Омско-питерская «Скамейка»: кто не хочет обмануться, того не обманут
Пьеса с 35-летней театральной историей глазами петербургского режиссера Дениса Шибаева на сцене омского «Пятого».
Фото: Алена Щеглова
Сразу две премьеры к Новому году подготовил для омичей «Пятый театр». Одна из них — «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана — для взрослых, вторая — «Лекарство от жадности» по Владимиру Илюхову — для детей.
Встреча с обитателями леса и новогодними персонажами маленьким зрителям предстоит в грядущие выходные. Тем же, кто попадает под категорию 16+, подарок уже преподнесли.
16 и 17 декабря омские актеры Евгений Фоминцев и Мария Долганева предстали перед публикой в таких знакомых образах. Она — одинокая женщина с ребенком. Он — женатый Казанова.
Написана «Скамейка» в 1983 году, ставили ее уже в тридцати странах. Неутихающая ностальгия по советскому времени и извечная драма, оттенки которой плодят любовные лейтомотивы, приковывают внимание режиссеров к Гельману и сегодня. Обращались к материалу именитые режиссеры и актеры. Для примера, в образ «его» вживался Гоша Куценко, в одежды «ее» облекалась Ирина Апексимова.
На омских подмостках пьеса поставлена режиссером из Санкт-Петербурга Денисом Шибаевым. Внимательной омской публике это имя известно в связи с сотрудничеством с тем же «Пятым театром». Были и скандалы денежного характера. Но кто старое помянет, как говорится. К слову, в текущем году «Скамейка» от приглашенного Шибаева обошлась театру в 654 тыс. рублей.
В десятках постановок актеров задействовано двое. В омском же варианте на сцене работают шесть человек. Не ограничился режиссер и двумя скамейками. В парке, где и разворачивается все действие, в наличии статуи. Здесь и кроется разгадка. Памятники в «Пятом театре» вполне себе живые.
Когда диалог мужчины, норовящего запрыгнуть в теплую чужую койку, и женщины, надеющейся на светлое совместное будущее, перестает идти по накатанной схеме, на сцене впервые появляется женщина с серпом. Советский символ в белых одеждах, прославляющий труд и мотивирующий сделать пятилетку за два года, в первое мгновение выглядит артхаусно, пугающее. Сразу начинаешь искать бездну подтекстов. Спустя минут 20 к новым персонажам привыкаешь. А когда же статуи — сварщик, монтажник, девушка с книгой и та же сельхозработница — тихонько подтаскивают постаменты и занимают места, посыл становится ясен. Бояться памятников необходимости нет. В постановке это вечно безмолвные, но от того не менее любопытные зрители чужой трагикомедии жизни.
Отличное режиссерское решение закольцовывает идею: в конце спектакля на постамент всходит «она». Здесь стоит сделать небольшую ремарку. Героиню зовут Вера. И она дарит вечно обманывающему и, пожалуй, обманывающемуся Юрию-Николаю-Алексею веру.
Актеры отыгрывают историю с таким приятным в морозный сибирский вечер жаром. Все час двадцать, а именно столько длится спектакль, зритель вовлечен в текст. Серьезной нужды в антракте, как и самого антракта, нет.
К просмотру рекомендуется тем, кто готов посмеяться над фразой «тысячи мужчин ежедневно обманывают тысячи женщин», а затем со светлой грустью вздохнуть над вечным вопросом «кого на самом деле норовит обмануть вечный лгун».
Самое актуальное в рубрике: Культура
Больше интересного в жанре: Обзоры
Просмотры: 61376