Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

18 марта 2017 12.12

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Действие спектакля разворачивается в Германии в 30-е годы. Страна не успела оправиться от Первой мировой войны и уже замерла в предчувствии новой военной трагедии. По всей Германии царит безработица, но друзьям и бывшим сослуживцам - Роберту (Робби), Отто и Готтфриду удаётся открыть свою автомастерскую. Однажды троица знакомится с очаровательной девушкой из высшего общества Патрицией (Пат). Между ней и Робертом вспыхивает любовь. Кажется, что в жизни молодого человека всё налаживается - у мастерской крупный заказ, рядом близкие друзья и девушка его мечты. Но счастье, как и передышка между двумя разрушительными войнами, слишком кратковременно.

Ставить спектакли по таким культовым произведениям, как «Три товарища» Ремарка, для театра одновременно и выигрышно, и рискованно. С одной стороны, известное название привлечёт зрителей, с другой - ожидания аудитории к спектаклю будут завышенными. Кроме того, режиссёр постановки Георгий Цхвирава решил ещё усложнить задачу и сделать свой спектакль в стилистике Бертольда Брехта. «Мы пытались Ремарка «обрехтить», поэтому в спектакле много музыки, песен, зонгов на немецком языке, а также пластики и танцев», - поделился режиссёр. 

Спектакль действительно получился очень музыкальным, но от Бертольда Брехта в нём только сценография - минималистичная, конструктивная, не имеющая привязки к определённой эпохе. Над ней работал известный театральный художник, обладатель «Золотой маски» Эмиль Капелюш. На сцене всего лишь несколько массивных конструкций, стилизованных под кирпичные стены. О том, где конкретно происходят события - в ремонтной мастерской, кафе или на горном курорте, зритель узнаёт только со слов персонажей. Что касается зонгов, в постановке их очень много, но они не выполняют функцию, которую закладывал в них Брехт. По его концепции, именно зонги выражают мнение самого драматурга и ещё лучше объясняют происходящее на сцене. В омских «Трёх товарищах» все зонги исполняются на немецком языке, поэтому большинство зрителей воспринимает их просто как музыкальные номера, необходимые для оживления повествования. Также в омском спектакле отсутствует один из центральных моментов театральной концепции Брехта - так называемый «эффект отчуждения», когда актёр не пытается вжиться в роль, а выступает в образе аналитика своего персонажа. По мнению Брехта,

театр должен обращаться к аналитическим способностям зрителя, пробуждать в нём сомнение и любопытство. Брехтовский театр не эмоционален, он строг и даже холоден. В омских «Трёх товарищах» этот момент отсутствует - актёры играют в классическом ключе, пытаясь перевоплотиться в своих героев и примерить на себя их эмоции.

Если отбросить Брехта и посмотреть на спектакль как на постановку знаменитого романа Ремарка, то и здесь возникают некоторые разочарования. Георгий Цхвирава признался, что одной из центральных тем постановки стала тема товарищества. «Лично для меня товарищество выше любви. Может быть, я так считаю, потому что уже состарился. Поэтому Патриция у нас как четвёртый товарищ, как Д’Артаньян», - рассказал режиссёр.

К сожалению, сцен, где собираются все четверо главных героев, очень мало. К тому же только в одной из них ощущается дух товарищества: когда Отто участвует в автогонках, а друзья болеют за него. Не получился и четвёртый товарищ, Д’Артаньян, из Патриции Хольман. В спектакле эта тема почти не раскрыта, зато сделан акцент на любовной линии между Пат и Робби. Патрицию в омской постановке исполняет недавно принятая в труппу драмтеатра актриса Мария Токарева. До этого она была одной из ведущих актрис Лицейского театра. В отличие от ремарковской Пат - изящной, холодной, таинственной («Существо из другого мира» - так называет её Робби) - омская Пат жизнерадостная, энергичная, земная, немного напоминающая капризного ребёнка девушка. Более точное попадание в образ у исполнителей трёх главных мужских ролей - Егора Уланова (Готтфрид Ленц), Николая Суркова (Роберт Локамп), Сергея Канаева (Отто Кестер). Очень сильно украшают спектакль эпизодические роли актёров из «старой гвардии» драмтеатра - Татьяны Филоненко, Владислава Пузырникова, Александра Гончарука.

Интересно то, что по отдельности все составляющие спектакля хороши: и сценография, и музыка, и пластические номера, и костюмы, и актёры. Но всё вместе это не складывается в общее зрелище, способное создать определённое настроение. И самое главное - в спектакле нет особой атмосферы (нарочитой лёгкости, сквозь которую проглядывает бесконечная меланхолия), столь характерной для романов Ремарка.

Остаётся надеяться, что на премьере зрители увидели не окончательный вариант «Трёх товарищей», и спектакль ещё будет дорабатываться и шлифоваться. И в итоге станет по-настоящему удивительным зрелищем, лицезреть которое захочется не один раз.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 11(949) от 15 марта 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий