Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

22 октября 2016 12.00

Автор «Бандитского Петербурга» в Омске: «Мне бандиты денег не предлагали»

Работа в криминальной журналистике оказалась не менее рискованной, чем былые командировки в горячие точки Ближнего Востока.

Лидия Чесакова

У писателя и журналиста Андрея Константинова интереснейшая судьба. Родился на Волге. Учился в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде). Хотел стать археологом, историком, но стал военным переводчиком, да ещё и с восточных языков. В этом качестве служил в Йемене, Ливии. А в 1991 году, после развала СССР, снял погоны и начал жизнь и карьеру заново - корреспондентом криминальной хроники в питерской молодёжной газете. Не случись этого поворота в его судьбе, возможно, и не зачитывались бы россияне его книгами, общий тираж которых уже превысил 20 миллионов экземпляров, не пересматривали бы снятые по ним кинофильмы и сериалы... Сейчас помимо «чистого» писательства Константинов руководит Агентством журналистских расследований (сокращённо - АЖУР), которое сам же и создал во второй половине 1990-х, когда криминал был ещё достаточно силён.

«Решил, что в последний раз попробую зарабатывать честно

- Денег мне бандиты не предлагали. Вот бизнесмены - да, бывало. Особенно поначалу, когда только начинал работать в газете. Говорили: «Давай с нами! Через три месяца будешь на «Мерседесе» ездить». Я решил, что в последний раз попробую зарабатывать честно, а уж если не получится, то свяжусь с ними. Но - получилось! Пытались переманить на свою сторону и правоохранительные органы, неоднократно звали на работу. Но я всякий раз объяснял, что уже носил погоны, снял их, и теперь мне нужны очень серьёзные основания, чтобы снова под них залезть. Да, были ситуации, неприятные лично для меня и опасные для Агентства журналистских расследований, которым я руковожу. Мы думали, что нас задавят. Были личные угрозы. Даже до конкретных физических моментов доходило: погиб наш человек Максим Максимов - его задушили. И мы даже знаем кто, но доказать не смогли. Скажи мне, что именно Макс погибнет, не поверил бы: он самым аккуратным был. Кстати, у нас есть учебник по журналистским расследованиям с правилами безопасности, чтобы риск был сведён к минимуму.

«Нашим продюсерам сериал нужен на «троечку»

Оказывается, автор «Бандитского Петербурга» далеко не всегда доволен качеством телевизионного продукта, снятого по его книгам.

- Я неоднократно высказывал своё недовольство коллегам, которые писали сценарии для истории, которую не они начинали. На мой взгляд, это примерно то же самое, что объедки со стола доедать: нужно совсем себя не уважать. Тем более, они знали, что автор против. Я даже пытался судиться с продюсерами, но наш гуманный суд не встал на мою сторону. Впрочем, продюсерам это счастья не принесло. Один из них, с которым мы очень сильно разругались и который привлекал непонятных авторов, в итоге разорился, запутался в долгах и однажды взял карабин, ушёл в лес и застрелился. Его тело нашли только месяца через два, долго не могли установить личность... Американцы и англичане в своё время сумели понять, что дельцы должны прислушиваться к творцам. Но у нас победили дельцы. А им не нужно делать очень хорошие сериалы. Как мне один продюсер объяснял, сериал нужен на «троечку». Чтобы сделать на «пятёрку», надо больше денег вкладывать, а «отбой» будет тот же самый - ведь цена рекламного времени не зависит от того, на «тройку» или на «пятёрку» сделан сериал. У них философия очень простая: «Сейчас шняги наснимаем 15 штук, а потом снимем по-настоящему». Но это - как у наркодельцов, которые говорят: мол, мы пока кокаином-героином поторгуем, а вот потом уж обязательно построим школу для одарённых детей. Но до строительства школы у них дело никогда не доходит. Так и у этих. Потому что и те и другие - уже всё, втянулись и не могут иначе.

«Включаешь телевизор - и тупеешь моментально»

- Вот так и получается: ты включаешь телевизор, а там даже почерк не отличается, как будто все сериалы один режиссёр снял. По каналу, а то и по нескольким параллельно, идут бесконечные истории про женщин со сложной судьбой. Типа, у неё муж успешный и богатый, но она всё равно сядет в тюрьму, там будет рожать, выживет, изменит личность и вынырнет где-то за границей… Это же круче наркоты вштыривает - тупеешь моментально. Тут простая аналогия: бизнес на одноразовых стаканчиках значительно прибыльнее, чем на фаянсе или на фарфоре, - вот они и делают одноразовые фильмы, ведь для них важны только деньги.

Цитата

- Меня порой упрекают: мол, я романтизирую, популяризирую образ бандитов. Но вспомните легендарный советский сериал «Семнадцать мгновений весны». Какие там фашисты в исполнении Олега Табакова, Василия Ланового! Один Мюллер-Броневой чего стоит! Нужно искать хорошее в плохом и плохое в хорошем - тогда будет интересно. И я уверен, что вряд ли кому-то понравился в «Бандитском Петербурге» авторитет Антибиотик в исполнении Льва Борисова. Артист показал нам страшного человека.

Факт

Криминальный авторитет по прозвищу Антибиотик (в «Бандитском Петербурге» его сыграл замечательный актёр Лев Борисов) - образ собирательный. Однако, по словам писателя, основу его характера он «списал» с конкретного человека - владельца крупного банка, к которому часто ездили за советом коммерсанты, другие солидные люди. Впоследствии этот прототип был убит в ходе бандитских разборок.

Кстати

Андрей Константинов и сам несколько раз снялся в «Бандитском Петербурге» - в «гнусных», как сам говорит, эпизодах, где он то «с бандитами тёрки трёт», то его «мордой об стол».

«Я просился на постельные сцены, но не попал. Видимо, кому что: кому - нары, кому - Канары», - шутит писатель.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 42 (927) от 19 октября 2016 г.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий