Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

01 октября 2015 15.09

Падение омского банкира

За несколько дней в СИЗО успешный бизнесмен и «мозг преступного сообщества» растерял былой лоск.

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

На прошлой неделе омское медиапространство облетела громкая новость: по подозрению в совершении двух тяжких преступлений был задержан известный омский предприниматель - 42-летний генеральный директор НП СРО «Первая гильдия строителей», банкир Станислав Мацелевич. Уже на следующий день ему было предъявлено обвинение в «создании преступного сообщества» и «незаконной банковской деятельности». По версии следствия, через 48 подставных фирм Мацелевич обналичил и «отмыл» более 393 миллионов рублей. Только по первой статье УК закон предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет и штраф в размере до одного миллиона рублей. 17 сентября Следственное управление СКР России по Омской области обратилось в суд с ходатайством об избрании Мацелевичу меры пресечения в виде содержания под стражей - чтобы на время расследования вывести «мозг преступного сообщества» из игры.

...У дежурившего в тот день судьи Куйбышевского районного суда Дениса Ходоркина выдалось немало дел - процесс откладывался. В коридорах суда маялись в ожидании многочисленные журналисты, молоденькая супруга Мацелевича Татьяна - стройная шатенка с высоким лбом и непроницаемыми глазами, её подруга, жена второго фигуранта «дела обналичников» - ближайшего помощника Мацелевича юриста Евгения Лузинского. Последнего тот же судья Денис Ходоркин арестовал ещё утром. В СИЗО Лузинскому супруга положила не спортивный костюм и стоптанные шлёпанцы, а итальянские туфли Baldinini, средняя стоимость которых 25 тысяч рублей. Лузинская - красивая молодая блондинка, одета так, что на её фоне Baldinini и в самом деле годятся только для СИЗО. Один её клетчатый платок, затейливо повязанный на шее, тянет на среднюю зарплату журналиста. Сумка - на две. У Татьяны Мацелевич хватило ума выглядеть скромнее.

- Вот так и подумаешь, что лучше: всю жизнь на одну зарплату жить или хапнуть сразу сотни миллионов, и себя обеспечить, и детей, и внуков. Ну вот отсидит Мацелевич, если его ещё осудят, каких-то лет десять, да выйдет, а мне ипотеку двадцать лет платить! - болтали от нечего делать журналисты, незаметно выходя на вечные темы преступления и наказания.

Мацелевич, однако, к «посадке» не готов. Молодой мужчина, доставленный в суд из изолятора временного содержания, больше похож на потерявшегося мальчика. Узнать в нём былого денди практически невозможно: модная причёска всклокочена, лицо помято и в красных пятнах, взгляд потерянный, на губах - робкая улыбка, в глазах - плохо скрываемый страх. Сидящий в «клетке» банкир почему-то напоминает прилежного ученика, привыкшего всегда быть на хорошем счету, быть может, играть на скрипке, особо не выделяться, но втайне считать себя умнее других. Сегодня по какой-то нелепой причине хороший мальчик неожиданно для самого себя вдруг не выучил урок. И его, как в дурном сне, вызвали к доске - на вопросы суда он отвечает заметно волнуясь, чуть сутулясь и глубоко вдохнув, перед тем как начать говорить. Как за соломинку, хватается за прутья решётки. Его прежний взгляд - умный и цепкий - по ходу судебного заседания проявляется лишь иногда.

В противовес Мацелевичу следователь третьего отдела Следственного управления СКР по Омской области Александр Меньшиков спокоен и уверен в себе. Главной уликой следствия стали рукописные листы, в которых давались указания, кому и сколько денег нужно выплатить по «серой» схеме. Почерковедческая экспертиза показала, что писал их Станислав Мацелевич. Меньшиков просит суд оставить Мацелевича под стражей до 20 октября - к этому сроку расследование планируется завершить.

- Мацелевич не признал своей вины и активно противодействовал раскрытию преступления, - перечисляет следователь основания для содержания под стражей. - Оставаясь на свободе, Мацелевич может повлиять на свидетелей - их уже пытались подкупить и шантажировать. Кроме того, он может скрыться от следствия. Обвиняемый часто выезжал в другие города России и в Тель-Авив, также у нас есть сведения, что недавно он обратился за получением израильского гражданства.

Мацелевич, разумеется, всё отрицал. Его адвокаты: Поляк и Мотовилов, в меру известные и в меру дорогие, профессионально отрабатывают гонорар. Так, суду было указано, что никакими официальными документами, подтверждающими, что Мацелевич собрался навсегда переехать в Землю обетованную, следствие не располагает. Попытались адвокаты «обнулить» и главную улику СУ СКР - листы с записями по обналичке. По мнению адвокатов, почерковедческая экспертиза по ним была проведена с нарушениями норм Уголовно-процессуального кодекса. В доказательство благонадёжности и порядочности своего подзащитного они представляют кучу благодарственных писем: от инвалидов, главы Павлоградского района, от раввина Омской области, от спортсменов и прочих - Станислав Мацелевич активно занимался благотворительностью. Его жена внимательно слушает, смотрит на мужа любящим взглядом, нервно сжимает руки и периодически принимается плакать. «Таня, держи себя в руках!» - одёргивает её подруга.

Молодой, но уже известный по многим громким уголовным делам прокурор Дмитрий Казанник выступает, как умный и добрый профессор на трибуне перед студентами. Умеренно жестикулируя, он ещё раз раскладывает по полочкам все основания для задержания Мацелевича. И каждое слово - не в бровь, а в глаз.

Когда судья Денис Ходоркин ушёл выносить решение, журналисты даже не стали делать ставки. Ну кто, в самом деле, отпустит на свободу «организатора преступного сообщества», если его ближайший соратник и правая рука уже сидит в СИЗО?

Вердикт суда, удовлетворившего ходатайство следствия, Станислав Мацелевич встретил всё той же робкой улыбкой. Его жена рыдала. По-друга уже больше её не одёргивала.

Справка

Уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ «незаконная банковская деятельность» расследовалось почти год. Изначально Мацелевич проходил по нему в качестве свидетеля, хотя, по данным СМИ, подконтрольные Мацелевичу фирмы наряду с его фамилией и фамилией Евгения Лузинского упоминались в процессах по многим уголовным и гражданским делам. А на одном из судебных заседаний по делу и. о. руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области Виктора Лаутеншлегера вызванный в качестве свидетеля Мацелевич открыто признался, что занимался оформлением фирм на подставных директоров. Уголовное дело по статье «создание преступного сообщества и участие в нём» было возбуждено лишь 14 сентября нынешнего года. Пока по нему задержаны трое: сам Станислав Мацелевич, его ближайший помощник юрист Евгений Лузинский, во время обыска попытавшийся постирать важные документы в стиральной машине, и 29-летний бухгалтер. Однако, по словам представителей СУ СКР, полный состав группировки ещё не установлен, расследование продолжается.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №38 (871) от 23 сентября 2015 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

21
так и надо ожиревшим скотам, буду знать как каждые выходные в Ниццу летать
23 июля, 10:42 | Ответить
Елена П.
Шикарно написано, так интересно было читать!
01 октября, 18:45 | Ответить
Natali
все об этом знаю, не Америку открыли!!!
01 октября, 12:44 | Ответить
Валерия
Вот у нас так всегда - за украденную булку хлеба посадят, а за отмытые миллионы ничего не будет. Надеюсь, все-таки дело не замнут!
01 октября, 12:41 | Ответить
виктор
Кручинкина почему не ловят, со дна запрятанного не поднимают? Два года с Мацелевичем обналом занимались, после каждой поездки завершая сделку покупкой недвижимости в Сочи и торговых площадей в Омске со стороны Кручинкина. Мелких сошек садят, на крупных доказательств "не найдут"
01 октября, 11:06 | Ответить