Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

16 февраля 2017 14.55

Черные лесорубы в Омской области пользуются пробелами в законах

Устранить их власти не могут или не хотят.

Евгения Демина

О скандальной ситуации на севере области «Ваш ОРЕОЛ» писал в прошлом году. Вблизи Екатерининского сельского поселения, сёл Атрак и Пологрудово в Тарском районе массово выпиливаются леса. По документам большинство рубок проходит под видом санитарной чистки леса от гнилых берёз и осин, вот только вместо них под топор идёт деловая древесина - молодые здоровые сосны. Караваны «красного» омского леса, купленного здесь за копейки, задорого уходят в Китай и Казахстан. После того как вопросом занялись эксперты Общероссийского народного фронта и правоохранительные органы, существование проблемы признали в министерстве природных ресурсов и экологии Омской области и Главном управлении «Лесное хозяйство Омской области», но с одной оговоркой. По мнению специалистов, настоящим бичом для лесов региона стали не столько липовые санитарные рубки, сколько продажа древесины для собственных нужд населения.

По закону «О регулировании лесных отношений в Омской области» жители региона имеют право на свою часть лесных богатств. Причём речь идёт не просто о пресловутой заготовке дров. По договору с лесхозами граждане, в установленном законом порядке признанные муниципалитетами нуждающимися в жилье, могут купить у лесхоза 175 кубометров древесины, из которой не менее 80 процентов должно относиться к разряду деловой. То есть по своим размерам и качеству пригодной для переработки и строительства дома. Воспользоваться этим правом можно лишь единожды, за исключением случая, когда семья лишилась крова вследствие пожара или другого стихийного бедствия. Вот только на практике эта норма не работает.

- Около 80 процентов граждан, обратившихся за лесом, просто получают акт выбора лесосеки и на корню перепродают его предпринимателям, занимающимся заготовкой древесины, - считает депутат регионального Заксобрания, член ОНФ Вячеслав Васильев. - По факту никто ничего не строит! Причём лес в ущерб экологии и интересам местных жителей рубится не где-то глубоко в тайге, а там, где удобно - в непосредственной близости от деревень. Когда мы занимались этим вопросом в Тарском районе, фамилии людей, скупавших лес у населения, фигурировали одни и те же - это предприниматели, которые арендуют лесные участки и осуществляют вырубки. Встречались мы и с фактами, когда по договору должны были выпилить 175 кубометров леса, а под топор ушли все триста.

- Причин того, что норма не работает, несколько, - считает бывший лесничий Васисского лесхоза Владимир Бензик. - Во-первых, самому заготовить лес нереально - нужны техника и рабочие. Где их возьмёт та же бабушка-пенсионерка? А если платить за заготовку предпринимателям, древесина в конечном итоге окажется золотой, проще купить уже готовые стройматериалы.

Вот население и продаёт им свои права в надежде получить хоть какую-то копейку. Во-вторых, никто не отслеживает ни судьбу леса, ни судьбу заключённых договоров. Лес продали, а был ли построен дом - бог весть. Контроля нет. В итоге были нередки случаи, когда по одному пакету документов лес продаётся по несколько раз!

Однако в минприроды и в ГУ «Лесное хозяйство», видимо, решили пойти по самому простому пути. Не ужесточая контроля, просто сократить нормы выпила - со 175 до 100 кубометров. Также предлагалось урезать «пайки», выделяемые селянам для капитального ремонта домов и хозяйственных построек. Недавно с соответствующей инициативой к Заксобранию обратился министр природных ресурсов и экологии Омской области Александр Винокуров. Депутаты, подбодрённые пламенно-гневной речью спикера парламента Владимира Варнавского, ожидаемо разнесли инициативу чиновника в пух и прах.

Об ужесточении контроля внутри самой лесной отрасли и межмуниципальном взаимодействии речи в ведомстве, видимо, по-прежнему не идёт. Хотя проблема кроется скорее всего именно в их отсутствии. В разговоре с экспертами ОНФ начальник ГУ «Лесное хозяйство Омской области» Сергей Максимов назвал рубки для личных нужд граждан настоящим бичом лесов. Между тем на заседании работников отрасли, прошедшем в Таре в начале января, тот же чиновник озвучил мизерный размер «убытка». В прошлом году для строительства и ремонта домов и хозпостроек с населением было заключено всего две тысячи договоров купли-продажи леса. Для сравнения: для отопления индивидуального жилого дома - 14 тысяч. Анализируя цифры и масштабы вырубок, можно предположить, что по тем же самым договорам лес вырубается по несколько раз. А это уже вопросы к организации работы самого лесного ведомства. Оперативно прокомментировать редакции причины разночтений Сергей Максимов не смог.

В продолжение темы

В Тарском районе по-прежнему пилят

На этот раз злоумышленники добрались до Екатерининской горки.

Так местные жители называют красивейший сосновый бор, что начинается сразу за Екатерининским сельским поселением. Ранее от пил лесорубов уже пострадал соседний Екатеринский бор, когда-то относящийся к особо охраняемой природной территории. Отстоять его удалось благодаря общественнице Людмиле Жуковой. Теперь, несмотря на то что Следственный комитет по Омской области уже возбудил по факту незаконных рубок в Тарском районе несколько уголовных дел, дошла очередь и до Екатерининской горки.

- Несмотря на то что на сходе граждан жители постановили запретить вырубки в пределах пятикилометровой зоны от села, этот участок был отдан в аренду предпринимателям, - рассказывает Жукова. - Метод всё тот же, опробованный ранее на других участках, - здесь якобы будет проводиться санитарная рубка больных елей. Хотя по закону, если даже эти деревья действительно больны, работы здесь может проводить только лесхоз.

По словам общественницы, под санитарную рубку ухода здесь планируют пустить под топор более тысячи кубов леса.

- Здесь и ёлок-то столько нет! - продолжает женщина. - Независимые эксперты насчитали в этом бору от силы пять больных деревьев. Остальные - здоровые сосны!

Свой следующий выезд на место ОНФ планирует провести совместно с представителями правоохранительных органов. «Ваш ОРЕОЛ» следит за развитием событий.

Следствие ведут

По факту незаконных рубок в Тарском районе возбуждено уже третье уголовное дело.

Ранее статус подозреваемых по статье «незаконная рубка в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору» уже получили двое местных предпринимателей - отец и сын Синицкие. Недавно СУ СКР

возбудило ещё одно уголовное дело - против начальника отдела Тарского лесничества ГУ «Лесное хозяйство Омской области» Николая Каменецкого. Чиновника подозревают в превышении должностных полномочий. По данным следствия, Каменецкий закрыл глаза на незаконную вырубку сосен в бывшем урочище «ОПХ им. Фрунзе» Тарского района, что располагается на речке Мурлинка. Там были уничтожены более 50 деревьев, однако главный лесничий Тары никаких нарушений не замечал в упор. Как, впрочем, долгое время не замечали их и другие правоохранительные органы. В Следственном комитете предполагают: предприниматели Синицкие и Каменецкий могут быть лишь началом длинной коррупционной цепи.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 07(944) от 14 февраля 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий