Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

05 апреля 2016 11.16

Глава депкультуры Шалак об обвинениях в коррупции: «Я совесть на медные пятаки не меняю!»

Чиновник уверяет, что не требовал откат от скульптора-автора проекта памятника основателям города.

Напомним, к 300-летию Омска власти планируют установить монументальную скульптуру Петра Первого на коне. У её основания - фигуры четырёх его сподвижников. Автор проекта в 45 миллионов рублей - именитый столичный скульптор Салават Щербаков. Правда, проект будет воплощён в жизнь, если удастся собрать пожертвования. Бюджетные траты не предусмотрены.

Когда о проекте поведали СМИ, в нашу редакцию обратился местный скульптор Сергей Голованцев. Он рассказал, что ещё в 2012 году предложил властям своё видение памятника основателям Омска. Голованцев хотел воздвигнуть за 18 миллионов того же Петра Первого, только пешего и без сподвижников. По словам скульптора, проект согласовал лично мэр Двораковский. Прежде Голованцеву одобрили установку бюста Сергею Манякину, памятника детям блокадного Ленинграда и воинский пантеон на Старо-Северном кладбище. Все проекты, кроме первого, были реализованы. На памятник основателю города денег, как пояснили Голованцеву, не нашлось. А вскоре мэрия решила делать проект Щербакова, и подороже. И самое главное - омский мастер утверждает, что с него требовали откат.

- Деньги на мои скульптуры не были заложены в бюджете, и, чтобы найти средства, был создан благотворительный фонд «Магия добра», - рассказывает Голованцев. - Возглавил его некто Александр Левченко, а познакомил нас директор департамента культуры Владимир Шалак. Надо отдать Левченко должное - привлекать инвестиции он умеет. На бюст Манякину деньги нашлись довольно быстро. Я приступил к работе. А через несколько дней ко мне подошёл Левченко и в ультимативной форме заявил, что после реализации проектов я должен буду заплатить двадцать процентов от своих авторских гонораров: десять лично для него и десять для Шалака. Я отказался. С этого момента эти господа стали методично работать над тем, чтобы отстранить меня.

По словам Голованцева, едва не сорвалось открытие памятника блокадникам. Установку должен был согласовать горсовет, а мэрия протянула с подачей документов.

- А воинский пантеон по моей задумке должна была отливать мастерская Ивана Дубровина в Екатеринбурге, - продолжает скульптор. - Левченко попросил у меня телефон Ивана и пригласил его приехать в Омск - познакомиться. Как рассказал мне Иван, директор фонда попросил его привести с собой двести тысяч рублей.

- С Левченко мы встречались в кабинете у Шалака, там даже стол был накрыт, - вспоминает Дубровин. - Чиновник непрозрачно намекал, что Голованцева нужно отодвинуть от проекта. Мол, у тебя же наверняка свои скульпторы есть. Потом Левченко попросил оставить в кабинете сотовый и пригласил прогуляться. На улице спросил меня, привёз ли я двести тысяч. Я ответил, что нет и вообще не понимаю, зачем они нужны - я работаю по договору и утверждённой смете. А он мне: «А ты в карты, в очко, играешь? Вот и приплюсовывай к смете 21 процент. Эти деньги необходимы, чтобы начать работу. А потом увеличишь смету, они к тебе вернутся».

Дубровин отказался, и работа над пантеоном застопорилась. Проволочки Голованцеву объяснили так: ранее согласованный проект отчего-то разонравился мэру.

- Я поехал в омскую мастерскую, которая должна была изготовить основы для будущих колонн, а ребята уже работают! - вспоминает Голованцев. - Только делают их не для моего монумента.

Показали проект: те же две стелы с фамилиями павших, как у меня, только вместо фигуры солдата - мать. Подозреваю, что этот проект за копейки изготовили другие скульпторы, а по документам вознаграждение наверняка составило приличную сумму.

Голованцев говорит, что пригрозил чиновникам: если на кладбище появится чужой монумент, будет суд. Фонд «Магия добра» отстранили от работы. Пантеон построили за счёт пожертвования известного омского строителя Сергея Оркиша.

Как говорит Голованцев, он сообщил Шалаку о требованиях отката со стороны Левченко. Чиновник возмущался, заверял в своей непричастности к мутным схемам. Но Левченко продолжал руководить фондом.

После этого работа над памятником Петру Первому совсем встала. Мэр перестал отвечать на звонки. А потом власти выбрали проект Щербакова.

- Конкурс, итоги которого были подведены в январе 2015 года, был признан несостоявшимся, - уверяет Голованцев. - Думаю, свернули его из-за моих жалоб. Я добился встречи с  Двораковским, рассказал ему о Левченко, дал послушать диктофонную запись рассказа Дубровина. Мне до последнего момента обещали, что памятник будет. И даже попросили выполнить ещё две работы: небольшую скульптуру «Два поэта» на пересечении улиц Пушкина и Маяковского и бюст Язова. О том, что в Омске воздвигнут совсем другой памятник основателям города, я узнал из газет.

Деталь

Фонд «Магия добра» зарегистрирован по адресу: улица Чокана Валиханова, 3. Это адрес департамента культуры мэрии, к которому он якобы не имеет никакого отношения. Александр Левченко, не видя письма Голованцева, комментировать что-либо отказался. Встретиться на момент сдачи номера не получилось, так как он находился в больнице.

Комментарий:

Владимир Шалак: «Голованцев просто хочет нас запугать!»

- Действительно, конкурс по памятнику основателям Омска был признан несостоявшимся, - говорит директор департамента культуры. - В мэрии мы неоднократно рассматривали разные варианты: собирались краеведы, учёные, члены Русского географического общества. В итоге решили вернуться к конной скульптуре Петра Первого, который предложил Салават Щербаков. Но добавить в композицию фигуры его сподвижников, чтобы это был памятник основателям города, а не одному Петру. Решение принималось коллегиально, у меня есть все протоколы с фамилиями и росписями.

- В распоряжении редакции есть письмо Голованцева на имя Путина. Он утверждает, что президент фонда «Магия добра» Александр Левченко требовал выплатить двадцать процентов с авторского гонорара. Десять из них якобы предназначались вам...

- Глупости! С Голованцевым я работал много лет, и вот он меня так отблагодарил! Если у них были какие-то личные недоразумения с Левченко, зачем меня грязью поливать?! Я совесть на медные пятаки не меняю! Эти обвинения Голованцева - просто способ давления. Мол, испугаются и отдадут мне все работы. А не может один человек делать все скульптуры в городе, это неправильно! Теперь я пойду в суд и выставлю Голованцеву иск за моральный ущерб!

- Почему, после того как Голованцев рассказал о вымогательстве, Левченко не отстранили от проектов?

- Какое отношение имеет департамент культуры к общественной организации? Идите и разбирайтесь сами с ним!

От редакции

О сомнительных схемах Голованцев написал Владимиру Путину. Письмо перенаправили в областное правительство, а оттуда - в мэрию. В администрации Голованцеву пригрозили обращением в правоохранительные органы и уголовной ответственностью за клевету. Копии всех документов и диктофонная запись Ивана Дубровина есть в редакции.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» от 30 марта 2016 года

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

КультУра!
А пятаки-то далеко не медные! Уж о какой такой совести речь идёт? Не о той ли, котороЯ была.. давным давно, давным давно, давным давно. А может и вообще не было.
18 апреля, 21:25 | Ответить