Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

16 ноября 2017 16.02

Омские дворы плохо заасфальтировали

Александр Лихачев рассказывает, как конкретно надули жителей многоэтажек.

Александр Румянцев

Продолжение. Начало в № 44, 45.

Напомним, что в первом материале мы дали обзор неудовлетворительных итогов реализации на территории Омской области федеральной программы «Формирование комфортной городской среды», во втором - рассказали о грубых организационных просчётах ответственных за программу лиц. Сегодня мы покажем, как конкретно надули жильцов многоквартирных домов, попавших в программу в 2017 году.

Сметы изначально занизили

Лица, составившие муниципальный заказ, и подрядчики должны были руководствоваться двумя основными нормативными документами - Строительными нормами и правилами СНиП III-10-75 Раздел III «Правила приёмки работ», глава 10 «Благоустройство» от 25 сентября 1975 года № 158 (в редакции СП 82.13330.2016) и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», раздел 10 «Укладка асфальтобетонных смесей» (в редакции СП 78.13330.2012). 

Сразу поясню, в чём вина конкретно первых и вторых. Если бы те, кто разрабатывал техническое задание для электронных торгов, были грамотными и порядочными людьми, сказали бы сразу своим начальникам, что не может быть единой сметы на один квадратный метр дворовой поверхности. Ведь дворы разные. Один больше, и удельные расходы на кв. м будут ниже. Другой поменьше - и там больше. Например, каток везти нужно туда и сюда, но в одном дворе стоимость его перевозки разбросается на 1000 квадратных метров, а в другом - на сто.

Кроме того, один дом строили добросовестные люди, где проезды и тротуары сделаны грамотно, вода стекает от дома. А другую многоэтажку делали в период, когда «экономика должна быть экономной», и там всё течёт под здание. Во втором случае сначала нужно провести геодезическую подготовку, земляные работы и изменить рельеф так, чтобы осадки уходили от строения и не портили фундамент.

И вообще, такая смешная стоимость не могла быть изначально - цена нормальных работ сейчас около 1000 рублей за квадратный метр (напомню, на торгах фигурировали 720 рублей за метр - отсюда и такое качество).

Что касается подрядчиков - по законодательству любые работы по строительству и ремонту на территории РФ нельзя выполнять никак иначе, кроме как по СНИПам и ГОСТам. Не так сделал - ты бракодел, работа не должна приниматься и оплачиваться. Вот почему я убеждён, что большинство подрядчиков должны стать клиентами прокуратуры и ОБЭП.

Тем более что законный путь решения вопроса даже в этих условиях у них был. Справедливости ради нужно сказать, что Управление дорожного хозяйства (структура мэрии Омска) предусмотрело определённый процент от сметы на дополнительные вновь выявленные работы. Вот ООО «Сибдор», зайдя на двор по ул. Глинки, 1, выявило, что как раз там дом длинный - и невозможно сделать уклон для слива вдоль здания. Плюс ещё многоэтажка ниже окружающих земель, и сам уклон проезда идёт в её сторону.

Проведя геодезическую подготовку, технической директор С. Р. Погосян написал служебную записку в управляющую организацию и заказчику - в Управление дорожного хозяйства с указанием, какие работы дополнительно необходимо произвести, чтобы получить качественный результат, который будет соответствовать нормативно-техническим документам. Выехала комиссия, и на этот объект дополнительно включили разборку существующего асфальтобетонного покрытия с новым щебёночным основанием (чтобы сделать уклон от дома), недостающие бордюры - за счёт так называемых непредвиденных затрат. Любой может прийти в этот двор, спросить представителя собственников, жильцов, качественно ли сделано. Кто мешал другим подрядчикам поступить таким же образом? Никто, просто считают, что нам и так сойдёт. Не сойдёт. И им не сойдёт с рук.

Итак, откройте шторы, оглядите двор и вспоминайте.

Что сделали не так?

1. Перед началом работ должна была быть произведена так называемая геодезическая подготовка. Это когда приходят инженеры с треногой и большой линейкой (кто побогаче - теперь эти же приборы есть электронные) и промеряют высоты: откуда куда течёт вода. Видели таких? Нет? То-то и оно. Полагаю, большинство хозяев этих фирмочек сами нивелир от теодолита не отличат. А как наобум можно было уклоны сделать? Потому и лужи стоят.

2. Поскольку за многие годы асфальт обветшал, на его поверхности образовались вмятины, провалы, трещины. Чтобы новое полотно не растрескалось через год, положено заделывать асфальт при капремонте за два раза: сначала щебнем и асфальтовой смесью ямы и трещины всех видов, укатать, а потом уже на ровную поверхность укладывать новый слой. Полагаю, комментировать не нужно. Раньше всегда так делали, а в этом году сразу клали второй поверхностный слой. Потому я и уверен: пять лет асфальт не простоит.

3. Там, где асфальт вообще пришёл в негодное состояние, положено было сделать так называемое фрезерование, то есть специальной машиной - фрезой, как на токарном станке, снять верхний слой, кое-где до основания, чтобы новый асфальт не пошёл трещинами именно по тем местам, где эти трещины были на момент ремонта. Фрезерование из сметы незаконно убрали, его и не делали.

4. В провалы и ямы положено укладывать щебень, причём разной фракции (размеров) для тротуаров и для проездов. На самом деле бросали грязь, называемую «гранулят» - якобы с омских дорог. Уж не говорю, что её никто не проверял на радиоактивность и иные санитарные составляющие. Но главное, этот самый гранулят не имеет плотности и твёрдости щебня, потому применять его в данном случае нельзя. Достаточно сказать, что в щебне (гравии) максимальное количество пылевидных частиц должно быть не более 3 процентов. А кто видел, что сыпали под названием «гранулят» - там четверть пыли и песка, какие нагрузки выдержит такой наполнитель?!

5. Чтобы асфальт плотно лёг, сначала положено хорошо промести, подготовить места асфальтирования и потом промазать их битумом (по- научному это называется эмульсией). Так как всё стоит денег, битумом во многих случаях либо не промазывали вообще, либо делали это недостаточно.

И тут первое отступление, чтобы читатели поняли, насколько нас надувают. В каждом виде ремонта есть так называемые скрытые работы, то есть те, которые по технологии к моменту сдачи всего объекта уже не проверишь - в данном случае, это промазка битумом, засыпка щебнем, земляные работы. Потому на каждый вид таких работ пишется так называемый «акт скрытых работ». Заказчик непосредственно в ходе работ проверяет фактическое выполнение работ, делает запись в журнале производства работ, подписывает акт скрытых работ, после чего подрядчик имеет право их закрыть (заасфальтировать). Всегда эти акты подписывали, в том числе представители собственников. Теперь заказчик - управление дорожного хозяйства. У них нет и десятой части специалистов, на 186 дворов - восемь человек. Потому в реальной жизни все эти акты в нынешнем году подписывались после сдачи работ, в сентябре-октябре. Какой теперь в них смысл, когда никто не знает: выполнены на самом деле скрытые работы или нет. Иногда жалею, что 1937 год прошёл.

6. Проезды должны ограждаться бордюрами, тротуары - поребриком. Ясно, что за 30-50 лет они пришли в неудовлетворительное состояние, некоторые вовсе отсутствуют, к тому же в отдельных местах они стоят неровно.

Положено их заменить, однако в большинстве случаев этого не сделано, а самое возмутительное, как по ул. 24-й Северной, 168/1, где их просто закатали асфальтом - теперь где-то он торчит, где-то - под асфальтом, где-то торчит половина.

Председатель Общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачёв

Продолжение в следующем номере.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 46(983) от 15 ноября 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: В продолжение темы ДН

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий