Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

10 марта 2017 20.12

В омском Топ-театре устроили «дедовщину»

Рассказываем о премьере спектакля «Госпиталь».

4 марта состоялась премьера спектакля «Госпиталь», поставленного по произведению современного российского писателя лауреата премии «Русский букер» Михаила Елизарова.

Режиссёром постановки выступила Галина Пьянова - руководитель алма-атинского театра «АРТиШОК». С её творчеством омский зритель знаком по спектаклю «Феи из хрущёвок», поставленному в 2015 году в том же «ТОП-театре». Автор пьесы «Феи из хрущёвок» - молодой омский драматург Светлана Баженова приняла участие и в создании «Госпиталя». Она перевела сложное и неоднозначное произведение Михаила Елизарова на язык сцены, написав на основе «Госпиталя» свою пьесу. Именно её интерпретацию мы и видим на сцене.

Действие спектакля происходит в 1991 году, сразу после развала Советского Союза, в военном госпитале. В одну из палат прибывает новобранец Михаил и видит, что в госпитале творятся те же дедовщина и беспредел, что и в армейской казарме: «деды» заставляют «духов» выполнять всю грязную работу, избивают их и унижают. Михаила спасает то, что он неплохо играет на гитаре. Вместо чистки туалетов и других унизительных обязанностей он целыми днями устраивает для «дедов» музыкальные концерты, пока у него не начинают гноиться пальцы от постоянной игры. Каждый выживает в этом «аду» как может, а Михаил ждёт спасительного диагноза «для военной службы не годен», чтобы наконец-то вырваться отсюда.

Кто знаком с творчеством Михаила Елизарова, сразу поймёт - ждать развлечения и приятного вечера от спектакля «Госпиталь» не придётся. Постановка изобилует нецензурной лексикой, в ней достаточно насилия и других шокирующих моментов. Например, в самом начале спектакля перед зрителями предстаёт толпа обнажённых мужчин, переодевающихся в армейские пижамы. В отдельных сценах персонажи на сцене агрессивно бьют друг друга, в том числе и ногами, кидаются разными предметами, ругаются отборным матом и т. д.

Поражает то, что всё увиденное в спектакле по своей жестокости не отражает даже наполовину содержание повести «Госпиталь». Поэтому людям чувствительным лучше пойти на другой спектакль и не приобщаться к творчеству Михаила Елизарова.

Режиссёр Галина Пьянова нередко ставит экспериментальные спектакли. Год назад в Новосибирске она представила необычную постановку «Снегурочка», где актёры играют без слов, а музыкой становится любой повседневный звук. Теперь дошла очередь и до Омска - подобной постановки в нашем городе точно ещё не видели.

- Три года назад, когда меня пригласили в «Топ-театр», я поняла, что здесь сильнейшая мужская труппа, какую я не встречала больше ни в одном театре. Так совпало, что я читала в этот момент повесть Михаила Елизарова, предложила поработать с ней. На свой страх и риск директор «ТОП-театра» Натела Полежаева и художественный руководитель Игорь Григурко дали мне добро на постановку спектакля. И главное, что меня поддержали ребята, - рассказала Галина Пьянова.

Для режиссёра это посвящение мужчинам, которые почувствовали на себе всё, что происходило в армии в самом начале «лихих 90-х», не понаслышке знающих «начало беспредела». Постановка действительно получилась остросоциальной, тяжёлой и правдоподобной.

Как правило, такие спектакли ставятся на камерной сцене, и предназначаются они для подготовленного зрителя. Именно так поступили в «Пятом театре» со спектаклем «Удар», раскрывающим тему фашизма в современном мире. «Госпиталь» не рассчитан на массового зрителя. Даже театралов, которые видели много экспериментальных и фестивальных спектаклей, может покоробить обилие агрессии и ненормативной лексики.

Чтобы «Госпиталь» продолжал существовать, его целесообразно переводить в другой, более камерный формат. Иначе его ждёт судьба другого «тяжёлого» спектакля - «Замёрзли», который ставили в «ТОП-театре» несколько лет назад. Режиссёр «Замёрзли» Анатолий Баскаков ратовал за то, что «некомфортные спектакли» должны воспитывать настоящего театрального зрителя, поэтому их нужно ставить. В итоге спектакль не смог собирать полный зал и был снят с репертуара.

Выдержит ли это испытание «Госпиталь» и найдёт ли он отклик у омского зрителя, покажет время.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 10(948) от 8 марта 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий