Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

13 января 2017 13.38

Прокуратура рассказала о массовых нарушениях в фонде капремонта Омской области

В частности, там не успевают освоить деньги.

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

Срыв сроков проведения работ, недостоверные сведения в планах и проволочки на всех уровнях власти - о массовых нарушениях «Вашему ОРЕОЛУ» сообщил начальник управления по надзору за исполнением законов прокуратуры Омской области Григорий Сухоруков.

- Итоги масштабной прокурорской проверки, к сожалению, неутешительны - установленные сроки реализации программы срываются. В настоящий момент из запланированных к ремонту на 2014 год было отремонтировано 68 процентов многоквартирных домов Омской области, на 2015 год - 43 процента, а на 2016 год ожидается и того меньший результат - всего 3,7 процента.

Региональный фонд капремонта в своё оправдание говорит обычно, что план был изначально завышен - не отремонтированные вовремя дома переходят на другой год и, соответственно, ухудшают показатели. Ещё одним доводом называют низкую собираемость платежей с населения…

- На счетах регионального оператора в настоящий момент лежат около двух миллиардов рублей, которые он попросту не успевает освоить. Так что говорить о том, что сроки срываются из-за неплатежей, безосновательно. Планы капремонта - прерогатива органов власти, и никто не настаивал на таких объёмах. Их определяет министерство строительства и ЖКК Омской области - учредитель фонда. Так почему работа организована так, что из года в год появляются вопросы?

На ваш взгляд, в чём главная причина срыва сроков?

- Этому способствует целая система нарушений в деятельности фонда, муниципалитетов и органов областной власти. Суть их сводится к несвоевременному принятию мер к организации ремонта. К примеру, органы местного самоуправления несвоевременно утверждают краткосрочные планы реализации программы, не всегда вовремя актуализируют необходимые сведения. В программу включаются дома, которые были признаны аварийными и по закону не подлежат капремонту. Бывает и обратная ситуация - дом введён в эксплуатацию, но в фонде капремонта сведений о нём нет. Также муниципалитетами порой подаются недостоверные сведения о технических характеристиках зданий. Фонд несвоевременно информирует собственников о видах работ, которые планируется провести на доме, зачастую не соблюдает сроки извещения о начале проведения капремонта и так далее. Таким образом, проволочки есть на каждом уровне реализации программы.

В последнее время омичи чаще всего возмущаются тем, что в краткосрочные планы мэрия включает не те виды работ, которые нужно. К примеру, пишет, что в доме необходимо заменить лифты, хотя жильцы уже несколько лет назад установили новые подъёмники. Были ли выявлены такие факты?

- Нельзя сказать, что это является прямым нарушением со стороны муниципалитета, так как напрямую обязанность органов местного самоуправления проводить обследование домов и механизм исполнения данной функции в законе не прописаны. По логике законодателя, инициатива должна исходить от собственников - они определяют виды работ на доме.

Зачем тогда вообще указывать в планах виды работ? Ведь без предварительного обследования это всё равно что гадать на кофейной гуще.

- Считается, что 6 тысяч многоквартирных домов предварительную оценку прошли. Их техническое обследование по заказу регионального оператора должно было провести ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве», за что бюджет заплатил 10 миллионов рублей. Но, на наш взгляд, центр никакого обследования не делал и как следствие представил некачественную информацию. Напомню, по инициативе прокуратуры по этому эпизоду было возбуждено уголовное дело, в настоящее время оно расследуется. Что же до приведённых вами примеров, то здесь, наверное, стоит подумать о том, чтобы выйти с законодательной инициативой и всё-таки прописать обязанность, механизм и ответственность муниципальных органов за непроведение предварительной оценки насущных потребностей домов.

Как прокуратура оценила скандальный конкурс по выбору подрядчиков для ремонта лифтов, который проводил фонд?

- Это дело рассматривалось УФАС по Омской области. Антимонопольная служба выдала соответствующее предписание. Кроме того, прокуратурой города Омска в отношении должностных лиц ООО «Элита плюс», представивших заведомо подложные документы, позволившие обществу победить в конкурсе, направлены материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. В целом по конкурсам у нас замечания были, например, когда в один лот объединялись по несколько десятков домов, что снижало заинтересованность организаций. Но что касается конкурсной документации и критериев оценки, по которым выбирались победители, здесь существенных замечаний и нарушений не выявлено.

Но у людей масса претензий к подрядчикам…

- Нарушений с их стороны действительно очень много. Это и срывы сроков проведения ремонта, и некачественно выполненные работы. Со стороны регионального фонда отсутствует надлежащий контроль, зачастую не предъявляются требования о взыскании неустойки к недобросовестным подрядчикам. Установлены факты, когда, несмотря на недоделки, специалисты фонда приняли работы. К примеру, такая ситуация была в доме № 20 по улице Лобкова, где некачественно отремонтировали крышу, в домах № 21 и 58а по улице Магистральной, в доме № 30а по улице Нефтезаводской. В этой части подрядным организациям и фонду капремонта также были внесены представления.

Есть мнение, что в критерии оценки по выбору подрядчика достаточно внести параметры «опыт работы» и «наличие квалифицированных кадров», и шабашники, которые, к сожалению, зачастую выигрывают конкурсы, сразу отсеются…

- Ранее механизм отбора, установленный постановлением правительства Омской области и федеральным законодательством, не предусматривал такой возможности. Определяющим критерием являлась цена. Однако в июле 2016 года были внесены соответствующие поправки. Теперь при определении победителя должны учитываться штат организации и наличие как минимум трёх успешно выполненных контрактов за три года. Кроме того, федеральный законодатель ввёл ещё одну дополнительную гарантию. В соответствии с постановлением правительства РФ в регионах должен быть проведён квалификационный отбор подрядных организаций, которые по его итогам получат право впоследствии участвовать в конкурсах на проведение капремонта. Однако министерством строительства и ЖКК Омской области, ответственным за проведение этого мероприятия, отбор до сих пор не произведён. В связи с этим прокуратурой направлено представление на имя заместителя председателя правительства Омской области Стани-слава Гребенщикова. Кроме того, по мнению прокуратуры, со стороны правительства Омской области отсутствует надлежащий ведомственный контроль за деятельностью фонда.

То есть предписания от прокуратуры получили все, кто задействован в реализации программы капремонта. А сельских районов это коснулось?

- Да, в деятельности органов самоуправления десятка районов Омской области также были выявлены отдельные нарушения. Кстати, администрация города Омска ещё и как собственник нарушает сроки внесения платы за капитальный ремонт. В ходе проверки по одному из домов было установлено, что за муниципальный жилой фонд мэрия не платит с сентября текущего года. Освобождены от платежей и собственники порядка тысячи нежилых помещений - фонд капремонта по каким-то причинам попросту не выставляет им квитанции.

Как прокуратура оценила изменения, которые предлагается внести в региональную программу капитального ремонта?

- Мы с ними не согласны и направили в правительство Омской области свои замечания о необходимости доработки проекта. В частности, на наш взгляд, установление 10-летнего интервала между проведением работ и существенное уменьшение их объёмов противоречит федеральному законодательству. Официальный ответ пока не получен, но работа над усовершенствованием законопроекта, насколько я знаю, уже ведётся.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 51(936) от 21 декабря 2016 г.

Самое актуальное в рубрике: В продолжение темы ДН

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий