рефлексировать. И вот как суперосознанный подросток пытается перекроить своих родителей и что у него получается - тоже очень интересная тема.

- То есть эксперименты - это бесконечная история?

- Я недавно поняла, что количество жанров неограниченно, их можно изобретать бесконечно, прибавляя к слову «Театр» любой предмет, место, подход. Театр + машина, театр + экскурсия, театр + цирк, + природа, + тикток, и так до бесконечности.

 

Ирина Романова

Фото Анны Шестаковой

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий