Ваш Ореол

Ваш Ореол

15 сентября 2017 17.00Статьи

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

29 сентября в театре состоится премьера спектакля «Плутни Скапена», поставленного по мотивам пьесы Жана-Батиста Мольера. Французский драматург написал её в 1670 году и впоследствии сам исполнял роль главного героя - пронырливого слуги Скапена. Пьеса стала настолько популярна, что после самого Мольера её ставили множество раз самые разные театры всего мира: и «Комеди Франсез», и миланский «Новый театр», и римский «Квирино», и Александринский театр и многие другие. Интересно, что в Омском ТЮЗе «Плутни Скапена» впервые были поставлены в 1947 году, то есть ровно 70 лет назад.

А сюжет этой популярной пьесы довольно прост. Двое молодых людей из богатых семей - Октав и Леандр женятся на своих возлюбленных без родительского благословения. Октав берёт в жёны бедную девушку Гиацинту, а Леандр женится на цыганке Зербинетте. Оба понимают, что если их отцы узнают об этом, то молодые люди лишатся наследства. Поэтому Октав и Леандр просят остроумного и хитрого слугу Скапена уладить дело в их пользу. Никто не подозревает, к каким неожиданным обстоятельствам приведёт эта история.

Постановщиком омского спектакля выступил новосибирец Евгений Рогулькин - новый главреж Омского ТЮЗа. С его творчеством омичи уже давно знакомы. В 2008-м Рогулькин поставил в «Галёрке» спектакль «Ретро», через год - «Счастье лучше богатства». В 2013 году он работал над «Старомодной комедией» в «Пятом театре», которую до сих пор можно увидеть в его репертуаре.

Что касается пьесы «Плутни Скапена», то ставит её Рогулькин уже во второй раз: в 2015 году он работал над ней в Кемеровском театре для детей и молодёжи. В омском спектакле есть немало пересечений с той постановкой - режиссёр использует те же «фишки». Так, в обоих спектаклях актёры изначально одеты в тёмные однообразные робы, которые по ходу действа украшаются цветными элементами одежды. И там, и там в декорациях царит минимализм: в Кемерове пустую сцену украшала разноцветная повозка, в Омске основной деталью сцены стала металлическая конструкция - не то беседка, не то качели. Схожи в спектаклях и целые сцены: например, избиение старика Жеронта или сцена, когда «больного» Скапена привозят в ящике на всеобщее обозрение. Но режиссёра это не смутило, ведь времени для работы над омским спектаклем было немного, к тому же необходимо было подготовить целый ряд музыкальных и танцевальных номеров.

Специфика этой пьесы Мольера в том, что в ней почти нет назидания и дидактики (в отличие от того же «Тартюфа» и «Мнимого больного»). Если в ней и ставятся «вечные вопросы» (конфликт отцов и детей и т. д.), то всё равно превалирует развлекательная составляющая. Поэтому режиссёру и труппе необходимо делать всё, чтобы публика не успела заскучать. Тем более что омская постановка идёт три часа. С этой задачей участники спектакля справились очень хорошо - действо не затянуто, сцены с диалогами перемежаются музыкой и танцами, время от времени в канву вплетаются разные интересные моменты. Например, неприметный у Мольера персонаж Карл - плут, который произносит в пьесе несколько фраз, в омском спектакле становится полноценным комическим героем. Он возникает на сцене неожиданно и выполняет роль ходячей энциклопедии - переводит деньги в разные валюты, рассказывает о городах, читает стихи и т. д.

Один из спорных моментов премьерного спектакля - актёрская игра. Дело в том, что обаяние пьесы «Плутни Скапена» во многом держится на образе главного героя - харизматичного слуги-проходимца. Поэтому перед молодым актёром ТЮЗа Михаилом Гладковым стояла сложная задача. Дело не только в смешных диалогах, но и в пластике артиста, мимике, интонациях, умении держать себя на сцене. Пока Михаил не очень уверенно чувствует себя в роли Скапена, он слишком старается быть весёлым шутником, отчего некоторые моменты выглядят наигранными. В Омске есть похожая постановка - тоже по комедии Мольера - спектакль «Шалый» в Лицейском театре. Там роль слуги-проходимца превосходно исполняет Евгений Точилов. Он настолько расслабленно и органично чувствует себя в своей роли, что ему даже не нужно произносить что-то смешное, одно его поведение и мимика уже вызывают улыбку.

Что касается других актёров омского спектакля «Плутни Скапена», то особого внимания заслуживает «старая гвардия» - Анатолий Звонов и Олег Чичко, которые исполнили отцов Леандра и Октава. Особенно яркие сцены были связаны именно с ними.

В целом постановка «Плутни Скапена» вызывает положительные эмоции. Ощущается, что проделана большая работа, спектакль лёгкий и развлекательный. Можно сказать, что у Евгения Рогулькина получилась крепкая, но рядовая постановка. В ней нет прорывов и откровений, но и разочарований она не принесёт.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 37(974) от 13 сентября 2017 г.

Добавить комментарий
Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

Светлана Сурганова в Омске: «Этот уставший мир может спасти даже не любовь, а доброта»

27 ноября на сцене концертного зала Омской филармонии состоялся концерт группы «Сурганова и Оркестр». В этом году санкт-петербургский коллектив приехал с новой программой «К слову жизнь».

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

Бранимир, рок-бард: «Хип-хоп я открыл для себя благодаря Омску»

О надломе в жизни мультгероя Скруджа Макдака, отказе от журналистики, безыдейности рока нулевых и омском лейбле «ЗАСАДА production» — в интервью с Александром Паршиковым.

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

Преображение 2.0: как правильно одеваться в итальянском стиле?

И снова, три прекрасных лука от известного дизайнера Ирины Бумагиной. Готовьтесь восхищаться.