Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

30 октября 2015 10.22

Союз 17 октября

Вот про октябрят вроде все у нас знают, а кто такие «октябристы» многим неведомо. И в честь какого октября они были так названы непонятно. Да, октябрь 1917 года затмил тот октябрь, который случился ровно 110 лет назад в России. А ведь именно тот октябрь - 1905 года - какое-то время считался «Великим».

Это был венец Первой русской революции, незаслуженно забытой у нас в стране и очень кратко упоминаемой в школьных учебниках. И напрасно, ведь это был весьма рубежный момент в истории России, означавший конец многовековой исторической эпохи. Школьники в советское время знали, что эта революция началась с провокации проклятого попа Гапона, приведшей к Кровавому воскресенью, а отличники могли вспомнить про баррикады на Пресне и даже про восстание на броненосце «Потёмкин». Студенты же давали оценку той революции по Ленину: это, мол, была «генеральная репетиция 1917 года». Но самое главное почему-то большинство не упоминало. В чём же этот перелом состоял и почему самая влиятельная одно время политическая партия России именовала себя «Союз 17 октября»?

А в этот день вышел Высочайший царский манифест, означавший ни много ни мало как окончание эры самодержавия в Российской империи. Этим документом народу российскому даровались всевозможные свободы: свобода слова, совести, собраний и союзов, а также провозглашалась неприкосновенность личности. Это было принципиальное изменение государственного устройства России. Законодательная власть переходила в руки выборных от народа. А ведь самодержавие - это сосредоточение в руках одного человека всех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Теперь же избранники народа получали право издавать законы. В новой редакции «Основных законов Российской империи» после выхода Манифеста было устранено упоминание власти царя как «неограниченной». А это означало, что его власть отныне ограничивалась теми законами, которые принимали избранные народом законодатели. Стало быть, тем самым закончилась эпоха самодержавного феодализма, и государство становилось конституционной монархией. Скажете, а где сама Конституция? Да, документа с таким названием не появилось, ну так это не главное: у самого образцового государства с конституционной монархией - Великобритании - тоже нет и не было конституции. Дело не в названии, а в сути принятых законов, которые и явились конституционным актом. Статья 86-я «Основных законов Российской империи» чётко определяла: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета…». «Никакой!» А избранные депутаты получали право контроля за действиями правительства. В стране, таким образом, появился полноценный законодательный парламент.

Вот эти кардинальные изменения в государственном устройстве России и являются воистину революционными. В стране стало возможным создавать политические партии - «свобода союзов», массово стали появляться газеты всевозможных направлений - «свобода слова», исчезли все ограничения по признакам вероисповедания - «свобода совести» и так далее. И общество воспользовалось предоставленными возможностями: в самый короткий срок в России было учреждено около 50 политических партий, а число новых газет было неисчислимо. Страна бурно и с подъёмом стала готовиться к совершенно новому для неё делу - к выборам в законодательный орган Государственную Думу. Вот в чём «революция». Тут не пресловутый поп Гапон главное действующее лицо. Тут начало новой эры. В стране появилась «политика» во всех смыслах этого слова, и в политической жизни стали принимать участие не только царедворцы, а широкие слои населения.

Вот в ознаменование этого эпохального события и появилась партия «Союз 17 октября», или партия октябристов. Туда вошли все солидные люди России передовых взглядов: предприниматели, земские и общественные деятели, либеральные дворяне. Они были за эволюционное прогрессивное преобразование страны без потрясений и революций, то есть за позитивные реформы. На этом поприще партия и сыграла большую роль, оказав серьёзнейшую поддержку крупнейшему реформатору России премьер-министру Петру Столыпину. В первой Думе у октябристов было всего 16 мест, но уже во второй - 43, а в третью Думу было избрано 154 депутата от этой партии. От этой же крупнейшей фракции избирались и председатели третьей Думы: Николай Хомяков, Александр Гучков, Михаил Родзянко. На неё и опирался председатель правительства России, предлагая свои законопроекты, преобразовавшие страну. Кстати, тут были даже родственные связи: родной брат Петра Столыпина Александр Аркадьевич, поэт и журналист, являлся одним из ведущих лидеров партии. Кроме него в Союз 17 октября входило много известных в России лиц: самый знаменитый в стране адвокат Фёдор Плевако, легендарный ювелир Карл Фаберже, минский врач-благотворитель Иван Зданович, князья Голицын и Оболенский, крупнейший географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло, Александр Алёхин - отец чемпиона мира по шахматам и другие. А председателем партии был избран Александр Иванович Гучков - фигура вообще незаурядная и оригинальная. Даже недолюбливающий Гучкова председатель правительства России граф Сергей Витте называл его «любителем сильных ощущений и человеком храбрым». В погоне за сильными ощущениями Гучков старался ничего не пропустить: гимназистом пытался бежать на русско-турецкую войну за освобождение Болгарии, несмотря на университетское образование, отслужил добровольцем в лейб-гренадёрах, неоднократно стрелялся на дуэлях, побывал в армянских районах Османской империи, отправился волонтёром в Африку, где воевал на стороне буров против англичан, отличался там находчивостью и храбростью, был ранен и попал в плен. Потом были ещё приключения, японский плен и многое другое. Такой вот был неугомонный человек. А в 1916 году он с группой офицеров лично лежал на насыпи железной дороги с револьвером в руках, подкарауливая царский поезд: он задумал силой заставить Николая Второго отречься от престола. Однако этот эпизод с заговором заслуживает отдельного описания. Но интересно, что опять же именно Гучков принял отречение царя в вагоне его поезда в марте 1917 года. Видимо, склонность к приключениям передалась и детям героя: его дочь Вера будучи уже в эмиграции активно сотрудничала с советскими секретными спецслужбами.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №42 (875) от 21 октября 2015 г.

Самое актуальное в рубрике: Другие

Больше интересного в жанре: Колумнисты

Добавить комментарий