Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

15 сентября 2017 17.00

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

29 сентября в театре состоится премьера спектакля «Плутни Скапена», поставленного по мотивам пьесы Жана-Батиста Мольера. Французский драматург написал её в 1670 году и впоследствии сам исполнял роль главного героя - пронырливого слуги Скапена. Пьеса стала настолько популярна, что после самого Мольера её ставили множество раз самые разные театры всего мира: и «Комеди Франсез», и миланский «Новый театр», и римский «Квирино», и Александринский театр и многие другие. Интересно, что в Омском ТЮЗе «Плутни Скапена» впервые были поставлены в 1947 году, то есть ровно 70 лет назад.

А сюжет этой популярной пьесы довольно прост. Двое молодых людей из богатых семей - Октав и Леандр женятся на своих возлюбленных без родительского благословения. Октав берёт в жёны бедную девушку Гиацинту, а Леандр женится на цыганке Зербинетте. Оба понимают, что если их отцы узнают об этом, то молодые люди лишатся наследства. Поэтому Октав и Леандр просят остроумного и хитрого слугу Скапена уладить дело в их пользу. Никто не подозревает, к каким неожиданным обстоятельствам приведёт эта история.

Постановщиком омского спектакля выступил новосибирец Евгений Рогулькин - новый главреж Омского ТЮЗа. С его творчеством омичи уже давно знакомы. В 2008-м Рогулькин поставил в «Галёрке» спектакль «Ретро», через год - «Счастье лучше богатства». В 2013 году он работал над «Старомодной комедией» в «Пятом театре», которую до сих пор можно увидеть в его репертуаре.

Что касается пьесы «Плутни Скапена», то ставит её Рогулькин уже во второй раз: в 2015 году он работал над ней в Кемеровском театре для детей и молодёжи. В омском спектакле есть немало пересечений с той постановкой - режиссёр использует те же «фишки». Так, в обоих спектаклях актёры изначально одеты в тёмные однообразные робы, которые по ходу действа украшаются цветными элементами одежды. И там, и там в декорациях царит минимализм: в Кемерове пустую сцену украшала разноцветная повозка, в Омске основной деталью сцены стала металлическая конструкция - не то беседка, не то качели. Схожи в спектаклях и целые сцены: например, избиение старика Жеронта или сцена, когда «больного» Скапена привозят в ящике на всеобщее обозрение. Но режиссёра это не смутило, ведь времени для работы над омским спектаклем было немного, к тому же необходимо было подготовить целый ряд музыкальных и танцевальных номеров.

Специфика этой пьесы Мольера в том, что в ней почти нет назидания и дидактики (в отличие от того же «Тартюфа» и «Мнимого больного»). Если в ней и ставятся «вечные вопросы» (конфликт отцов и детей и т. д.), то всё равно превалирует развлекательная составляющая. Поэтому режиссёру и труппе необходимо делать всё, чтобы публика не успела заскучать. Тем более что омская постановка идёт три часа. С этой задачей участники спектакля справились очень хорошо - действо не затянуто, сцены с диалогами перемежаются музыкой и танцами, время от времени в канву вплетаются разные интересные моменты. Например, неприметный у Мольера персонаж Карл - плут, который произносит в пьесе несколько фраз, в омском спектакле становится полноценным комическим героем. Он возникает на сцене неожиданно и выполняет роль ходячей энциклопедии - переводит деньги в разные валюты, рассказывает о городах, читает стихи и т. д.

Один из спорных моментов премьерного спектакля - актёрская игра. Дело в том, что обаяние пьесы «Плутни Скапена» во многом держится на образе главного героя - харизматичного слуги-проходимца. Поэтому перед молодым актёром ТЮЗа Михаилом Гладковым стояла сложная задача. Дело не только в смешных диалогах, но и в пластике артиста, мимике, интонациях, умении держать себя на сцене. Пока Михаил не очень уверенно чувствует себя в роли Скапена, он слишком старается быть весёлым шутником, отчего некоторые моменты выглядят наигранными. В Омске есть похожая постановка - тоже по комедии Мольера - спектакль «Шалый» в Лицейском театре. Там роль слуги-проходимца превосходно исполняет Евгений Точилов. Он настолько расслабленно и органично чувствует себя в своей роли, что ему даже не нужно произносить что-то смешное, одно его поведение и мимика уже вызывают улыбку.

Что касается других актёров омского спектакля «Плутни Скапена», то особого внимания заслуживает «старая гвардия» - Анатолий Звонов и Олег Чичко, которые исполнили отцов Леандра и Октава. Особенно яркие сцены были связаны именно с ними.

В целом постановка «Плутни Скапена» вызывает положительные эмоции. Ощущается, что проделана большая работа, спектакль лёгкий и развлекательный. Можно сказать, что у Евгения Рогулькина получилась крепкая, но рядовая постановка. В ней нет прорывов и откровений, но и разочарований она не принесёт.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 37(974) от 13 сентября 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий