Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

01 декабря 2017 11.00

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

Омский драмтеатр представил вниманию зрителей новый спектакль «Орфей спускается в ад», поставленный по одноимённой пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Действие разворачивается в провинциальном американском городке в середине прошлого века. Здесь правят бал материализм и грубая сила, поэтому таким тонким и поэтичным натурам, как Леди, здесь живётся несладко. Судьба Леди сложилась трагично. Её отец, итальянский эмигрант, приехал в этот городок и постепенно развил маленький бизнес. Он разбил виноградники и стал продавать вино. Но местным жителям это пришлось не по нраву - однажды ночью они подожгли виноградники и дом итальянца. Спасая собственность, отец Леди погиб в огне, а самой девушке пришлось выйти замуж за владельца местного магазина скрягу Джейба Торренса, чтобы не остаться на улице. С тех пор прошло уже 20 лет, Леди из прекрасной девушки превратилась в тень. Но однажды всё меняется, когда в город приезжает Вэл Сэйвьер - загадочный молодой человек в куртке из змеиной кожи.

Над постановкой спектакля работал режиссёр из Германии Андреас Мерц-Райков. Он уже известен омскому зрителю по спектаклю «Пятого театра» «Моя правда твоей ценой», поставленному в 2015 году. Интересно, что тогда для работы Мерц-Райков взял пьесу Юджина О’Нила. Считается, что творчество О’Нила в своё время серьёзно повлияло на Теннесси Уильямса и вдохновило его на написание пьес. Ещё один любопытный момент - оригинальное название пьесы О’Нила, по которой Мерц-Райков создал спектакль «Моя правда твоей ценой», - «Траур - участь Электры». Она была создана по мотивам «Орестеи» Эсхила, но место действия и имена героев были изменены на современные. Теннесси Уильямс, как и Юджин О’Нил, также зачастую в своих пьесах опирается на мифологию. В «Орфее» на это указывает и заголовок. Несмотря на то что действие у Уильямса происходит в современности, сюжет всё равно является аллюзией на миф об Орфее и Эвридике. В образе Орфея выступает Вэл Сэйвьер, Эвридики - Леди, а в образе бога подземного царства Аида - Джейб Торренс.

Кстати, изначально Теннесси Уильямс назвал свою пьесу «Битва ангелов». В сюжете заключено противостояние между духовностью, добром, искусством и пошлостью, грубой силой, материализмом. Это центральная тема творчества

Уильямса, которая также очень ярко раскрывается в самой знаменитой пьесе драматурга - «Трамвай «Желание».

Можно обратить внимание, что в омской постановке режиссёр Андреас Мерц-Райков очень деликатно обращается с произведением Уильямса. Он не только точно следует тексту, но и стремится воссоздать на сцене так называемый пластический театр: считается, что этот жанр был придуман самим Теннесси Уильямсом, чтобы его пьесы на сцене производили максимально точный эффект. Один из принципов пластического театра - большое внимание к музыке. Именно это мы и можем наблюдать на сцене драмтеатра - на протяжении всего спектакля на сцене музицирует небольшой оркестр. Ещё одна особенность пластического театра Уильямса - использование экрана. На него транслируется текст, который поясняет зрителям некоторые важные моменты, касающиеся обстановки, атмосферы, эмоционального состояния героев и т. д. В омском спектакле мы также можем увидеть текстовую проекцию, экраном в данном случае служит участок декораций. Большую роль в пьесах Уильямса играет освещение. Согласно его теории пластического театра на сцене всё должно казаться нереальным, фантасмагоричным, и помогать этому должно в том числе и грамотное освещение сцены. Это также присутствует в спектакле Мерц-Райкова: герои постановки как будто находятся в тёмном вакууме, только в центре которого есть небольшое светлое пятно. Из него поднимается высокая витая лестница, символизирующая выход на свободу. Место, где разворачивается действие спектакля, - символический ад. Здесь царит холод (Леди всё время дрожит, кутается в кофту), время от времени слышится лай псов (аллюзия на Цербера). В омской постановке участвуют настоящие собаки, что придаёт спектаклю дополнительный колорит.

Единственный серьёзный момент, когда режиссёр отходит от текста Уильямса - это финал. В спектакле он не такой жестокий и драматичный, скорее, неоднозначный.

Постановка драмтеатра «Орфей спускается в ад» определённо заслуживает внимания, но идти на неё лучше подготовленным. По крайней мере, прочитать пьесу и ознакомиться со спецификой творчества Теннесси Уильямса. В противном случае вся символика и другие прелести постановки могут остаться незамеченными. А здесь красота кроется именно в этих деталях.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 48(985) от 29 ноября 2017 г.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий