Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

13 ноября 2017 18.55

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Александр Румянцев

9 ноября в Омске прошел концерт панк-группы «Порнофильмы». Музыканты отыграли в футболках с символикой «Гражданской обороны». Выступление, к слову, прошло гладко, в то время как во Владимире ребятам просто не давали выйти на сцену, перекидывая концерт из одного клуба в другой, в Муроме группу и вовсе признали экстремистской.

После выступления Владимир Котляров по традиции пообщался с публикой, а затем попал в наши руки.

Как Омск?

— Омск очень интересный город. Мы уже второй раз приезжаем сюда с концертами. В прошлый раз даже было время погулять по разным районам, где стоят старые дома, исторические памятники, которые на пол-этажа в землю ушли, атмосферно. Было холодно, поэтому мы короткую прогулку совершили, больше ничего не видели. А в этот раз мы съездили на могилу Егора Летова.

Вы почитаете его творчество?

— Мы росли на его творчестве. По крайней мере я и наш гитарист Слава, мы оказались под сильнейшим впечатлением от творчества Егора Летова и вообще от его мировоззрения, его интервью, которые много раз были прослушаны, просмотрены, прочитаны. Поэтому для нас в каком-то смысле честь выступать на родине Егора Летова, хотя он сам тут ни разу не выступал…

В переходах точно выступал.

— Интересно, это в каких годах? Я такого не знал!

У нас и Борис Гребенщиков не так давно в переходе песни пел.

— В следующий раз я обязательно в омском переходе… Перед концертом с вами свяжемся, и вы нас проводите.

Договорились! Этой осенью в СМИ писали о том, что ваши концерты запрещают в нескольких городах. Почему это происходит? Ведь тематика текстов всегда была провокационной. Почему именно в последнее время на вас городские администрации ополчились?

— Потому что время сейчас такое, смутное. Власть боится, потому что она начинает понимать, что ее медленно «убывают», и народ уже не устраивает то, что сейчас происходит в стране. Вся эта коррупция уже настолько стала очевидной, не прячут все это от глаз народа. Все эти разоблачения с их дачами, суммы украденные. И не фильтруют информацию в федеральных СМИ, есть интернет, где все равно все все знают. Поэтому в стране начинаются волнения. Это закономерный исторический процесс. Только через кризис общество развивается. Вполне логично, что власть боится потерять свой трон, поэтому они сейчас боятся всех. Устрашающие какие-то проводят акции, сажают людей за репосты, сейчас все любят обзывать экстремизмом! В том числе и нашу группу.

Мы сами себя, естественно, экстремистами не считаем. Мы просто фиксируем то, что происходит вокруг нас, почему мы экстремисты? Это же правда. Мы уж тем более никого ни к чему не призываем. То, что нас слушают очень много людей, только показывает, что многие думают так же. Мы же не с другой планеты прилетели, в тех же самых детских садах воспитывались, в те же самые школы, техникумы, институты ходили, на тех же заводах работаем всю жизнь. Мы  простые люди. Просто мы еще поем об этом песни.

Я так понимаю, вы активно следите за политическими процессами?

— Ну конечно! Мы за всеми процессами следим: за социальными, политическими, культурными. Если ты занимаешь активную гражданскую позицию, естественно, ты постоянно будешь новую информацию из мира получать, это логично.

В СМИ, в частности, ругали песню «Нищая страна».

— Не только.

Но про нее было особенно много сказано. Но ведь песня не критикует власть, она о народе, такая сатира на общество потребления, правильно?

— Даже, может быть, про старшее поколение, которое работает. Я считаю, любую проблему можно решить, если начать ее высмеивать. Ведь никто не хочет быть посмешищем. Поэтому один из инструментов устранения проблемы — это сатира, высмеивание.

Но ведь вы высмеиваете этих людей, которые приходят на ваши концерты.

— Скорее, это те люди, которые не приходят на наши концерты. А ребята, которые приходят, еще не определились.

На мой взгляд, люди сейчас не ценят слово и зачастую они не понимают смысла, который несут со сцены музыканты. Как считаешь, есть такая проблема?

— Да, она есть. Но я стараюсь после каждого концерта с пришедшими слушателями пообщаться, чтобы понять, какие люди ходят в разных городах.

И какие же они?

— Это старшеклассники, студенты. Они мыслят критически, не обвешались еще шаблонами и ярлыками, и они хотят перемен. В данном случае эта песня не про них, а, наверное, про их родителей. Они могут быть недовольны жизнью, но они не хотят ничего менять, потому что главное — это получать зарплату и аванс, сидеть и не высовываться. И они так стараются своих детей учить. А дети не хотят так же жить, хотят поменять что-то. Ведь именно этим детям дальше в этой стране жить.

Вы пропагандируете здоровый образ жизни, саморазвитие, отказ от вредных привычек.

— Да.

Но ведь на ваших концертах выпивают.

— У каждого из нас есть выбор. Есть общество, 80-90% из которого — слабовольные, эгоистичные и трусливые. Когда кто-то становится лучше них, они начинают его осуждать, тянуть обратно. И многие люди боятся проявить волю, индивидуальность, боятся потерять одобрение со стороны этого общества. В любом случае, если все пьют и курят, ты либо будешь аутсайдером, либо начинаешь вливаться. Это дурацкие человеческие традиции, за которыми ничего не стоит. В курении сигарет нет никакого смысла. Это людям навязали, они думают, что это круто. Если бы не было заводов, которые делают сигареты, человек бы не курил. Это же нормально — не курить с рождения, и с рождения быть трезвым.

Так сложно быть в этой ситуации аутсайдером?

— Нужно иметь некоторую волю для того, чтобы не зависеть от общественного мнения, мыслить критически. Я вот, когда смотрю на бутылку водки, не вижу в ней того, что видит среднестатистический человек. А он видит все образы: рождение ребенка — обмыть ножки; купил машину — обмыть; разбил машину — надо выпить; кто-то умер — помянуть; свадьба, Новый год; заболел — выпить, полечиться. Куча дурацких народных традиций, за которыми ничего нет. Я вижу только этиловый спирт, который является ядом для биологического организма. Государство продает своим рабам водку, для того чтобы они были глупыми, пьяными, не разбирались в политике, чтобы у них был стимул работать на низкооплачиваемых, тяжелых работах, чтобы у них была заниженная самооценка, и чтобы эти рабы не доживали до пенсии — вот и весь смысл. А когда наступают народные волнения, нужно дать им легальный наркотик, которым является алкоголь. Сигареты то же самое, только они даже сознание не изменяют, вообще бессмысленная привычка.

Я вот выбрал не пить, и мне было все равно, что про меня подумают друзья, знакомые, родственники и тем более незнакомые люди. Потом наступил момент, когда у меня просто исчезли все эти друзья, потому что, как оказалось, у нас ничего общего с ними нет, кроме совместного желания выпить. И у меня появился другой круг общения, где никто не пьет. Я узнал, что есть совершенно другие тусовки. Этот выбор заставил меня поверить в то, что у меня есть сила воли, и я могу все что угодно делать. И тогда я начал активно заниматься группой «Порнофильмы».

Насколько я знаю, все участники группы — вегетарианцы. Мясо — это тоже яд?

— Отказ от мяса — это решение, которому способствовало большое количество аргументов. Во-первых, это наиболее здоровый вариант питания. Во-вторых, с эстетической точки зрения меня не устраивает мясоедение. Можно прийти в морг и увидеть труп человека, это вызывает отвращение. Если ты увидишь труп свиньи — это тоже труп, а не мясо. Просто мы для удобства себя обманываем. Мне не хочется есть трупы. В-третьих, убийство животных. Они не имеют интеллекта, чтобы мыслить логически, но это не значит, что мы имеем право относиться к ним, как к вещам, убивать, чтобы порадовать свои вкусовые рецепторы.

Все участники группы одновременно приняли это решение?

— Я позже всех к этому пришел, в 2012 году, когда присоединился к составу группы. Саша вот уже десять лет мясо не ест, Слава — на год больше меня.

Мы начинали разговор про Егора Летова. Какие музыканты, кроме группы «Гражданская оборона», повлияли на ваше творчество?

— Обязательно надо упомянуть Янку Дягилеву, тоже очень самобытное явление. Высоцкий, Башлачев, Виктор Цой, из современников Алексей Никонов — группа «Последние танки в Париже», с которым мне даже удалось познакомиться и подружиться, чему я очень рад, человек на меня сильно повлиял, после «Гражданской обороны» это второе мое музыкальное потрясение. Группа «Соломенный енот», это андеграунд московский. Я бы еще поэтов Серебряного века выделил: Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Есенин, Блок, Ахматова.

А теперь, извини, скажу про Цоя. Ты сегодня со сцены сказал о том, что Виктор Цой, практически ничего не делая, ждал перемен.

— Нет, Цой нес свет и добро, просто в форме наблюдателя это делал, а Бродский всю жизнь ныл.

Почему вы так категорично скидываете классиков с корабля современности?

— Я не скидываю. Просто как человек, который тоже пишет, являюсь противником Бродского в творческом плане. А Цой не ныл! Он, наоборот, вдохновлял. «Высокая в небе звезда зовет меня в путь».

Цой своими песнями помогал людям жить в той ситуации, в которой они оказались. Так же свое творчество позиционируете и вы.

— Да! Поэтому огромная аудитория слушала Виктора Цоя. Ни у одной подобной группы не было такой армии поклонников.

Получается, Цой не бездействовал, а способствовал переменам.

— Не Виктор Цой должен был перемены делать, а мы все, люди.

Он мотивировал людей.

— Я думаю, да. И я тоже стараюсь это делать. А Бродский не мотивировал никого! Я беседовал с Алексеем Никоновым по поводу творчества Бродского, он так же, как я, думает. Бродский очень сильный поэт, но тот вектор, который он выбрал, — это просто нытье про свою любимую женщину. Но это же не нужно.

Но ведь есть настроение, когда человек думает о власти, о стране, о народе, а есть другое состояние, когда человек хочет любить!

— Просто Бродскому было нечего людям сказать. Сейчас все начали на нем зацикливаться, высасывать какую-то философию, а ее там нет. Все эти цитаты «ВКонтакте» репостят — это воспевание депрессивной романтики. Подростки на это ведутся. А Бродского не надо так воспринимать.

Неужели в творчестве Сергея Есенина не найдется подобного мотива?

— У него гораздо больше послания людям. У Бродского другая энергетика, он воздействует не так, как Цветаева и Мандельштам. Я не могу назвать себя противником Цветаевой. Но я не принимаю точку зрения Бродского, его мировоззрения, поэтому я решил написать эту песню ( речь идет о песне «Выйди из комнаты»). Но это мое личное мнение. К тому же моя цель — вызвать в слушателе спор. Видишь, мы с тобой сейчас спорим — это самое главное! Моя задача в каком-то смысле выполнена. Мы с тобой сейчас мыслим критически!

Конечно! Но речь идет о том, что ты сегодня со сцены сказал своим слушателям послать куда подальше Бродского. И тебя послушают.

— Да, потому что сейчас, может быть, им нужно кого-нибудь другого почитать. Бродский — это прежде всего стиль и интонация, но не содержание. Человек, которому 30-40 лет читает и наслаждается его стилем. А Есенин, Цветаева — это прежде всего душа! Бродский вгоняет подростков 15-17 лет в депрессию. Вот в чем дело. Сейчас надо, чтобы у людей появилась надежда, надо к чему-то светлому их тянуть, к добру, потому что время плохое. Кстати, сейчас есть негласные списки запрещенных групп.

Но вы не входите в эти списки? Ни одну песню ведь еще не признали «вредной»?

— Пока не признали, но могут, поскольку все намеренно прямолинейно. Поэтому мы не удивимся, если такое произойдет. Конечно, не хотелось бы. Это будет все-таки препятствием в нашей миссии по донесению добра и света до молодежи.

Многие возмущаются относительно названия вашей группы.

— Оно отталкивает.

У вас в связи с этим возникают проблемы?

— Постоянно.

Не было ли мыслей сменить название? Или это принципиальная позиция?

— Дело в том, что мы изначально хотели заниматься концептуальным творчеством. Многие города не могут позволить себе баннеры с этим словом. Мы все равно, являясь достаточно популярной группой, остаемся в андеграунде. Но оно же не просто так придумано. Если бы мы поместили все наши стихи и тексты песен в одну книгу, название бы у нее было именно таким.

В следующем году вашей группе десять лет. Как планируете обозначить юбилей?

— У нас будет большой тур. Наверное, какую-то специальную программу сделаем. Насчет новых альбомов я пока загадывать не хочу. Будет концерт в Москве, в клубе Stadium Live. Посмотрим, придут ли люди.

В Омск приедете в рамках тура?

— С удовольствием. Было бы здорово побывать в Омске в теплое время, посмотреть, как он выглядит, мне кажется, он летом очень красивый, на гитаре где-нибудь поиграть.

Вы позиционируете себя как панк-группа. Было ли желание поиграть в другом стиле?

— Мы не варимся в конкретной субкультуре, не соблюдаем ее правила, нам не нужно одобрение или уважение панков. Я считаю, нужно в первую очередь человеком быть, а не панком. Ко мне в какой-то момент эти идеи пришли, и это не укладывается в рамки субкультуры. Значит, я уже вышел из субкультуры, и мне не жаль, что я это сделал. Бывает такое, когда в рамках субкультуры становится тесно. Многие ее представители считают, что у нас слишком мелодичная музыка, но я считаю, что панк-рок может быть разным. Но нам нравится эта музыка, мы на ней выросли. А бывают отклонения, конечно. Из разных стилей элементы используем. Я считаю, мы играем панк-рок, но у нас он свой.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий