Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

05 августа 2016 12.05

Андрей Стороженко: «Талонов на анализы должно хватать всем, иначе это недоработка главврачей»

Министр здравоохранения Омской области дал интервью «Вашему ОРЕОЛУ».

Вадим Харламов

Андрей Евгеньевич, СМИ то и дело озвучивают скандалы, связанные с омскими медиками, обвиняют их в равнодушии и непрофессионализме. Вы следите за прессой?

- Да, недавно новость про умершего у ограды БСМП-1 мужчину прошла по всем сайтам и телеканалам. Медиков облили грязью с ног до головы, якобы они виноваты в смерти мужчины и Следственный комитет будет разбираться, почему медленно ехала скорая. Но прежде чем писать, вы разберитесь: человек умер ночью за территорией больницы, где врачи не ходят. Его нашёл прохожий, уже выступивший по телевидению, но, получается, он стоял и смотрел, как человек умирает? Он десять минут ждал приезда скорой, а ведь в ста метрах приёмное отделение БСМП-1, мог за 30 секунд добежать и позвать медиков. Не боится, что теперь его могут обвинить в неоказании помощи? (По словам самого молодого человека, в ожидании медиков он делал массаж сердца умирающему, чтобы поддержать в нём жизнь - ред.) Вот если бы врачи отказались выйти на помощь, тогда рвите нас, как хотите. Но скорая приехала через десять минут - это космическая скорость. Машины ведь не стоят на подстанциях, они с колёс работают. 1200 вызовов в сутки в среднем по городу! Нужно разбираться в каждом конкретном случае, после чего уже решать, кто виноват. Если медики где-то не сработали, я готов это признавать на страницах газет и исправлять ошибки.

 Жалобы в нашу редакцию поступают на врачей еженедельно. Каждую будете разбирать?

- Жалоба жалобе рознь. Пример: приходит бумага из Росздрава. На сайт президента пишет мужчина из Омска с просьбой о помощи, якобы умирает его знакомый, молодой человек, ему не оказывают медицинскую помощь. Скандал! Весь минздрав на уши поставили, находим обратившегося, а он говорит, что ему некогда с нами разговаривать, он в отпуске и вообще того, кто писал жалобу, он не знает. Это нормально? А ведь на жалобе президенту СМИ могли построить «горячие» новости.

Почему в поликлиниках нет талонов к врачам - к некоторым не попасть месяцами?

- Кадровая проблема - не всегда проблема министров, и врачей не хватает не только у нас. В Омске недостаточно педиатров и терапевтов, узких специалистов, не укомплектованы медработниками ФАПы - в 245 нет персонала. И пока не найден фельдшер, туда раз в одну-две недели выезжают врачи из соседней или центральной районной больницы: педиатр, терапевт, фельдшер, принимают пациентов, выписывают рецепты, привозят лекарства.

Как вы намерены привлечь медиков в село?

- У нас собирались редакторы районных газет и задали вопрос: почему в сёлах нет врачей? Я спросил: «Вы своих детей отправили бы работать в деревню?», все дружно ответили: «Нет!», а как минздрав может заставить врача ехать на периферию? С начала действия программы мы отдали 303 миллиона - по миллиону каждому врачу, который поехал работать в село. Ещё 75 миллионов у нас лежит в резерве для медиков. От одной до пяти тысяч прибавляется ежемесячно к заработной платье, жильё предоставляем. Ни один медицинский работник из районов Омской области, не платит за съёмное жилье и коммунальные услуги, всё оплачивает ЦРБ или муниципалитет. Но и этого недостаточно. Школа, родители и местное самоуправление должны выбирать детей, которые готовы учиться в медакадемии, а после остаться работать на малой родине. У нас выделяются квоты на обучение студентов из районов области, только почему-то после окончания медвуза они домой работать не возвращаются. В родном селе все знакомые, им пишут «открепные», а у нас нет законного рычага оставить готового врача на месте.

Средняя зарплата у фельдшеров скорой помощи 23-25 тысяч, у врачей - 35 тысяч.

Может, проблема в зарплате? Медики жалуются, что она смешная, например, на скорой...

- Стоп! Более двух лет назад зарплаты медиков перевели в систему ОМС. Средняя зарплата у фельдшеров скорой помощи 23-25 тысяч, у врачей - 35 тысяч. И в прошлом году на скорую пришли работать шесть врачей-реаниматологов, такого не было давно!

Сейчас в здравоохранении закончилась пресловутая оптимизация. Как вы можете оценить принятые вами меры?

- Я уверен: то, что мы сделали, сделали правильно. Приведу пример с горбольницей № 2, за которую нас били все, кто мог. Ранее при синдроме диабетической стопы эту нижнюю часть ноги в ГБ № 2 удаляли, хотя во всём мире пациентам ноги сохраняют. Мы приняли решение перевести отделение, занимающееся этим вопросом, в МСЧ № 9, где стоит мощнейший ангиограф. Теперь мы можем делать ангиопластику, сохраняя людям ноги. Отделение ревматокардиологии перевели в областной диагностический центр, лучший в регионе по уровню и оснащению. Разве это плохо? Другие мероприятия в рамках оптимизации у нас заключались в присоединении мелких поликлиник к крупным базам. Мы не сокращали медперсонал, сокращения коснулись только административно-хозяйственной части. Например, из двух главных врачей или главных бухгалтеров остался один.

Мы должны лечить людей, так мы и лечим! И неправильно расходовать деньги на содержание коек, которые не используются.

А как же сокращение коек в районных больницах в рамках оптимизации?

- Мы суточные койки переводим в дневные, сохраняя всю базу. Например, в селе Иртыш Черлакского района было несколько круглосуточных коек, которые использовались лишь для того, чтобы с утра поставить человеку одну капельницу. И до следующего утра он просто лежал, а его кормили, отапливали и освещали больницу. Зачем? Через полгода после закрытия коек в Иртышской больнице мы посмотрели статистику: 22 человека, которые поступили бы в Иртышскую больницу, отвезены за 50 километров в ЦРБ. У всех были серьёзные диагнозы: предынфарктные состояния, неконтролируемый сахар в крови и так далее. Останься они в местной больнице, мы получили бы 22 смерти, потому что нет там необходимых специалистов и оборудования. А в ЦРБ они были пролечены.

Но пожилым людям из других деревень трудно добираться за 50 километров: транспорта-то нет!

- Разве это из-за того, что я такой бессердечный? Я главам поселений вопрос задаю: вы почему транспорт на меня вешаете? Вас выбрали, вы местная власть, решите вопрос с транспортировкой! Почему я должен нести социальную функцию? Мы должны лечить людей, так мы и лечим! И неправильно расходовать деньги на содержание коек, которые не используются.

Как объяснить нехватку талонов на анализы в городских поликлиниках?

- Это недоработка главврачей. Мы централизовали лабораторию на базе диагностического центра, отдали кучу денег, и туда на исследование беспроблемно принимаются анализы. Объёмы лимитов, отданных на городские больницы, выше верхнего уровня. Талонов не может не хватать. Всё должно быть бесплатным, деньги есть!

Что касается МРТ или других дорогостоящих обследований. На них талонов не дают, люди вынуждены проходить их за свою деньги.

- Если ситуация плановая - тогда в очередь на срок до 30 дней, это правда. Здесь я скажу как чиновник - таков стандарт. Если ситуация неотложная, талон дать должны. Когда при неотложном состоянии просят деньги, это неправильно, особенно при госпитализации.

Врач - тяжелейшая профессия, он оперирует ежедневно, при операции он в секунду принимает решение, например, оставлять при сильнейшем кровотечении молодой женщине матку, рискуя её жизнью, или удалять?

Что планируется сделать в ближайшее время в области омской медицины?

- Мы делали упор на скорую помощь: оснастили машинами, провели ремонт на подстанциях и построили одну новую, перешли на систему ГЛОНАСС, открыли новый пульт «03». Останавливаться не собираемся, потому что это та сфера, которая работает всегда, в любое время года, 24 часа в сутки, и это тот форпост, который первым принимает удар на себя.

А как прокомментируете нашумевшие случаи со смертями рожениц, которые прогремели на всю страну?

- То, что смертей было несколько в одном роддоме, - ужасное совпадение. Гремели эти случаи на всю страну, потому что журналисты об этом писали. Каждый случай роженицы или младенца берётся на особый контроль. Во всех подобных трагедиях я лично разбираюсь, готов встречаться с родными погибших пациентов, у меня в кабинет люди приходят, я мобильный даю - звоните! Если врачи виноваты, их судят, они сидят или платят штрафы. Но вы поймите, врач - тяжелейшая профессия, он оперирует ежедневно, при операции он в секунду принимает решение, например, оставлять при сильнейшем кровотечении молодой женщине матку, рискуя её жизнью, или удалять? Он удаляет, спасает жизнь, а с него, спустя три года, компенсацию требуют. Сейчас идёт суд над шестью акушерами-гинекологами, если их всех посадят, мы что делать будем? А родные погибших пациентов непреклонны: у меня умер родственник, значит, виноват врач! Конечно, есть вопиющие случаи, за которые нужно просто бить, но здесь только суд решает, виноваты они или нет.

Андрей Евгеньевич, сейчас ОБЭП и УФАС (антимонопольная служба - ред.) начали проверять, не нарушил ли минздрав Омской области статью «О защите конкуренции», отдав без конкурсов и тендеров реабилитацию онкобольных стоимостью в десятки миллионов рублей «Евромеду»...

- В УФАСе сейчас идёт натуральный фарс. Я предполагаю, что началось это с обращения владелицы санатория «Рассвет» Нателы Полежаевой, которая усмотрела в этом какое-то нарушение. На самом деле заявку на реабилитацию с приложенной лицензией «Рассвет» не подавал, к нам Полежаева не обращалась. На первое заседание в УФАС пришёл юрист Нателы Олеговны и заявил, что у них нет претензий к минздраву Омской области. УФАС разводит руками: «Как? Зачем тогда здесь целая комиссия собралась? Давайте отложим слушание». На второе заседание приходит Натела Олеговна и говорит, что её юрист высказался неверно, во всём виноват минздрав. На третье слушанье Натела Олеговна приводит свиту СМИ, какого-то непонятного якобы эксперта и требует ввести его в состав комиссии, затягивая дело. Подумайте сами: если бы я получил заявку от «Рассвета», разве бы я смог без конкурса отдать реабилитацию «Евромеду»? Это же стопроцентный вариант коррупции! Я что, камикадзе? Кусайте меня за очереди в поликлиниках, за некачественно оказанную медицинскую помощь, и за тому подобное. Но зачем вы кусаете там, где горе людское и где мы реально помогаем? Реабилитация онкобольных - тяжелейшая сфера!

Почему между некоторыми городскими больницами поразительная разница: в одной всё хорошо, в другой полная разруха, например, в МСЧ № 11?

- Неправда, в 11-й медсанчасти сейчас очень хороший главный врач Лисичкина, просто умница! То, что было с учреждением, и то, что стало, - небо и земля. Лисичкиной отдали такой «подарок», который шесть лет просто убивали. Ещё бы год-два, и медсанчасть просто бы закрыли, сейчас её продолжают восстанавливать. А почему разница между больницами? Ответ прост: кадры! Я знаю каждого главного врача, мы плотно занимаемся кадрами, очень многих поменяли и ещё поменяем. Там, где с душой к делу относятся, там результат виден.

Вопрос личностного характера: вы были депутатом Горсовета, почему дальше не продолжили депутатскую деятельность?

- В политику я бы не хотел возвращаться. Здесь я делаю дело, это моё, я считаю, что у меня получается. К практике тянуло года два-три, после ухода из специальности в 93 году. Тогда я работал главным врачом санатория «Родник» у уважаемого Николая Ивановича Лицкевича, который мне «путёвку в жизнь» выдал, и я безмерно благодарен ему за это. Работая там, я дежурил в БСМП по неотложной помощи, я ведь уролог оперирующий. Но в какой-то момент перешёл работать в детскую клиническую больницу № 3, это самая крупная детская клиника города. Там я понял, что нужно выбирать.

А вы знаете, что вас за жёсткость, взрывной характер и специфическое чувство юмора сравнивают с Андреем Евгеньевичем Быковым из сериала «Интерны»?

- Не знаю. Правда похож? Мне не говорили. (Смеётся.) Сериал смотрел немного, местами душевный.

Досье

Андрей Евгеньевич Стороженко, 53 года.

В 1986 году окончил Омский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело». С 2001 по 2004 год проходил обучение в ОГИС по специальности «экономика и управление на предприятии». Работал врачом-урологом в Омской областной клинической больнице; врачом-урологом по экстренной помощи в урологическом отделении больницы скорой медицинской помощи. С 1993-го по 1997 год - главный врач Городской детской клинической больницы № 3.

С 1997-го по 1998 год -главный врач Советского административного округа г. Омска. С 1998-го по 2006 год - начальник управления здравоохранения администрации г. Омска. С 2006-го по июнь 2012-го - руководитель Управления Росздравнадзора по Омской области. С июня 2012 года - министр здравоохранения Омской области.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 29 (914) от 20 июля 2016 г.

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

стрелка разин
Проще говоря все что он сказал это гнусная ложь вся система сейчас работает чтоб мы забыли про бесплатную медицину в районах области вообще мрак оборудование большинство не работает всех посылают в платные клиники а если денег нет то померайте дома вот правда нас просто тихо уничтожают !
05 августа, 18:33 | Ответить
больной
А чего дохтур молчит? Где этот секретут Стороженки?
06 августа, 09:00 | Ответить
Аноним
Что? И тут дохтур засветился? Этот бот на всех омских сайтах прислуживает Стороженки.
11 августа, 11:09 | Ответить
вася
Почему же! Для себя любимых - чиновники всё оставили и даже увеличили . Себя бедных, сирых и убогих не обидели, а простым и так ладно. Всё равно проголосуют за них в сентябре
06 августа, 08:58 | Ответить
Мурзилка
Займитесь хоть немного Павлоградской ЦРБ. НЕт пробирок, талонов, врачей часто на месте нет, медсестра принимает и выписывает лекарство. Это порядок? Анализы не сдашь - квота на день. Когдато в Павлоградку презжали делать операции со всей области и Омска- теперь Жильцов разогнал за годы своего властвования всех врачей. Остались одни его родственники, а тем закон не писан.
05 августа, 12:47 | Ответить