Ваш Ореол

Ваш Ореол

15 сентября 2017 17.00Статьи

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

29 сентября в театре состоится премьера спектакля «Плутни Скапена», поставленного по мотивам пьесы Жана-Батиста Мольера. Французский драматург написал её в 1670 году и впоследствии сам исполнял роль главного героя - пронырливого слуги Скапена. Пьеса стала настолько популярна, что после самого Мольера её ставили множество раз самые разные театры всего мира: и «Комеди Франсез», и миланский «Новый театр», и римский «Квирино», и Александринский театр и многие другие. Интересно, что в Омском ТЮЗе «Плутни Скапена» впервые были поставлены в 1947 году, то есть ровно 70 лет назад.

А сюжет этой популярной пьесы довольно прост. Двое молодых людей из богатых семей - Октав и Леандр женятся на своих возлюбленных без родительского благословения. Октав берёт в жёны бедную девушку Гиацинту, а Леандр женится на цыганке Зербинетте. Оба понимают, что если их отцы узнают об этом, то молодые люди лишатся наследства. Поэтому Октав и Леандр просят остроумного и хитрого слугу Скапена уладить дело в их пользу. Никто не подозревает, к каким неожиданным обстоятельствам приведёт эта история.

Постановщиком омского спектакля выступил новосибирец Евгений Рогулькин - новый главреж Омского ТЮЗа. С его творчеством омичи уже давно знакомы. В 2008-м Рогулькин поставил в «Галёрке» спектакль «Ретро», через год - «Счастье лучше богатства». В 2013 году он работал над «Старомодной комедией» в «Пятом театре», которую до сих пор можно увидеть в его репертуаре.

Что касается пьесы «Плутни Скапена», то ставит её Рогулькин уже во второй раз: в 2015 году он работал над ней в Кемеровском театре для детей и молодёжи. В омском спектакле есть немало пересечений с той постановкой - режиссёр использует те же «фишки». Так, в обоих спектаклях актёры изначально одеты в тёмные однообразные робы, которые по ходу действа украшаются цветными элементами одежды. И там, и там в декорациях царит минимализм: в Кемерове пустую сцену украшала разноцветная повозка, в Омске основной деталью сцены стала металлическая конструкция - не то беседка, не то качели. Схожи в спектаклях и целые сцены: например, избиение старика Жеронта или сцена, когда «больного» Скапена привозят в ящике на всеобщее обозрение. Но режиссёра это не смутило, ведь времени для работы над омским спектаклем было немного, к тому же необходимо было подготовить целый ряд музыкальных и танцевальных номеров.

Специфика этой пьесы Мольера в том, что в ней почти нет назидания и дидактики (в отличие от того же «Тартюфа» и «Мнимого больного»). Если в ней и ставятся «вечные вопросы» (конфликт отцов и детей и т. д.), то всё равно превалирует развлекательная составляющая. Поэтому режиссёру и труппе необходимо делать всё, чтобы публика не успела заскучать. Тем более что омская постановка идёт три часа. С этой задачей участники спектакля справились очень хорошо - действо не затянуто, сцены с диалогами перемежаются музыкой и танцами, время от времени в канву вплетаются разные интересные моменты. Например, неприметный у Мольера персонаж Карл - плут, который произносит в пьесе несколько фраз, в омском спектакле становится полноценным комическим героем. Он возникает на сцене неожиданно и выполняет роль ходячей энциклопедии - переводит деньги в разные валюты, рассказывает о городах, читает стихи и т. д.

Один из спорных моментов премьерного спектакля - актёрская игра. Дело в том, что обаяние пьесы «Плутни Скапена» во многом держится на образе главного героя - харизматичного слуги-проходимца. Поэтому перед молодым актёром ТЮЗа Михаилом Гладковым стояла сложная задача. Дело не только в смешных диалогах, но и в пластике артиста, мимике, интонациях, умении держать себя на сцене. Пока Михаил не очень уверенно чувствует себя в роли Скапена, он слишком старается быть весёлым шутником, отчего некоторые моменты выглядят наигранными. В Омске есть похожая постановка - тоже по комедии Мольера - спектакль «Шалый» в Лицейском театре. Там роль слуги-проходимца превосходно исполняет Евгений Точилов. Он настолько расслабленно и органично чувствует себя в своей роли, что ему даже не нужно произносить что-то смешное, одно его поведение и мимика уже вызывают улыбку.

Что касается других актёров омского спектакля «Плутни Скапена», то особого внимания заслуживает «старая гвардия» - Анатолий Звонов и Олег Чичко, которые исполнили отцов Леандра и Октава. Особенно яркие сцены были связаны именно с ними.

В целом постановка «Плутни Скапена» вызывает положительные эмоции. Ощущается, что проделана большая работа, спектакль лёгкий и развлекательный. Можно сказать, что у Евгения Рогулькина получилась крепкая, но рядовая постановка. В ней нет прорывов и откровений, но и разочарований она не принесёт.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 37(974) от 13 сентября 2017 г.

Добавить комментарий
Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.