Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

19 января 2017 14.30

«И убийство, и поджог организовала она»

Репортаж с заседания по тройному убийству, в котором обвиняют секретаря суда.

Евгения Демина

«Агрессивная, циничная, властная» - так отзываются соседи о секретаре Первомайского суда Ольге Смаглюк, по чьей вине, по версии следствия, погибли трое парней. Её подельника-рецидивиста люди жалеют - попал, мол, парень под дурное влияние…

В зал областного суда 32-летнюю Ольгу Смаглюк и 26-летнего Дмитрия Астафьева конвой проводит, минуя плотную толпу. Сегодня здесь собрались многочисленные друзья и родственники погибших - по данным следствия, обвиняемые причастны к смерти 24-летнего Кирилла Андреева и двух его друзей: Константина Окунева и Ивана Жучкова. Смаглюк предъявлено обвинение в убийстве одного человека, Астафьеву - двух.

Андреев снимал комнату в коммуналке на улице Бородина, в которой жили Смаглюк и Астафьев. Обоим подельникам также предъявлено обвинение в поджоге - чтобы скрыть следы преступления, парочка едва не спалила весь дом. Дополнительно Дмитрия обвиняют в краже: по версии следствия, он не побрезговал снять с убитых серебряные кресты и цепочки.

Одеты обвиняемые практически одинаково: лица спрятаны под капюшонами светлых толстовок и медицинскими масками. Видны одни глаза. Ольгины - холодны и равнодушны. Даже когда она встречается взглядом с родителями, потерявшими своих сыновей, в них не появляется ни тени каких-либо эмоций, ни раскаяния. Как будто она по-прежнему всего лишь наблюдатель - секретарь судебного процесса, который её лично совершенно не касается. На вопросы суда Смаглюк отвечает, как отличница по уголовно-процессуальному праву: строго по форме, с соблюдением общепринятых правил поведения в храме Фемиды. «Вину не признаю, - коротко резюмирует она. - Я не виновна как в чьей-либо смерти, так и в поджоге».

Хорошо знаком с уголовным судопроизводством и Астафьев - за мелкие кражи и другие малозначительные преступления он был судим пять раз. Последний - в 2015 году. Приговор ему, по иронии судьбы, выносил Первомайский районный суд, тот самый, где на тот момент работала секретарем его подруга. «Частично в поджоге виноват, в хищении и убийстве - нет», - говорит Дмитрий.

Скандалила по любому поводу

Как случилось, что эта далеко не глупая женщина с высшим юридическим образованием сначала стала подругой уголовника с багажом знаний на уровне девяти классов средней школы, а следом - обвиняемой в убийстве? Целеустремлённая и умная Ольга всего в жизни добивалась сама. Уехала в город из родной Павлоградки, развелась с мужем и с маленькой дочкой на руках поступила в юридическую академию. Училась и одновременно работала в службе судебных приставов. По окончании без всяких связей и блата устроилась секретарём в суд. Работу свою любила, мечтала сделать карьеру. Но где-то на этом пути что-то сломалось в ней самой. Заработанных денег хватило только на комнату в коммуналке на улице Бородина. Живут там люди небогатые, и Ольга, по-видимому, считала себя выше и умнее соседей. Была уверена - она достойна лучшего. Обида на жизнь определила характер. «Агрессивна, цинична, хладнокровна» - так охарактеризовала Смаглюк психиатрическая экспертиза. «Властная и скандальная» - добавляют жильцы общежития. Со своим соседом, Дмитрием Астафьевым, Ольга сошлась после того, как у парня умерла мать.

- Просто она захотела захватить тут всё в свои руки и править! - рассказывает в суде 38-летняя Наталья, хозяйка сгоревшей квартиры. - В убийстве и поджоге виновата только она! Я хорошо знаю и Дмитрия, и Смаглюк. Да их все жильцы знают, и все прекрасно понимают, на что каждый из них способен! За четыре года, что Ольга у нас жила, она переругалась со всеми соседями! Со всеми моими квартирантами, кого бы я ни пустила в свою комнату, скандалила! По любому поводу! А у самой - постоянные пьянки, гулянки и мужики.

С разрешения суда Смаглюк изъявляет желание задать свидетельнице вопрос.

- Ну давай, задавай! - грубовато отвечает та.

- Не «давай», а «давайте», - ледяным высокомерным тоном, брезгливо подёрнув плечом, поправляет бывшую соседку Смаглюк.

Убила из-за песни?

А вот полночи пить в компании малознакомых 24-летних парней в ту роковую ночь Ольга не побрезговала. Комнату в коммуналке на улице Бородина Кирилл Андреев снял всего за неделю до трагедии. 4 июня к нему в гости приехали друзья-одноклассники. Иван Жучков только что вернулся из Нефтеюганска, где полгода пробыл на вахте. Константин Окунев забежал к другу после работы во вневедомственной охране. Друзья решили отметить встречу, за компанию позвали Ольгу и её сожителя Дмитрия. В час ночи Астафьев пошёл домой спать, а его подруга осталась продолжать застолье. Но через некоторое время Смаглюк в гневе ворвалась в его комнату. «Вставай! Меня обидели, обидели! - будила она Дмитрия. - Пошли поможешь!»

Астафьев, «мягкий и ведомый», как характеризуют его соседи, вместо того чтобы унять сожительницу, согласился. По версии следствия, подельники взяли на общей кухне ножи, дождались, пока парни уснули, прокрались в незапертую комнату и устроили кровавую резню. Каждой жертве было нанесено более десяти ударов ножом. Чтобы замести следы, на месте убийств парочка устроила поджог.

Когда коммуналку заволокло дымом, в дугу пьяная женщина, только что совершившая жестокое убийство, преспокойно спала в своей комнате рядом с 12-летней дочкой. А когда её задержали, написала явку с повинной, в которой во всём обвинила погибших парней: мол, те сначала её чем-то опоили, а потом изнасиловали в грубой форме. Ту же легенду она якобы рассказала и своему сожителю Астафьеву. Но многочисленные экспертизы показали - никакого изнасилования не было. После этого Смаглюк заявила, что соседей не убивала, поджога не совершала, тихо-мирно спала дома, и отказалась отвечать на дальнейшие вопросы следствия.

- Сейчас Смаглюк не говорит, из-за чего вдруг у неё возникла такая неприязнь к погибшим парням, - рассказывает старший следователь 1-го отдела СУ СКР по Омской области Екатерина Орлова. - Но соседи снизу слышали, что в их комнате заиграла песня с нецензурной лексикой, в которой фигурировало имя Оля.

После этого изрядно пьяная Смаглюк, как предполагает обвинение, словно обезумела. «Ну всё, я обиделась, обиделась!!!» - истошно закричала она и пулей вылетела из комнаты…

«Не могли они сделать дурного!»

За репутацию и доброе имя погибших парней горой стоят все, кто их знал. В зал судебных заседаний пришли их многочисленные родственники, друзья, одноклассники и просто знакомые. Хотя многим пришлось проделать неблизкий путь - родом погибшие из деревни Лисино Муромцевского района.

- Мы с садика знакомы! - рассказывает их односельчанин Игорь. - Ничего дурного за ними не водилось никогда! У нас вся деревня в шоке от того, что случилось. Я даже не очень-то верю, что они могли позвать в гости каких-то малознакомых людей. Общались своим кругом, у Кости и Ивана были девушки.

- В три часа Костя с ней переписывался по Интернету, - сдерживая боль, добавляет его мама, учитель русского языка и литературы в сельской школе Татьяна Окунева. - Писал грамотно, значит, ребята наши были в нормальном, адекватном состоянии. В отличие от Смаглюк, которая пришла к ним уже навеселе.

Все парни - из приличных, благополучных семей. Между собой они дружили с первого класса. Иван Жучков был единственным ребёнком в семье.

- Сын был моей надеждой и первым помощником, - с горечью говорит его отец. - Я частный предприниматель, мы мечтали с Иваном открыть своё СТО. Сын поехал после окончания автотранспортного колледжа на Север, денег на бизнес заработать. В тот день он просто не успел с поезда на автобус до нашей деревни. Вот парни и решили встретиться все вместе, посидеть, ведь они так давно не виделись. Кирилл Андреев только недавно приехал в город, искал работу. Ребята и замышлять не могли ничего дурного. А с ними вот так подло расправились. Я, конечно, не судья, но хочу для виновных максимально строгого наказания.

Такой же позиции придерживаются и остальные потерпевшие. В качестве возмещения морального вреда семьи погибших запросили со Смаглюк и Астафьева по три миллиона. Чтобы хотя бы рублём наказать тех, кто отнял самое дорогое…

Вопросы к следствию

Родственники погибших настаивают, что расследование было проведено из рук вон плохо.

Ходатайство о возврате дела Смаглюк и Астафьева на дополнительное расследование потерпевшие заявили на первом судебном заседании. Они настаивают: обвинение, которое предъявлено парочке, слишком мягкое.

- Мы считаем, что преступление, которое они совершили, следует квалифицировать как убийство группой лиц по предварительному сговору, совершённое с особой жестокостью, с использованием беспомощного состояния потерпевших, - взял слово от имени всех отец погибшего Кости Александр Окунев. - У них была предварительная договорённость, они взяли ножи и целенаправленно шли убивать, дождавшись, пока жертвы уснут. Ребятам было нанесено в совокупности 38 ножевых ранений. Всё это подтверждается материалами, имеющимися в деле. О такой квалификации говорит и Постановление пленума Верховного суда. И нам абсолютно непонятно, почему следствие считает иначе.

С доводами учителя физкультуры, поневоле ставшего юристом, действительно трудно не согласиться: Смаглюк и Астафьев пошли на дело вместе, ножи взяли оба, дождались, пока парни уснут, и не оставили на них живого места. В такой интерпретации не так уж и важно, что самолично секретарь Первомайского суда убила одного человека, а её подельник - двоих. Отвечать в равной степени должны оба. Адвокатов у потерпевших нет, за справедливость жители села Лисино борются сами, и потому не плачут даже в суде - просто боятся позволить себе дать слабину.

- В ходе расследования не получено данных о том, что Смаглюк и Астафьев заранее договорились о совершении убийства и распределении ролей, - настаивает на своём следствие. - Поэтому обвинение предъявлено на основании конкретных действий каждого. Пункт об особой жестокости здесь также не подходит, так как жертвы погибли практически мгновенно.

Не исключают родственники погибших парней и того, что убийц на самом деле было трое.

- Мой сын был физически сильным, тренированным парнем, - говорит Татьяна Окунева. - Астафьев и Смаглюк с ним бы не справились. Есть показания свидетелей, которые видели, что во время убийства по коридору проходил незнакомый мужчина. Его никто не искал, как не искали и пропавшие вещи ребят - кражу не расследовали почти три месяца, пока Астафьев не избавился от всех улик.

Судья Николай Гаркуша, рассматривающий ходатайство потерпевших, решил, что на данном этапе нет оснований возвращать дело на дополнительное расследование.

«Ваш ОРЕОЛ» следит за развитием событий.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 03(940) от 18 января 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Sveta
[Комментарий удален]