Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

13 ноября 2015 12.06

С начала года омский пассажирский транспорт ждет революция

Областные и муниципальные власти обещают, что в следующем году автобусы и маршрутки будут работать по новым, более честным правилам.

Вадим Харламов

Эра нелегального транспортного бизнеса, чьи представители ездят как хотят, не платят налоги и доводят до предбанкротного состояния легальных перевозчиков, скорее всего, подходит к концу. С 11 января 2016 года в силу вступает новый Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ...». На прошлой неделе в Законодательном собрании Омской области к рассмотрению был принят профильный региональный закон, который в свою очередь диктует условия для перевозчиков. «Ваш ОРЕОЛ» подготовил ликбез по изменениям в законодательстве.

Тарифы будут разными

Со следующего года все автотранспортные предприятия и предприниматели, желающие работать на регулярных маршрутах*, должны будут пройти через конкурс.

Все транспортные средства победившего в конкурсе предпринимателя получат карту маршрута - документ, без которого с июля следующего года нельзя будет перевозить пассажиров. Перевозчики могут выбрать, по какому тарифу им работать: по регулируемому или нерегулируемому.

Те, кто пойдут на регулируемый тариф, будут осуществлять перевозки по социальным, субсидируемым из бюджета маршрутам - там, где прибыль ожидается невысокая. Тарифы будут утверждаться Региональной энергетической комиссией Омской области или же муниципалитетами.

Желающие возить по нерегулируемому тарифу в обязательном порядке должны получить свидетельство на право перевозок - по сути, аналог договора. Возить пассажиров они будут по несубсидируемым, экономически выгодным маршрутам. Поэтому-то и тариф предприниматели будут утверждать самостоятельно - сколько захотел, столько и установил, хоть 200 рублей за проезд по городу.

*Регулярные маршруты - это маршруты, которые утверждены органами муниципальной или областной власти и входят в реестр маршрутов. Для каждого муниципального образования реестр будет свой, чиновники обязаны опубликовать их на официальном сайте. Все реестры должны быть готовы к 11 января 2016 года.

Кто отвечает за машруты

Межмуниципальные (пригородные) маршруты - это те направления, которые связывают между собой два муниципальных района или город и пригород. Создание, отмена, изменение таких маршрутов - это прерогатива минпрома.

Муниципальные маршруты - это те, которые действуют на территории городов региона и между поселениями одного и того же района. В первом случае за изменение и создание новых маршрутов отвечает муниципальная власть городских поселений, во втором - соответствующий орган районной администрации, который не только ведёт реестр маршрутов, но и имеет право утверждать тарифы на социальные маршруты. Ранее таких полномочий у муниципалитетов не было.

Требования к перевозчикам

Требования к тем, кто идёт на регулируемый тариф, и к тем, кто хочет работать по нерегулируемому тарифу, одинаковые и прописаны в федеральном законодательстве:

наличие лицензии

наличие транспортных средств на праве собственности или принятие обязательств на себя по их приобретению

отсутствие судебных решений о банкротстве предприятия

отсутствие задолженности по обязательным платежам, в том числе и налогам.

Что оценивает конкурсная комиссия?

Напомним, что перевозчиков будут выбирать по конкурсу, однако конкурсная комиссия помимо обязательных документов также будет смотреть, соответствует ли предприниматель дополнительным требованиям, предъявляемым федеральным законом.

В частности, будут оценивать, насколько часто за последний год автобусы или маршрутки перевозчика попадали в ДТП с последствиями, есть ли у перевозчика опыт перевозок. Оценят и характеристики самих транспортных средств - к примеру, в законе прописано пожелание, чтобы в салонах был кондиционер. «Ну, для нашего климата - это не самое важное требование, нам лучше наличие печки в салонах», - уточнил министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор Белов. Члены конкурсной комиссии обязательно будут смотреть, есть ли в автобусах условия для маломобильных групп населения - инвалидов и родителей с колясками. «На межмуниципальных маршрутах должны быть обеспечены комфортные условия, это же длинные расстояния, - рассказывает начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента транспорта, строительства транспортных объектов и гидротехнических сооружений министерства промышленности Омской области Алексей Лазуткин. - Поэтому, как правило, на этих маршрутах будут отдаваться предпочтения автобусам с накопительными площадками, где можно поставить коляску с ребёнком, наличие багажного отделения, так как по правилам перевозки пассажиров сумки не должны загромождать запасные выходы или проходы».

Три дополнительных требования к перевозчикам будут введены и областным законом:

перевозчики обязуются в реальном времени передавать информацию о параметрах движения и местоположении транспортных средств. Эти данные автоматически будут отражаться в Региональной навигационно-информационной системе Омской области (РНИС)* перевозчики обязаны передавать сведения о том, прошли ли водители предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр перевозчики передают сведения о водителях - их водительский стаж и опыт работы.

Если впоследствии перевозчики, работающие по нерегулируемому тарифу, откажутся выполнять эти требования, то минпром имеет право обратиться в суд с просьбой отозвать свидетельство.

* Что такое РНИС? По словам Алексея Лазуткина, это интерактивная карта, на которой будут показаны абсолютно все пассажирские автотранспортные средства, работающие на территории Омской области, включая и город Омск - к примеру, где они стоят, куда они едут. Эта информация в оперативном режиме будет доступна в том числе и пассажирам.

 

Акценты

У каждого должно быть место

В новом федеральном законе уточняется, что все перевозчики должны оставлять свои автотранспортные средства на стоянках. Требования к стоянкам сейчас разрабатывает Минтранс РФ.

Субсидии будут

Региональный минпром готов и дальше поддерживать транспортные перевозки в районах области, однако муниципалитетам придётся приспосабливаться к новым условиям. «В следующем году субсидии будут. Но изменится сам порядок субсидирования. Если раньше министерство давало их перевозчикам, то со следующего года субсидии будут выделяться муниципальному району. К примеру, местные власти могут решить, что один маршрут они могут субсидировать и даже добавить на него деньги из своего бюджета, а другой - нет», - рассказывает Виктор Белов.

Штрафы. А контролировать как?

Чиновники да и легальные перевозчики уверяют, что 220-й - закон долгожданный, и очень надеются на то, что в следующем году в транспортной сфере удастся навести порядок. Но важно не просто выстроить работу транспортных предприятий и частных перевозчиков по новым правилам, важно выявить тех, кто всё-таки не захочет по ним работать. Этим будет заниматься Управление государственного автодорожного надзора по Омской области (УГАДН).

УГАДН будет непосредственно в процессе перевозок осуществлять контроль - инспекторы будут смотреть за тем, соблюдает ли перевозчик правила высадки и посадки пассажиров, а также есть ли у водителя карта маршрута. В Кодекс об административных правонарушениях РФ была введена статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса». Правда, действовать она начнёт с 15 июля 2016 года, с этого же момента

УГАДН имеет право проверять перевозчиков. Высадка пассажиров в неустановленном месте потянет на три тысячи рублей, повторное нарушение - на пять тысяч рублей. За отсутствие карты предприниматель-нелегал отдаст 300 тысяч рублей.

Министерство промышленности будет смотреть, ездит ли перевозчик по маршруту и соблюдает ли расписание. Контроль будет осуществляться через региональную навигационно-информационную систему Омской области.

Можно лишиться свидетельства

В федеральном законе прописаны дополнительные условия, при которых минпром или департамент транспорта могут обратиться в суд с просьбой отозвать свидетельство. Например, транспортные средства перевозчика три дня не выезжали на маршрут, а водителей неоднократно в течение года привлекали к ответственности за нарушение статьи 11.33 КоАП РФ.

Комментарии

Генеральный директор ОАО «Любинское АТП» Николай Новиков:

- Закон хороший, но его надо было принимать десять лет назад. Будут и сложности с его исполнением. Вся финансовая нагрузка по субсидированию перевозок ляжет на плечи органов местного самоуправления - администрации районов, поселений, городов. У глав районов это восторга не вызвало, потому что это нагрузка на бюджет, которого и так не хватает. Есть вопросы и по нелегальным перевозчикам. У нас у всех должны быть равные условия - но будет ли так?

Директор ООО «Нижнеомское АТП-28» Татьяна Мезенцева:

- Мы к новому закону относимся пока крайне настороженно, непонятно, как его в итоге будут реализовывать. Субсидировать маршруты теперь будут из местного бюджета, а там денег нет. Да, минпром, конечно, будет передавать субсидии, но нам они уже заявили, что деньги эти могут пойти только со второго квартала.

Председатель совета НП «СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян:

- В соответствии с новым федеральным законодательством должно быть подкорректировано и местное законодательство. Однако новый областной закон, который внесли в Заксобрание области, довольно сырой, в частности, не урегулированы вопросы тарифообразования, ведения реестра. Такое впечатление, что набор статей федерального закона просто переложили на областной. Кроме того, минпром почему-то не спросил мнения перевозчиков по этому поводу. Мы, например, уже отправили в комитет свои поправки. Мы не согласны с требованиями, которые они хотят предъявлять к перевозчикам, по большей части они просто надуманные. Например, они просят передавать данные по водителям - но это же персональные данные.

В свежем номере «Вашего ОРЕОЛА» от 11 ноября читайте, как омская мэрия избавит город от газелей.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №44 (877) от 4 ноября 2015 г.

Самое актуальное в рубрике: Другие

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий