Обвиняемые по делу о ДТП с 16 погибшими под Омском: «У контролирующих органов к нам не было претензий»

Руководители пассажирского предприятия выступили с сенсационными признаниями.

Аскер Абишов

Обвиняемые по делу об аварии на Сыропятском тракте выступили в суде с сенсационным признанием. Если верить их показаниям, чудовищных переработок водителей в муниципальном автопарке проверяющие попросту не замечали.

Эхо трагедии

В Омском районном суде вышел на финишную прямую уголовный процесс по делу директора пассажирского предприятия № 4 Александра Чертоляса и начальника автоколонны этого же учреждения Валерия Коченевского. Напомним, их обвиняют в нарушении требований охраны труда и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкшем по неосторожности смерть двух и более лиц. 24 июня 2015 года автобус ПП № 4, по договору с предприятием перевозивший с работы сотрудников птицефабрики «Сибирская», выехал на встречную полосу и столкнулся с КамАЗом. Погибли 16 человек, включая водителей обеих машин.

Как выяснило следствие, 55-летнему водителю автобуса, Александру Любовцеву, стало плохо за рулём. Силовики пришли к выводу, что к трагедии привели систематические переработки шофёров, которые допускало руководство предприятия, - Любовцев за полгода провёл за баранкой около шестисот сверхурочных часов.

Итогом стало сразу несколько уголовных дел: против погибшего водителя, руководства ПП № 4 и неустановленных сотрудников Управления Госавтонадзора по Омской области, которые, по версии следствия, закрывали глаза на вопиющие нарушения на муниципальном предприятии. Сразу же последовали проверки на всех пассажирских предприятиях города. Их итоги шокировали: несмотря на то что гром уже грянул, неисправные автобусы сотрудники ГИБДД снимали прямо с линии, а переработки, аналогичные ситуации в ПП № 4, были обнаружены везде.

Водители меняли показания

Однако прошло время, и скандал затих. Любовцева в конце концов назначили непосредственным виновником аварии - суд пришёл к выводу, что водитель, почувствовав себя плохо, имел возможность остановить автобус на обочине. Процесс над Коченевским и Чертолясом растянулся на год с лишним. Ходить на него устали и родственники погибших, и даже журналисты. Между тем в тесном кругу участников

процесса происходило немало интересного. Как уже писал «Ваш ОРЕОЛ», в предыдущих процессах практически все ключевые свидетели обвинения - сотрудники ПП № 4 - изменили показания, данные на следствии. В суде они рассказали - наматывать за баранкой лишние часы их никто не заставлял. Мол, все, включая погибшего Любовцева, сами просились в рейсы, чтобы заработать лишнюю копейку.

Как заявил «Вашему ОРЕОЛУ» адвокат Чертоляса Александр Деревянко, около 50 свидетелей вообще заявили, что следователь их не опрашивал или опрашивал не в то время, какое указано в протоколах допроса. Некоторые водители, должно быть наиболее забывчивые, а быть может, наиболее лояльные к руководству, в суде не смогли опознать следователя в лицо - сейчас и Александр Чертоляс, и Валерий Коченевский по-прежнему исполняют свои обязанности в ПП № 4.

Переработки считали за норму?

Финальная часть процесса - допрос подсудимых - также прошла практически при полном отсутствии слушателей. На допросе во время последнего судебного процесса руководители пассажирского предприятия заявили: вплоть до момента аварии ни один из контролирующих органов не предъявлял к ПП № 4 никаких претензий, и суть предъявленного обвинения им непонятна. Получается, либо переработки в пассажирских предприятиях считались за норму, либо их попросту никто не проверял. Вопиющие нарушения режима труда и отдыха водителей выявила лишь проверка трудовой инспекции, прошедшая на предприятии уже после роковой аварии.

По словам Валерия Коченевского, итогового акта проверяющих он не видел, хотя как должностое лицо и был оштрафован за административное правонарушение на 5 тысяч рублей. Подсудимый признал: водители ПП № 4 действительно иногда перерабатывали, но не настолько, насколько написала трудинспекция, и исключительно по своей инициативе.

- По нормам водитель не должен проводить за рулём более 12 часов, - сообщил суду Коченевский. - Фактическое время учитывалось по системе ГЛОНАСС. Когда автобус ломался, стоял в простое, это время не шло в общий зачёт. Причиной переработок была нехватка людей. Но руководство предприятия никого не заставляло выходить в рейс сверхурочно - люди хотели заработать, поэтому сами просились на линию. Бывало, что мы кому-то отказывали, если видели, что водитель наездил много часов и давно работает без отдыха, давали дополнительные выходные.

- Как в таком случае вы можете объяснить, что согласно выводам трудовой инспекции один из водителей, проходящий свидетелем по делу, за полгода отработал 1146 часов сверхурочно? Как объясните показания нескольких водителей, которые заявили, что их заставляли работать сверхурочно, а в случае отказа руководство предприятия грозило поставить им плохой график? - сыпала острыми вопросами гособвинитель Анна Костина.

- Трудовая инспекция могла ошибиться, - на голубом глазу отвечал Коченевский. - Водители сами в шоке от таких цифр - они не подтверждают, что у них действительно были такие переработки. Те свидетели, которые говорят, что их заставляли выходить на работу сверхурочно, попросту нас оговаривают.

Что же до самого производственного плана предприятия, то и здесь ПП № 4 якобы не допускало никакой самодеятельности - его утверждал департамент транспорта администрации города.

- Оптимизировать работу мы начали ещё до аварии, - показал Коченевский. - Чтобы сократить переработки, по сравнению с 2013 годом производственная программа сократилась чуть ли не в два раза. А после ДТП производственный план был ещё более уменьшен. До аварии на линии выходило 170 машин, а сейчас - 90.

По словам Валерия Коченевского и Александра Чертоляса, все водители перед рейсом проходили медосмотр, а исправность автобусов проверял механик. Оснований не выпускать Александра Любовцева на линию в тот роковой день не было...

P. S. Как стало известно «Вашему ОРЕОЛУ», уголовное дело по статье «халатность в отношении неустановленных лиц» УГАДН по Омской области было прекращено за отсутствием события преступления. Косвенно это подтверждает версию руководства ПП № 4 о том, что претензии к предприятию стали предъявлять только после аварии. «Ваш ОРЕОЛ» следит за процессом.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 13(951) от 29 марта 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Борис
мда... при Полежаеве такого беспредела в области не было...
30 марта, 12:11 | Ответить