Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

02 ноября 2017 11.00

Экс-министр Илюшин о бывшем омском губернаторе Назарове: «Пусть это будет на его совести»

Продолжается процесс по делу бывших министров Илюшина и Фоминой.

Вадим Харламов

Напомним, бывшего министра финансов Омской области Риту Фомину обвиняют в превышении должностных полномочий. По версии следствия, чиновница похлопотала о незаконном выделении бюджетных денег НПО «Мостовик». Они прошли по документам как аванс, выданный предприятию на строительство метрополитена, а на самом деле предназначались для погашения банковского кредита «Мостовика». Обвинение считает, что данное преступление Фомина совершила совместно с экс-министром транспорта Олегом Илюшиным. Последнего обвиняют ещё в нескольких эпизодах превышения должностных полномочий и злоупотреблении ими же. По версии обвинения, Илюшин подписал несколько распоряжений, которыми выделил «Мостовику» незаконные авансы на строительство обходной дороги и гидроузла, а также замешан в махинациях с госконтрактами на поставку песка для окружных дорожно-ремонтных строительных управлений. Процесс идёт в Первомайском районном суде.

«Глухой телефон»

После того как гособвинитель Дмитрий Казанник попросил для Фоминой условного наказания, а для Илюшина - семи лет колонии, очередь выступать в прениях дошла до защиты. Напомним, оба подсудимых своей вины категорически не признают. Адвокат Риты Фоминой Александр Желещиков подробно остановился на анализе главного доказательства обвинения в деле о выделении аванса для строительства метрополитена - записи телефонных переговоров экс-руководителя «Мостовика» Олега Шишова со своим главбухом, Ритой Фоминой, бывшим вице-губернатором Юрием Гамбургом и бывшим мэром Вячеславом Двораковским.

Напомним, именно на основании результатов прослушки этих вип-персон гособвинение сделало вывод о том, что, принимая решение о выдаче аванса «Мостовику», Илюшин и Фомина осознавали: 205 миллионов бюджетных денег пойдут не на строительство, а на погашение «Мостовиком» очередного платежа по кредитам. И тем самым по факту предоставили предприятию не аванс, а заём. В ответ Желещиков привёл аналогию с детской игрой в «глухой телефон», когда при достаточно длинной цепочке игроков на выходе получается совсем не то слово или фраза, что на входе.

- Прокурор фактически предлагает учитывать всю информацию, содержащуюся в частных разговорах этих лиц, как один разговор, содержание которого доподлинно известно как Фоминой, так и Илюшину, - заметил Желещиков. - Но откуда Фомина могла знать содержание разговоров между Шишовым и Кравченко (экс-главбух «Мостовика» - ред.),

Шишовым и Гамбургом, Шишовым и Двораковским? Единственно достоверно установленный источник информации министра финансов области Фоминой - это два телефонных разговора с Шишовым. Напомню, что в первом разговоре Фомина на просьбу Шишова о кредите ответила отказом. На его предложение предоставить аванс на строительство метрополитена посоветовала обратиться в профильное министерство. Во втором разговоре Фомина интересуется, как Шишов решает поставленный вопрос.

Отдельно защита остановилась на размере причинённого, по версии следствия, ущерба. Исходя из годового лимита, «Мостовик» мог рассчитывать на аванс в размере лишь 178 миллионов рублей. 25 миллионов, излишне полученных из бюджета, предприятие вернуло через два дня, ещё два миллиона рублей были зачтены как средства, отработанные «Мостовиком». Таким образом, по версии защиты, ущерб для Омской области составила стоимость времени необоснованного пользования «Мостовиком» 25-ю миллионами в течение двух дней.

- С учётом банковской ставки область потеряла около полутора десятков тысяч рублей. Вряд ли его можно назвать существенным, - резюмировал Желещиков. - Препятствий «Мостовику» в отработке аванса никто не чинил. На начало процедуры банкротства «Мостовик» не отработал немногим более 80 миллионов рублей. Это опять-таки не 205 миллионов, которые прокурор предложил считать ущербом для бюджета области. И это вновь подтверждает, что «Мостовик» получил не заём, не кредит, а именно аванс.

«Рука Гамбурга»

Адвокат Илюшина Елена Мутьева в эпизоде с авансом «Мостовику» сделала акцент на том, что в то время, когда велась прослушка, ни одного телефонного разговора бывшего начальника минтранса Олега Илюшина с кем-либо из фигурантов этой истории зафиксировано не было. По мнению адвоката,

это доказывает, что Илюшин ни с кем ни о чём не договаривался, а просто выполнил команду вышестоящего руководства - бывшего вице-губернатора Юрия Гамбурга. Адвокат обратила внимание на стенограмму одного из разговоров Фоминой с Шишовым, в котором бывшая министр финансов, обсуждая вопрос о выделении аванса, отзывается об Илюшине нелицеприятно: «Я ему зачислю, а этот старый козёл будет держать до ишачьей пасхи». По мнению защиты, это свидетельствует о том, что до момента, пока команда о зачислении аванса не поступила от Гамбурга, с Илюшиным на эту тему никто не только не договаривался, но даже не разговаривал. Елена Мутьева почеркнула, что, исходя из материалов дела, решение об авансировании «Мостовика» на строительство метрополитена принимало правительство Омской области в лице тогдашнего губернатора Виктора Назарова. А на время его отсутствия - вице-губернатор Юрий Гамбург, что подтвердил он сам во время судебного следствия. Причём, по словам Гамбурга, такая практика существовала в отношении не только метрополитена, но и других инкриминируемых Илюшину эпизодов: с гидроузлом и окружной дорогой. Так, на вопрос гособвинителя о том, кто мог принять решение о выделении «Мостовику» более одного миллиарда рублей на строительство этих объектов, Гамбург ответил, что такие вещи решает губернатор.

- Этот ответ ярко показывает, что профильный министр ничего не определял и никаких финансовых решений привести в исполнение не мог, - резюмировала Елена Мутьева.

По оценке защиты, своими распоряжениями Илюшин, вопреки утверждениям обвинения, не обязывал казённые учреждения «Управление по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» и «Управление дорожного хозяйства Омской области» выдать «Мостовику» аванс на строительство Красногорского гидроузла и западного обхода, а лишь разрешал сделать это. Их руководители были вольны в своём выборе и напрямую Илюшину не подчинялись. Не согласилась защита и с суммой якобы причинённого Илюшиным ущерба.

Плохой песок

Напомним, последний эпизод, который вменяют Илюшину, касается махинаций с поставкой песка для нужд ДРСУ. По версии обвинения, при проведении торгов Илюшин лоббировал интересы «Омской топливной компании», аффилированной с омским предпринимателем Виктором Агарковым. Пострадавшей стороной по этому эпизоду проходит «Сибирская нерудная компания». Она выиграла торги, и тогда для нежелательного победителя, якобы по распоряжению Илюшина, были созданы заведомо невыполнимые условия поставок. В итоге контракт был расторгнут, а предприятию причинён ущерб на сумму 6,4 миллиона рублей.

- В ходе судебных заседаний был допрошен 31 директор ДРСУ, и все они утверждали, что никаких команд со стороны должностных лиц министерства транспорта и в частности Олега Илюшина они не получали, никакого воздействия не испытывали, - подчеркнула Елена Мутьева.

Основной же причиной расторжения контракта с «Сибирской нерудной компанией», по версии защиты, послужил тот факт, что предприятие поставляло в ДРСУ некачественный песок - гораздо более мелкий, чем предусматривает ГОСТ на ремонт дорог. При этом документы, подтверждающие происхождение песка, были фальсифицированы. Кроме того, «Сибирская нерудная компания» уже воспользовалась своим правом на судебную защиту и взыскала с контрагента - Управления дорожного хозяйства по Омской области ущерб, причинённый неоплатой поставленного товара, а также неустойку.

Реплика прокурора

После выступления стороны защиты прокурор Дмитрий Казанник откорректировал предъявленное Илюшину обвинение, что на стадии реплик в судебных заседаниях бывает редко. Из инкриминируемого бывшему министру транспорта ущерба было исключено порядка трёхсот миллионов. Также Дмитрий Казанник признал, что ущерб, причинённый «Сибирской нерудной компании», был незначительным. В части назначения наказания позиция прокурора осталась прежней.

«Губернатор смалодушничал»

Экс-министры Рита Фомина и Олег Илюшин выступили в прениях и с последним словом.

Как сообщил Илюшин, он до последнего надеялся, что в судебном заседании появится бывший губернатор Назаров и подтвердит: решения об авансировании «Мостовика» принимались правительством Омской области. Сам же Илюшин был против этого.

- Надежды не сбылись - губернатор смалодушничал, - резюмировал подсудимый. - Пусть это будет на его совести. У него ещё дети есть, он в церковь ходит. Я виновным себя не считаю.

Выступление Риты Фоминой также было кратким.

- Я надеюсь, что обращение к судье «Ваша честь» родилось не случайно, и слово «честь» станет ключевым при вынесении решения, - заметила она. - Ошибка при перечислении завышенной на 25 миллионов суммы аванса «Мостовику» - это совершенно рядовая ситуация, она была исправлена за два дня. Я действовала строго в рамках бюджетного законодательства и законодательства Омской области.

Приговор по громкому делу суд вынесет 3 ноября. «Ваш ОРЕОЛ» следит за развитием событий.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 44(981) от 1 ноября 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Судебные хроники

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий