Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

20 сентября 2016 12.32

Министр Виктор Белов о ценах на проезд в Омской области: «Иллюзия, что у частника дешевле, быстро развеется»

Для селян поездки до города стали роскошью.

Вадим Харламов

Напомним, региональный министр промышленности, транспорта и инновационный технологий попал на «ДН» за то, что поездки для областного центра стали для селян роскошью. В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» он рассказал о своём видении ситуации.

Виктор Иванович, цены на билеты по межмуниципальным маршрутам взлетели вверх после вступления в силу федерального закона, когда тариф на перевозки стал нерегулируемым. Сильнее всего, по наблюдениям наших читателей, подорожал проезд в автобусах «Омскоблавтотранса». Почему предприятие, где учредителем является область, неизменно проигрывает частнику в цене?

- Частные перевозчики работают на выгодных перевозках, где есть большой и регулярный пассажиропоток. На другие их никакими коврижками не затянешь. «Омск-облавтотранс» - почти государственное предприятие, мы вынуждены обеспечивать транспортную доступность с любого населённого пункта области. Поэтому для «Омскоблавтотранса» вопрос выгоды второстепенен: если он выиграл конкурс, автобус строго по расписанию выйдет в рейс. Даже если в салоне будет всего два человека. Кроме того, частник работает в основном на «ГАЗелях» и автобусах малой вместимости, а их содержание обходится дешевле. До вступления в силу закона № 220, который породил последние изменения, государственные перевозчики и частники работали в совершенно разных условиях. Первые обязаны содержать парк, специалистов для прохождения технического и медицинского осмотра, нести расходы по содержанию автовокзалов. Частник мог хранить «газельку» под окошком, никаких осмотров не проходить, да ещё и налоги не платить. Таким образом, у «Омскоблавтотранса» складывалась совсем другая структура затрат. Многие частники, кстати, даже те, кто сегодня легально выходит на маршрут, до сих пор пытаются лукавить: не платить налогов или платить их по упрощённой схеме: например, всего за 20 автобусов, хотя по договору их должно быть 80. Всё это вкупе создало частникам мощную финансовую подушку безопасности, и сейчас, уже официально выйдя на рынок, они могут позволить себе демпинговать цены с целью выдавить конкурента.

Нельзя упрекать перевозчиков в том, что они держат низкий тариф только потому, что ездят нелегально. Мы уже приводили пример с рейсом в Павлодар. Там много лет работает официальный частный перевозчик. И получается, что людям дешевле доехать до Казахстана, чем до Тары автобусом «Омскоблавтотранса».

- Сравнение некорректно. Международный перевозчик планирует свои рейсы - если не наберёт достаточное количество пассажиров, автобус не поедет. А закон требует от нас соблюдать регулярность перевозок - то есть транспорт должен выйти в рейс по графику, и неважно, сколько там пассажиров. Сейчас же мы сталкиваемся с тем, что частный перевозчик выиграл конкурс, работает официально, но психология у него осталась прежней - ему положено выехать в  7 утра, а он сидит и ждёт, пока салон не заполнится. Между тем время, когда перевозчик мог видеть только заработанные деньги, закончилось - по закону мы обязаны обеспечить график и регулярность движения. Так, как это делается во всём цивилизованном мире.

Нельзя ставить в вину часным перевозчикам и демпинг цен. Это конкуренция!

- Нормальная конкуренция - это когда все перевозчики работают в равных условиях. У нас же на частников-нелегалов государство долгое время смотрело сквозь пальцы. Федеральный закон, о котором я уже говорил, положил этому конец. К примеру, сейчас мы запустили Региональную навигационно-информационную систему Омской области (РНИС). Она позволяет отслеживать время и график движения каждого транспортного средства. Подключены к ней и частные перевозчики, выигравшие конкурс. А это значит, что они уже не смогут, как раньше, отправляться в рейс, только когда наберут полный салон, не смогут, как это сейчас происходит, нанимать на работу только одного водителя, который гонит машину и туда, и обратно, сидя за баранкой по 12 часов! Перевозчику нужно будет нанимать на работу как минимум двух водителей, а это значит, у него автоматически возрастут расходы на оплату НДФЛ. Брать с пассажиров деньги мимо кассы он тоже не сможет. Когда все будут играть по одним правилам, издержки будут примерно одинаковы у всех. Мелкие ИП с «газельками» работать в новых условиях, скорее всего, не смогут. Сейчас идёт переходный период - закон в полной мере заработал с 16 июля, и по итогам одного месяца нельзя делать какие-то выводы. К примеру, сейчас у нас всё южное направление выиграло частное ООО «Дилижанс». Да, они понизили цены на 35 процентов, но лишь с одной целью - выдавить нелегалов, которые сейчас выходят на рейсы параллельно с их транспортом. Очистят нишу - выставят адекватный тариф.

То есть людям готовиться к тому, что цена на билеты вырастет ещё больше?

- Почему же? Сейчас цена растёт только потому, что это общемировая тенденция. Она должна остановиться на каком-то уровне. И, кстати, говорить, что у «Омскоблавтотранса» всегда самые дорогие билеты, - неверно. У нас есть направления, по которым это предприятие возит пассажиров дешевле, чем частник. Когда все будут находиться в одинаковых условиях, цена выровняется. Ведь частные перевозчики, выигравшие конкурс, возьмут на себя и часть затрат «Омскоблавтотранса», например, будут платить за пользование автовокзалами. Это принцип сообщающихся сосудов.

Рост тарифов прогнозируется хотя бы потому, что лучший стимул снизить цену на свои услуги - это наличие конкуренции. Вы сами сказали, что мелкие ипэшники с «газельками» - наименее затратным и мобильным транспортом - уйдут. А много ли у нас крупных транспортных компаний, способных потягаться с тем же «Омскоблавтотрансом»?

- На самом деле уже сейчас нельзя говорить о том, что «Омскоблавтотранс» занимает лидирующее положение на рынке. Частные перевозчики активно участвуют в конкурсах и выигрывают их. Разве это не конкуренция? Я уже приводил пример с южным направлением - его полностью обслуживает частная компания. Нам как организаторам движения всё равно, с кем работать - с частником или госпредприятием. Главное, чтобы все игроки соблюдали требования закона. Что касается «газелей» и мелких перевозчиков. Закон позволяет им объединяться, создавать консорциум и точно так же выходить на конкурс. Если в таком пуле будет представлен разный вид транспорта, этот тандем будет вполне конкурентоспособен.

А что предпринималось для того, чтобы у «Омскоблавтотранса» был не менее мощный, чем у частника, стимул снизить свои издержки? Насколько уместно гонять большой автобус, если в нём сидят два человека? Что делается министерством для того, чтобы селяне могли добраться в город по приемлемой для них цене?

- В той системе, в которой «Омскоблавтотранс» существовал раньше, у него было не так уж много инструментов для снижения издержек. К примеру, этот перевозчик не мог свободно оперировать ценой, даже понизить её не мог, так как тариф был регулируемым. Сейчас государство сказало: там, где есть нормальный пассажиропоток, субсидировать полупустые автобусы мы не будем. Новый закон в корне поменял систему перевозок и открыл большие перспективы. Теперь организатором перевозок является не только министерство, но и муниципалитеты, которые несут ответственность за внутрирайонные перевозки. Поэтому сегодня на местах должны серьёзно заняться своими районными пассажирскими предприятиями. В том же Усть-Ишиме оно является филиалом «Омскоблавтотранса» и работает убыточно, так как пассажиропотока нет, но ездить людям нужно. Значит, эту проблему необходимо решать. Как? Району виднее. Может быть, пустить туда частника с «ГАЗелью» и наладить диспетчерскую систему заявок на транспорт. Сейчас идёт переходный период, мы следим за ситуацией и вносим корректировки, там где это необходимо, например, изменения коснулись 14 маршрутов, увеличена интенсивность на 120 рейсов, дополнительно привлечено 60 автобусов. Так что, я думаю, нельзя упрекать министерство в том, что мы ничего не делаем. Несмотря на все сложности, область изыскивает деньги и субсидирует маршруты, где это действительно необходимо. На так называемые социальные маршруты выделено 65 миллионов рублей. Это транспорт от села до райцентра и от пригорода до Омска. Но на всех остальных направлениях, где нормальный пассажиропоток, тариф должен остаться нерегулируемым.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 37 (922) от 14 сентября 2016 г.

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий