Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

02 июня 2017 17.02

Родственники погибших при падении крана в Омске: «Это равносильно намеренному убийству»

Виновным в трагедии вынесли приговоры.

Александр Румянцев

Напомним, страшная трагедия случилась 26 октября 2015 года. Башенный кран, занятый на строительстве апарт-отеля «Маршал», сошёл с рельсов и рухнул на проезжую часть улицы Жукова. Cмял две машины. В первой погибли супруги Богдановы и их младший сын, старший мальчик чудом остался жив. Водитель второго автомобиля Игорь Филиппов скончался в машине скорой помощи. Обвинение в нарушении правил строительных работ было предъявлено учредителю ООО «Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф» Виктору Полукарову, гендиректору этой же компании Константину Семёнову, начальнику строительного участка Сергею Маслёнкину и крановщику Фёдору Елькину. Из всех четверых вину признал только работяга. Те же, кто непосредственно отвечал за руководство компании и опасный кран, упоённо сваливали вину друг на друга и ООО «ПМК-944» треста «Железобетон». Однако после оглашения приговора сомнений в виновности подсудимых не осталось.

За кран отвечал лично

У башенного крана, занятого на строительстве апарт-отеля, был неисправен левый тормоз, он не прошёл государственную техэкспертизу и использовать его было нельзя. Опасный объект принадлежал компании «Жилстрой», директором и учредителем которой в своё время являлся Виктор Полукаров. Когда дела фирмы стали нехороши и началось банкротство, Полукаров учредил новую - ООО «Группа компаний Жилстрой Джаст Фит Лайф», которой отдал и подряд на строительство отеля, и кран - по договору аренды. Директором новоявленной организации он поставил Константина Семёнова. Опытный строитель Полукаров, чья фирма возвела в регионе не один крупный объект: дворцы культуры в Исилькуле и Нововаршавке, ледовую арену в Таре, железнодорожный вокзал в Москаленках, в суде доказывал: фирмой де-факто не руководил, о кране ничего не знал и отвечать за такие узкие вопросы должны были главный механик и главный инженер. Однако свидетели показали: Полукарову докладывали о необходимости прохождения экспертизы, но на это у организации не нашлось денег. А по договору аренды крана компания «Жилстрой», где руководителем являлся Виктор Полукаров, обязалась передать его в технически исправном состоянии и обеспечить безопасную эксплуатацию. Свои обязательства организация не выполнила.

Не мог не упасть

Рельсовые пути для крана на строительной площадке отеля были установлены с нарушениями. По закону их должна была монтировать специализированная организация, но для экономии устанавливали сотрудники «Жилстроя», не имевшие допуска к этим работам. В итоге проложили пути как попало - тормозные колодки, которые должны были остановить кран в случае аварии, были закреплены всего в 50 сантиметрах от края рельсов, вместо положенных по нормативам 1,5 метра.

- Достоверно зная, что отсутствуют экспертиза на кран, проектные работы на прокладку путей, аттестованные специалисты, Полукаров дал указание Семёнову производить работы. - резюмировала судья Ирина Носик.

Прежде чем запустить кран в работу, его должен был проверить аттестованный специалист, выдать допуск, а на сами крановые работы составить технологическую карту. Обеспечить всё это должен был Константин Семёнов. Однако и он вслед за своим непосредственным руководителем этих требований не выполнил. Неисправный кран был пущен в работу и упал в первый же день.

Уволен задним числом

Финансовые дела Жилстрой Джас Фит Лайф» не заладились так же, как и у его предшественника. Поэтому к моменту трагедии подряд на строительство отеля фактически уже перешёл к другому подрядчику: ООО «ПМК-944» треста «Железобетон» - осталось только оформить документы. Сергей Маслёнкин, мастер строительного участка «Жилстрой Джас Фит Лайф», сделал по этому поводу громкое заявление: мол, и следователи, и Елькин покрывают истинных виновников трагедии, к которой ни сам Маслёнкин, ни организация, в которой он работал, якобы не имеют никакого отношения. 26 октября «Жилстрой» там ничего не строил, а Маслёнкин уволился из компании ещё 19 октября. В ходе судебного разбирательства выяснилось: в тот роковой день в строительстве отеля действительно участвовали две компании. От «ПМК-944» работали стропальщики, крепившие к стреле крана бетонные блоки. Но непосредственно погрузочно-разгрузочные работы осуществляла «Жилстрой Джаст Фит Лайф». Руководил ими начальник участка Сергей Маслёнкин, не обеспечивший соблюдение правил строительной безопасности. Он отдал крановщику Фёдору Елькину приказ лезть в кабину опасного крана. Елькин, опасаясь увольнения, согласился...

Приговор

Вердикт «виновны» руководители строительной организации встретили с поникшей головой. Родственница одного из них, Сергея Маслёнкина, плакала - подсудимые и их близкие до последнего надеялись, что их оправдают. С высоко поднятой головой, не пряча глаза от родственников погибших, стоял только Фёдор Елькин. Занервничал он лишь однажды. В результате трагедии крановщик едва не погиб сам, остался инвалидом, признал вину, сотрудничал со следствием, но в отличие от своего начальства оказался виновен сразу в двух преступлениях: «нарушении правил строительных работ» и «уничтожении чужого имущества» - раздавленных всмятку машин, на которые рухнул кран. Имущественный ущерб по решению суда потерпевшие будут взыскивать в гражданском порядке: солидарно с компании и всех четырёх подсудимых.

Виктора Полукарова суд приговорил к четырём годам лишения свободы, Константина Семёнова и Сергея Маслёнкина - к 3,6 каждого. Фёдора Елькина - к двум. Кроме того, Полукарову, Семёнову и Маслёнкину суд на три года запретил заниматься организационно-распорядительной деятельностью, а крановщику Елькину на тот же срок - строительно-монтажными работами.

Мнение потерпевших

Вид и мера наказания (колония-поселение и относительно небольшие сроки) обусловлены тем, что уголовное законодательство относит это преступление к категории небольшой тяжести. Родственники погибших в результате ЧП - семьи Богдановых и Филипповых - такой интерпретацией остались недовольны.

«Мы понимаем, что есть юридические тонкости, но по факту погибли четыре человека! Ведь все знали, что кран неисправен, такая безалаберность равносильна преднамеренному убийству! - высказала общую для всех потерпевших позицию вдова погибшего водителя Наталья Филиппова. - Как это может быть преступлением средней тяжести? Поэтому сердцем мы чувствуем, что приговор несправедлив. Нас не удовлетворяют ни назначенные судом сроки, ни то, что отбывать наказание виновные будут в колонии-поселении».

Вопрос о подаче апелляционной жалобы потерпевшие намерены решить после консультации с прокуратурой.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 22(959) от 31 мая 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий