Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

22 декабря 2016 12.00

Мать убитого в Омске активиста «Русских пробежек»: «Накануне Курбан-байрама готовилось что-то страшное»

В деле о гибели Ильи Журавлева остается много вопросов.

Фото: vk.com

По делу о таинственной гибели 18-летнего Ильи Журавлёва прошли прения сторон, однако многие вопросы до сих пор остаются без ответов.

О начале громкого уголовного процесса «Ваш ОРЕОЛ» уже писал. Напомним, прошлой осенью активист движения «Русские пробежки» и «Трезвые дворы» Илья Журавлёв выпал с балкона пятого этажа дома по Иртышской набережной. По словам родственников парня, правоохранительные органы поспешили сообщить: погибший, мол, был самоубийцей и наркоманом. На защиту доброго имени студента Омского торгово-экономического колледжа встали его родные и многочисленные друзья - активный, жизнерадостный парень, который и за сигарету-то никогда не брался, покончить с собой просто не мог. Общественный резонанс побудил следователей возбудить уголовное дело. В результате на скамье подсудимых оказался 59-летний Александр Краснопёров, в доме которого произошла трагедия. Ему предъявили обвинение в убийстве, публичных призывах к экстремистской деятельности, национализме и вовлечении в деятельность экстремистской организации. По версии следствия, это единственная ниточка, которая связывала пожилого мужчину с Ильёй Журавлёвым и его друзьями...

Эксперты: «Выпрыгнуть сам не мог»

По версии обвинения, Александр Краснопёров втянул парня в деятельность запрещённой в России экстремистской организации «Русское национальное единство» (РНЕ). Одни свидетели говорили, что Илья считал Краснопёрова учителем и чуть ли не боготворил. Другие отмечали диаметрально противоположное, мол, Журавлёв называл его «стукачём и предателем». Познакомились они на конференции молодёжного движения «Русские пробежки», куда пожилой мужчина, которому большинство собравшихся годились во внуки, по его словам, пришёл якобы из чистого любопытства. А по данным следствия, Краснопёров являлся администратором омского отделения «РНЕ», под именем Яромир Русич вёл страницу сообщества в социальной сети и активно вербовал новых адептов. Кстати, работал Краснопёров охранником в одной из омских гимназий и даже после возбуждения уголовного дела должность свою покинул не сразу.

Что случилось в тот роковой день, достоверно неизвестно до сих пор. Точно установлено только одно - Илья пришёл к Краснопёровым в гости и разбился насмерть, упав с пятого этажа. По версии подсудимого и его жены, которая в тот момент находилась дома, выбросился сам: нырнул «рыбкой», пробив стёкла балконной двери и лоджии. А перед тем как сигануть в окно, Журавлёв якобы ни с того ни с сего набросился на хозяина дома с отвёрткой. Зачем? Что он при этом говорил и чего хотел? Об этом Краснопёров молчит - на вопросы суда он отвечать отказался.

- Обвинение считает вину Краснопёрова доказанной по всем инкриминируемым статьям, - резюмировала в прениях гособвинитель Татьяна Слепокурова. - По делу были проведены три ситуационных экспертизы, которые говорят о том, что выброситься из окна так, как рассказывает подсудимый, потерпевший не мог.

Эксперты пришли к выводу, что пробить в одном прыжке двойное остекление было невозможно, падал Журавлёв спиной вперёд и со значительным ускорением - то есть парня попросту выбросили. Косвенно вину Александра Краснопёрова подтвердили результаты его допроса на детекторе лжи. Также эксперты предположили, что тело Ильи, возможно, перемещали. А в результате оперативно-разыскных мероприятий был записан телефонный разговор Краснопёрова с женой, в котором он просит её не рассказывать о том, что спускался вниз на улицу.

Соседи семьи снизу слышали наверху звуки борьбы, женский крик «Не надо!», а сразу после этого - звук разбившегося стекла. Видели они и летящего вниз человека. Обвинение предполагает: если Илья и использовал отвёртку против Краснопёрова, то лишь с целью самообороны - колото-резаных ран на теле пожилого человека обнаружено не было. Только ссадины и царапины.

О том, что Александр Краснопёров агитировал молодёжь вступать в ряды РНЕ, на суде заявили трое свидетелей, наличие националистических лозунгов и призывов к насильственным действиям на странице Яромира Русича подтвердили эксперты. По совокупности наказаний за преступления гособвинитель запросила для подсудимого 10 лет лишения свободы.

Ищите женщину?

Вину в убийстве Ильи Журавлёва и особо тяжких «националистических» статьях подсудимый не признал. А так как никаких показаний в суде он не давал, его адвокату Игорю Попенину пришлось оперировать теми данными, что были в материалах дела. Он просил суд признать обвинение, предъявленное Краснопёрову, необоснованным, недоказанным и вынести оправдательный вердикт по всем статьям. Оценку выводам экспертов о траектории падения тела защитник не дал, а другие материалы дела интерпретировал по-своему. «Делать выводы о том, что это было убийство только потому, что не было самоубийства, недопустимо, - выдвигал аргументы адвокат. - Но даже если предположить, что убийство было, на основании каких доказательств обвинение делает вывод, что совершил его Краснопёров, а не Краснопёрова, к примеру? Только на основании того, что он мужчина? Я как адвокат могу строить предположения, но обвинение основываться на предположениях не может!».

Развитием этой железобетонной с точки зрения уголовно-процессуального закона линии защиты Игорь Попенин не ограничился. Несмотря на то что в зале присутствовала Ольга Журавлёва, потерявшая единственного ребёнка, адвокат вывел портрет её сына - хуже некуда. «Кто он? Скинхед, националист или просто любитель экстрима и кулачных боёв? - задавал риторические вопросы защитник. - Зачем принёс с собой молоток? Мама говорит - оборонялся от бродячих собак. А отвёртка, а горючая жидкость? У нас есть свидетели, которые говорят, что Журавлёву нужны были деньги. Может, он пришёл выбить с Краснопёрова эти деньги? Или, быть может, хотел расправиться со «стукачём и предателем»? У нас есть свидетель, который говорит: «Илья Журавлёв готов убивать». А куда смотрела мама в таком случае?». Несчастной женщине поставили в вину даже то, что она, не смирившись с гибелью сына и навешанным на него ярлыком «самоубийцы и наркомана», добивалась возбуждения уголовного дела: мол, пробивным характером и постами в соцсетях давила на следствие. Вывел адвокат и свою версию случившегося, совсем уж фантастическую. По мнению защиты, ни убийства, ни самоубийства в квартире Краснопёровых не было. А просто после неудачного нападения на хозяина дома Илья Журавлёв решил ретироваться и сделал это почему-то не через дверь, а через окно: «Что им двигало, я не знаю, быть может, не рассчитал свои силы».

Претензии к следствию

Они есть у каждой из сторон процесса. «Суждения о том, что в рюкзаке Ильи была какая-то горючая жидкость, голословны, так как её экспертизу никто не проводил, - из последних сил сдерживается, чтобы не разрыдаться, Ольга Журавлёва. - Не установлена и принадлежность отвёртки - у нас в доме никогда не было таких задрипанных инструментов! Да, мой сын носил с собой молоток. Он часто возвращался поздно, а у нас в Черёмушках полно бродячих собак. Остальные предметы ему запросто могли подкинуть. Сотрудники патрульно-постовой службы, прибывшие на место происшествия, в квартиру Краснопёрова не поднимались. Следователь появился там только через три часа, за это время можно было сделать что угодно! Следствие вообще не велось, пока я не обила пороги всех возможных инстанций! Дошло до того, что я взяла распечатку звонков с мобильника моего сына и сама устанавливала его последние контакты! В квартире Краснопёровых при обыске был обнаружен пустой футляр из-под очков Ильи, а сами очки мы нашили возле дома Краснопёрова уже после похорон сына. 17 сентября мой сын был убит, а 19-го мусульмане праздновали праздник Курбан-байрам. Я уверена, что эти события как-то связаны между собой. Скорее всего, Краснопёров показывал Илье какие-то материалы, для чего он и надел очки. Сын дорожил ими и никогда бы не бросил. Возможно, к этому празднику готовилось что-то страшное. Сын отказался выполнить задание, за что его и убили».

«Ваш ОРЕОЛ» следит за процессом.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 51(936) от 21 декабря 2016 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий