Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

01 марта 2017 15.27

Алексей Мартыненко, 38 лет. Родился в Омске. Окончил автотранспортный техникум. С 1997-го по 2005 год работал в ПАТП-7 слесарем по ремонту автомобилей, в это же время поступил в СибАДИ, получил высшее образование по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство». Работал на различных должностях, связанных с транспортом, в УМСР-6 и СПК «Стройкомплектсервис». В 2013 году стал главным инженером ГП «Омскоблавтотранс». С 24 октября 2014 года - директор МП города Омска «Пассажирское предприятие № 8». С 21 ноября 2016 года возглавил городской департамент транспорта. Женат, трое детей.

Алексей Мартыненко: «Если ничего не менять, через три года муниципального транспорта в Омске не будет»

Директор департамента подробно рассказал об изменениях в системе городских перевозок.

Фото: kvnews.ru

Алексей Владимирович, не так много времени прошло с момента вашего назначения. Всё ли удалось сделать из того, что наметили?

- Стабилизируется финансовое состояние муниципальных предприятий. В январе на 7,5 процента выросла производственная программа и на 8,8 миллиона рублей увеличился доход от продажи билетов в салонах. Предприятиям поставлена задача работать эффективно, в пределах утверждённого тарифа, с положительным балансом. Мы разработали техзадание по формированию новой маршрутной сети. Заявка уже размещена, и 10 марта будем подводить итоги. Считаю, что мы подойдём к этому вопросу не только с эмоциональной точки зрения - это мнение жителей города, но и с научной - поймём, какое количество подвижного состава нам нужно. Мы работаем и по наведению порядка с частными перевозчиками, рекомендовали им привести их деятельность в соответствие с законодательством.

Вы неоднократно задавали депутатам Омского горсовета вопрос о том, какую функцию сегодня должен выполнять муниципальный транспорт - социальную или же зарабатывать деньги? У предприятий выросла производственная программа. Говорит ли это о том, что вы нацелили их на зарабатывание денег?

- Производственная программа - это не деньги, это объём перевозок…

Но этот объём даёт реальные деньги!

- В уставе любого муниципального предприятия написано, что его задачей в том числе является получение прибыли посредством осуществления перевозки пассажиров. Но муниципальный транспорт выполняет и социальную функцию. Да, мы можем работать как коммерческий перевозчик. Но тогда мы должны будем отказаться от 70 процентов маршрутов, где сейчас работаем и которые для нас нерентабельны. И работать только на тех, что приносят прибыль. У каждого предприятия примерно по 15 маршрутов, и только три-четыре из них рентабельны. Но мы от них не отказываемся, не можем себе это позволить: у нас есть социальные обязательства перед населением. И пока мы не найдём и не предоставим альтернативу жителям, муниципальные предприятия будут выполнять и социальные функции в том числе.

Есть некое лукавство про социальную функцию: есть районы города, в частности Учхоз, Авиагородок, Светлый, Загородный, где муниципальные автобусы не ходят и социальную функцию не исполняют. У жителей этих микрорайонов нет выбора. Куда, к примеру, там деваться мамочке с коляской?

- Вы сейчас говорите про частные случаи. Давайте поставим вопрос по-другому: а разве немало примеров тех районов, где муниципальные предприятия работают?

Их больше.

- О чём и речь. Ситуация непростая, и муниципальный транспорт не обеспечивает потребности населения в полном объёме. Поэтому мы сегодня и говорим о том, что нам нужны и частные перевозчики. Но это должен быть некий баланс сил: сейчас в Омске движение транспортных средств организовано неправильно. Посмотрите, у нас центральные магистрали переполнены и муниципальным транспортом, и частными перевозчиками, на окраинах подвижного состава не хватает. Поэтому-то нам и нужна новая маршрутная сеть, для этого мы и будем максимально изучать пассажиропоток. Да, можно было бы подкорректировать ту сеть, которая существует сейчас. Но будет ли она отвечать потребностям населения? При её формировании мы обязательно учтём экономику. У нас есть примеры, когда на нерентабельном маршруте муниципальный перевозчик уменьшает количество подвижного состава, а частник вообще может такой маршрут бросить. Так у нас образуются участки, которые не обслуживаются ни теми ни другими. Обязательно учтём и мнение жителей. Будет проведён опрос общественного мнения, а также собраны статистические данные.

Можете объяснить подробнее, как это исследование будет проходить в реальности?

- Сначала изучим, кто где живёт и кто куда едет. Затем будем смотреть сам пассажиропоток. Конечно, бытует мнение: зачем муниципальным предприятиям его изучать, если там и так автоматизированная система оплаты проезда? Да, мы видим, кто куда у нас едет, но 65 процентов перевозок осуществляют частники, и по ним нет никаких данных.

А стоило ли тогда отменять с января 27 городских маршрутов, может, стоило подождать новой маршрутной сети? Было ли это оправданно?

- Было. Зачем нам два маршрута с одинаковой схемой движения? Приведу пример: от Стрельникова до железнодорожного вокзала идёт 69-й автобус и идёт 69Н, который проезжает на две остановки дальше, чем 69-й, и полностью дублирует его. И таких маршрутов достаточно много. 322-й отменили, но добавили автобусов на 22-й маршрут, и троллейбус № 2 стал ходить чаще. У нас есть и пресыщение подвижным составом, и это признают все участники рынка - они мешают друг другу. У нас автобус теряет одну-две минуты, прежде чем подъедет на остановку - там слишком много маршруток. Но формирование новой сети - это работа не одного дня. Зачем нам ждать год и мешать друг другу? И как таковой отмены 27 маршрутов не было, в том списке часть маршрутов уже даже не существовала - к примеру, № 6 и 8.

За последние пять-шесть лет городские власти закрыли 65 автобусных маршрутов. Муниципальный транспорт сдал свои позиции...

- Да, это так. Но давайте смотреть правде в глаза: почему так произошло? Вот идёт большой 69-й автобус и маленькая маршрутка 69Н: кто из них выиграет в экономике?

Зачем же тогда в своё время были введены эти дублирующие маршруты: 69Н, 73Н и многие другие?

- Раньше не было механизма, который бы регулировал взаимоотношения перевозчика и организатора перевозок. У нас в своё время многие городские маршруты были сформированы именно таким образом: захотели, встали и поехали.

У нас люди избалованы: не все после отмены маршрута готовы стоять по 10 минут и ждать автобус, маршрутка-то раньше приезжала через одну-две минуты. Пассажир этим недоволен. И что с этим делать?

- Есть определённые требования, которых стоит придерживаться. Правильно, когда пассажир едет в безопасном транспорте и в комфортных условиях. Перевозчик должен обеспечивать эти два требования и платить все положенные по закону налоги. Но неправильно, когда рядом едут маршрутка и автобус, только второй выполняет эти требования, а первый нет. И вы правильно сказали, что при такой конкуренции за последние годы муниципальный транспорт и сдал позиции. Это неравные условия: одни работают по закону, вторые - так, как им хочется.

Только 90 процентов пассажиров это не волнует…

- Конечно. Только давайте представим дальнейшее развитие ситуации: за последние четыре года сокращение доли муниципального транспорта в перевозках произошло с 70 до 30-35 процентов. И если ситуацию сегодня не изменить, то через три года соотношение будет 100 процентов и ноль. И не будет муниципальных предприятий, и потом пассажиры начнут задавать вопросы: а как я поеду с коляской, а как поедут люди с ограниченными возможностями? Частный перевозчик будет монополистом, но только ведь мы с вами видим, что и сегодня он не работает там, где ему невыгодно. И вполне может случиться так, что пассажиры в некоторых микрорайонах города могут остаться без транспортного сообщения вообще. Все будут возить по центру города, но никто не поедет на окраины. Теперь мы задаём вопрос себе и жителям: хотим ли мы, чтобы через три года стоимость проезда была не 22 рубля, а, к примеру, 40? Хотим ли мы ездить в старых транспортных средствах, которые не будет никто обслуживать - ни механик, ни медик проверять водителя перед выходом на работу? Если отсутствует здоровая конкуренция - наступает процесс сначала стагнации, а затем и деградации пассажирских перевозок.

Многие боятся того, что если вдруг будет ездить только муниципальный транспорт, то автобусы будут ходить через 20 минут, а пассажиры - как сельди в бочке?

- Не будет этого, да и никто не ставит перед собой такой задачи! Наполняемость автобусов большого класса в часы пик от 50 до 80 процентов, а днём - 20-30 процентов. Объективно - у пассажира есть возможность уехать. Но многие действительно выбирают частного перевозчика. Почему? Это автобус малой вместимости, который, когда наполняется, едет без остановок. Но мы производили замеры - от конечного до конечного пункта разница пять-семь минут. Никто ничего не выигрывает.

С этим не поспоришь, но что же делать с тем фактом, что муниципальный транспорт рано заканчивает свою работу? В той же Москве на автобусе спокойно можно уехать и в полночь.

- А вы слышали, что в столице есть нелегальные перевозчики? Их нет. Москва сделала то же самое, что делаем сейчас мы: убрала нелегалов, провела конкурс. И перевозчики, которые выиграли его, работают по единым правилам: встали под ГЛОНАСС (спутниковую связь, по которой можно отследить транспорт), соблюдают интервал и так далее. И там, садясь в салон, пассажир может и не понимать - частник его везёт или муниципал.

Что же касается режима работы, то здесь мы ограничены Госавтонадзором и трудовой инспекцией - они следят за соблюдением режима труда и отдыха. Водитель не может ездить больше 11 часов в день и не может работать так каждый день. И как может частный перевозчик выходить в 6 часов и заканчивать в 22? Понятно, что он этот режим нарушает. И в первую очередь эта переработка влияет на безопасность. И мы уже неоднократно говорили о том, что мы как организатор перевозок не можем гарантировать, что поездка на нелегальном транспортном средстве будет безопасна для пассажира. Мы не видим недобросовестных перевозчиков в ГЛОНАСС, мы не знаем, проходят ли они медосмотр. У нас уже есть примеры того, что водитель вышел на линию, не имея прав или был пьяным. Поэтому мы сейчас требуем от перевозчиков соблюдать законодательство: менять машины, вставать под ГЛОНАСС, проводить медицинские освидетельствования водителей.

Не секрет, что автобусы не ходят допоздна, потому что их не хватает… А недавно появилась информация о том, что в этом году в парках будут списаны все длинномеры. Так ли это?

- Да, но они не будут списаны все сразу. Пока уйдут те единицы, которые находятся в технически неисправном состоянии. Приведу пример: если повреждён двигатель, то его ремонт иногда доходит до полумиллиона рублей. Смысл нам ремонтировать такой транспорт, которому 20 лет?

Но в этом году мы планируем обновить парк двух муниципальных предприятий. Есть две госпрограммы, в которых мы обязательно должны будем поучаствовать. Если всё пойдет по плану, то приобретём по 15 автобусов в ПП-7 и ПП-8. В июне мы планируем закрыть этот вопрос. Приобретать мы будем технику за счёт собственных средств предприятий, а не муниципалитета.

Мы с частниками в неравных условиях: Мы работаем по закону, они - как им хочется.

Вот вы говорите, что водитель не должен работать больше 11 часов. Но можно же ввести двухсменный график работы?

- Понятно, что так должно быть в идеале. И на одно транспортное средство должно быть не менее двух человек. Если так будет, то и автобус сможет работать допоздна.

А почему к вам не идут работать те водители, которые освободились после отмены маршрутов? Хотя таких водителей сразу видно по их манере вождения - могут подрезать, везти неаккуратно.

- О таких фактах нужно сообщать. Пассажиры могут звонить по телефону 78-79-66. Водители же - отправлять нам сведения с видеорегистратора. Электронный адрес - на заднем стекле автобуса. Мы хотим, чтобы наши водители понимали: дисциплина должна быть, и если он нарушит ПДД, то инженеру по безопасности обязательно кто-то позвонит. И таких случаев довольно много - за прошлый год было 72 обращения. Что же касается нежелания водителей у нас работать, то мы тоже анализировали этот момент. Зарплата у нас белая, два раза в месяц, с неё, если это необходимо, мы удерживаем и алименты, и обязательства по судебным решениям. Многие водители считают: зачем человеку, который, к примеру, должен платить алименты, работать у нас, где заберут часть получки - лучше тогда к частнику идти. Не идут, потому что у нас иные требования по приёму - прохождение медосмотра, предоставление справки из ГИБДД об отсутствии нарушений. И если водитель был лишён прав за езду в нетрезвом виде, то мы его не возьмём.

Получается какой-то тупик: может, тогда стоит повысить ставку?

- Покажите, за счёт чего мы это можем сейчас сделать? С 2012-го по 2014 год у нас вообще не было индексации зарабатной платы на предприятиях. Она началась с 2015 года. С 1 января этого года проиндексировали от 5,5 до 8 процентов. По итогам 2016 года средняя заплата у водителей составила 26 300 рублей. Это сумма за вычетом налогов, которую водитель получит на руки. И я не понимаю тех, кто говорит: вот вы сокращаете маршрутки, людям нечем детей кормить! Мы даём возможность работать и зарабатывать. Мы сегодня готовы предоставить рабочие места 400 водителям, и тогда транспорт сможет работать до 24 часов.

Вас постоянно обвиняют в лоббировании интересов отдельных перевозчиков, в частности, той же «Автосилы-55».

- С того момента, как я вступил в должность, ни одной дополнительной машины не поставили на маршрут этой компании. С «Автосилой-55» не заключён договор ни по одному новому маршруту. Так в чём же лоббирование интересов?

Вы отдаёте им самые выгодные маршруты?

- Они работают по принципу муниципального предприятия, каждый месяц приносят в департамент документы и отчитываются за перевезённых пассажиров. У них автоматизированная система оплаты проезда, защищённый тариф в РЭК области. Да, была карта постоянного клиента, которую недавно отменили. Разумное решение, чтобы не было лишних разговоров о том, что «Автосила» демпингует по отношению к другим перевозчикам.

А какая сегодня ситуация с пассажирским предприятием № 2? Ходят слухи, что его могут продать.

- Не хуже, чем у других. Но надо понимать, что у них есть нагрузка - лизинговые платежи порядка 3,5 миллиона рублей, большую часть из которых весной они уже закроют.

Сразу хочу развеять слухи: ни одно предприятие на сегодняшний день не планируют закрывать или продавать.

Однако недавно шла речь о том, что департамент хочет избавиться от двух объектов: зданий бывшего пассажирского парка № 1 и троллейбусного депо на улице Ватутина. Почему?

- На Ватутина находятся производственные корпуса, административное здание, диспетчерская и открытая стоянка. Сегодня эта территория эксплуатируется следующим образом: 40 троллейбусов после того, как завершают работу, едут в депо и стоят на улице. Всё остальное не используется никак уже последние четыре года. Зачем нам нужны неэксплуатируемые площади, которые тянут предприятие вниз? У нас затраты на эти две территории в год порядка 13 миллионов рублей. Отключить отопление? Здания через два года разрушатся и станут никому не нужными. Как мы решим вопрос с хранением подвижного состава? У нас есть разворотная площадка в Солнечном, где есть столовая, диспетчерская. Единственный момент - территорию необходимо огородить, в настоящее время этим уже занимаемся.

Если частник выполняет все требования закона и свои обязательства, то он добросовестный, а если нет, то отношений у департамента с таким не будет, он не будет нашим партнёром.

Но рынок недвижимости сейчас переживает не самые лучшие времена...

- Ватутина - привлекательная территория, ей уже интересовались. В любом случае это же будет аукцион. Мы же пока только предлагаем включить эти объекты в план приватизации на этот год.

Есть пул частных перевозчиков, с которыми департаменту транспорта, видимо, пока договориться особо не получается: Геворгян, Артемьев и прочие. Пытались компромисс найти?

- У меня нет войны и конфликта с этими людьми. Есть другое - я как представитель администрации предъявляю определённые требования в рамках законодательства. И диалог с ними происходит постоянно: не всегда он конструктивный, но он есть. Перевозчики знают, что они должны были поменять «ГАЗели» на вместительный транспорт до апреля 2016 года. Мы им дали практически год, чтобы привести всё в порядок. Если частник выполняет все требования закона и свои обязательства, то он добросовестный, а если нет, то отношений у департамента с таким не будет, он не будет нашим партнёром.

Вот все говорят о том, что 220-ФЗ вступил в силу и, мол, теперь можно недобросовестных перевозчиков по рукам бить. Но мы пока про штрафы почему-то не слышим.

- В какой-то степени вы правы. В декабре и январе мы проводили совместные проверки с Управлением госавтонадзора и ГИБДД. Было выписано 62 протокола за отсутствие карты маршрута. В законе указано, что за это нарушение может быть наложен штраф на предпринимателя в размере до 300 тысяч рублей, и на водителя - 5 тысяч рублей. Сейчас весь этот материал находится в УГАДН. Нелегальные перевозчики будут существовать до той поры, пока не будут приняты действенные меры. Но вот протоколы есть, материалы есть, а итога в виде штрафов нет. Пока их не будет, на рынке перевозок будет дисбаланс. Это больной вопрос. Закон новый, и там не всё прописано. К примеру, мы выявили десять перевозчиков, которые работали по регулируемому тарифу, но в РЭК его не защищали. Отправились в Арбитражный суд, так как мы не можем с ними расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Недавно были проблемы с продлением электронных транспортных карт. Были ли они решены?

- В конце прошлого года поменялся оператор услуг у областного минтруда, сменилось программное обеспечение. «Пассажирсервис» работал в круглосуточном режиме - система давала сбои. Но сейчас все проблемы устранены.

Будет ли меняться стоимость проезда в этом году?

- В прошлом году такой вопрос рассматривался, но было принято решение, что мы сохраним стоимость проезда на уровне 22 рублей. И вся экономика предприятий теперь заточена под то, чтобы этой цели достигнуть.

Говорили и о том, что в этом году перейдём на часовую оплату проезда. Когда это будет?

- Перед «Пассажирсервисом» такая задача стоит, специалисты работают над техническим воплощением. Думаю, летом запустим.

Почему в некоторых автобусах не работают печки? Пассажиры жалуются.

- Неправильно говорить о том, что во всех автобусах холодно. В случае выявления неисправности пассажиры должны обращаться к нам по телефону 78-79-66, в течение суток ситуацию исправим. Такие жалобы поступают в «Центртранс», он сразу же отправляет факсограмму на предприятие, чтобы те устранили проблему. Перед зимой мы полностью провели ревизию всего отопительного оборудования. И оно находилось в исправном состоянии. Но автобус работает каждый день, и могут возникнуть проблемы.

Сегодня многие пассажиры жалуются и на то, что общественный транспорт неаккуратно паркуется, высаживая людей на лёд. Почему не думаете о безопасности?

- Ситуации разные бывают, и автобус не всегда может припарковаться вплотную к бордюру. Но я согласен с вами, что так было бы правильно и что нужно к этому идти. Однако на это влияют разные условия, и выделенная полоса для общественного транспорта, и оптимальное число подвижного состава, и своевременная очистка от снега и наледи заездных карманов.

Почему департамент транспорта тогда не требует у департамента городского хозяйства привести в порядок те же заездные карманы?

- Каждый день передаём оперативную информацию обо всех проблемных местах.

Сами-то общественным транспортом пользуетесь?

- Я живу за городом, у нас нет прямого сообщения. Но у нас в департаменте почти все пользуются общественным транспортом.

А как же проверить на себе?

- Я его и так проверяю по большому счёту - когда я утром на работу еду, 90 процентов моего внимания приковано к тому, как общественный транспорт работает. Если вижу нарушения или несоблюдения интервала движения, то тут же звоню руководителю предприятия.

Но интервал автобусы не всегда соблюдают: нередко видим, как два автобуса одного и того же маршрута друг за другом идут.

- У нас есть «Центртранс», который как раз занимается тем, что помогает предприятиям соблюдать интервальность подвижного состава. Недавно назначен руководителем Марат Кабдулович Саликов - он довольно сильный эксплуатационщик. Думаю, ситуацию поправим.

Что вы думаете о будущем омского трамвая?

- Наша задача - сохранить то, что мы имеем. О покупке нового подвижного состава в ближайшие два года речь не идёт. Мы получили пять московских трамваев, два из них уже вышли на линию. Приводим их в порядок, затраты на один трамвай не более 25 тысяч рублей. Кроме того, держим руку на пульсе - Москва и дальше планирует, правда, непонятно, на какой основе - возмездной или безвозмездной, отдавать подвижной состав.

В конце прошлого года сгорели два трамвая. Почему это произошло? И почему вы оценили капитально отремонтированный трамвай в ноль рублей?

- Возгорание произошло из-за технической неисправности отопителя на задней площадке салона. Выяснили, что были неправильные действия со стороны водителя - он оставил транспортное средство без присмотра. Почему так оценил? Есть бухгалтерский учёт. Балансовая стоимость этого транспортного средства составляла ноль рублей, а вот ущерб - около 200 тысяч рублей. Он будет в добровольном порядке удерживаться с виновных лиц. После проведения служебной проверки - их оказалось немало.

Планирует ли департамент транспорта перевести все маршруты в регулируемые и таким образом поставить рамки частному бизнесу, которому придётся идти в РЭК и защищать там свой тариф?

- Это нужно делать. Когда муниципальные предприятия наращивают производственную программу, частники начинают демпинговать цены. Вроде бы для пассажиров это хорошо, а количество жалоб, наоборот, возросло. Люди не понимают, почему так происходит: один и тот же маршрут может ходить и за 20, и за 22 и за 25 рублей? Скажу больше: одна и та же маршрутка в час пик может ехать за 25 рублей, а днём за 22. Я спрашивал у них: как вы можете работать, если ваши коллеги защитили тариф в РЭК и он составляет 24 рубля? Ответ очевиден. Второй вопрос: ваши действия направлены против кого? Говорят: против департамента транспорта. Вопрос третий: кому вы сделали хуже? Добросовестным перевозчикам и муниципальным предприятиям, в надежде на отток у них пассажиров. Но у всех свой пассажир, у муниципальных предприятий оттока не произошло. Поэтому мы этим будем заниматься. Когда будет сформирована новая маршрутная сеть, мы выйдем на конкурсы. И недавно собрали перевозчиков и рекомендовали им защищать тариф в РЭК. У них есть на это полгода. На регулируемые маршруты будут допускаться только те, кто это сделает.

Смелое заявление. Не боитесь, Алексей Владимирович?

- Если каждый будет бояться, видеть проблему и искать причины, чтобы ничего не делать... Это неправильно. Я хочу, чтобы у моих детей было будущее. Да, один человек ничего не изменит, но он может повести за собой, меняться же должен каждый из нас.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 09(947) от 1 марта 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: В продолжение темы ДН

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 7):

Степаныч
Алёша меняй конечно эту мафиозную схему. Но не наломай дров. Надо убирать так называемых "лицензиатов"
05 марта, 21:42 | Ответить
Игорь
Смысл продавать депо-2? Там есть место на перспективу! Куда расширять территорию.
Там удобная развязка и троллейбус никому не мешает?! Все это одновременно в негативном ключе наблюдается у депо-1 в самом центре города. Ну и продавайте его. Место хорошее. Вот где троллейбус мешает и сколько ещё должно произойти ДТП, чтобы Алексей Владимирович понял что депо-1 пора переносить.
03 марта, 00:51 | Ответить
Игорь Федоров
Депо-1 имеет свою котельную, там сразу все линии проходят, холостых пробегов нет
03 марта, 14:52 | Ответить
Саня
ну не все, 3, 12 и 15 имеют пробеги до маршрута. Не представляю, как 40 троллейбусов можно уместить на небольшой разворотной площадке, там же ещё проезд в гаражный кооператив придется перегораживать, а мыть ПС где? а людям ещё дальше добираться придется...
12 марта, 16:32 | Ответить
Игорь Федоров
В целом - неплохо! Но затратная часть и скудный бюджет уже приговорили муниципалов. Им придется рубить агонизирующие части тела, иначе гангрена поразит весь организм
01 марта, 23:41 | Ответить
Вася
Дрозд похоже текст не читал вообще.

Мартыненко, омичи за вас, Вы молодец. Продолжайте наводить порядок!
01 марта, 19:24 | Ответить
Дрозд
ну так может в этом и есть выход и ничего менять не надо? придут частники наконец и отрегулируют рынок.
01 марта, 15:40 | Ответить