Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

01 февраля 2018 12.20

Омский скульптор Наталья Скрипкина: «Во время работы забываешь есть, пить и даже дышать»

О популярности Ждуна, замкнутости скульпторов и нелюбви к театру — в нашем интервью.

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

Скульпторов в нашем городе можно пересчитать по пальцам, и среди них только одна женщина. Это не мешает Наталье Скрипкиной одерживать победы, в частности, ее работы были признаны на омской выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение-2017». А совсем скоро увидеть работы Натальи сможет каждый — 2 февраля в музее им. Врубеля открывается ее персональная выставка, где будет представлено порядка сорока скульптур.

Оказавшись в мастерской Натальи Скрипкиной, видишь не только замечательные работы, слепки, заготовки, но и большое количество инструментов — напильники, отвертки, молоток, несколько видов пил и даже дрель. По словам Натальи, ей нередко приходится выполнять мужскую работу — пилить, сверлить, перетаскивать тяжести… Руки от этого часто в царапинах и синяках. Но скульптора это нисколько не смущает, ведь мастерская — то место, где Наталья чувствует себя максимально комфортно.

Наталья Михайловна, скульптор считается типично мужской профессией, дело здесь не только в тяжести. Есть мнение, что женщинам лучше дается работа с цветом, оттенками, у мужчин же более развито пространственное мышление, так необходимое скульпторам. Как получилось, что вы выбрали именно этот путь?

— В моем случае как раз все было наоборот. Когда я училась в художественной школе, живописных талантов у меня не проявлялось, а графика — то, что ближе к скульптуре — всегда шла хорошо. В это время я познакомилась с Анатолием Андреевичем Цымбалом. В Омске он в первую очередь известен как автор памятников Лизы Чайкиной, маршалу Жукову, воинам-речникам. Цымбал преподавал у нас скульптуру, правда, всего год или два. Но меня это настолько захватило: казалось бы, простая глиняная масса, а из нее можно столько всего сделать. Так сложилось, что позже моя семья переехала в центр города, и наш дом располагался недалеко от мастерской Цымбала, там же находилась мастерская скульптора Надежды Бабаевой. Я постоянно там бывала, и тогда уже точно решила, что выберу именно этот путь. После окончания школы поехала в Петербург и поступила в Ленинградское художественное училище им. В. А.Серова на скульптурное отделение.

Существует стереотип, что скульпторы — это замкнутые и необщительные люди. Так ли это?

— Наверное, так и есть. Процесс работы тебя настолько поглощает, что не замечаешь ничего вокруг. Помню, когда я училась в первом классе художественной школы, преподаватель даже спросила как-то у моей мамы: «Ваша дочь хоть дома разговаривает?» Дело в том, что во время учебы я на перемены не ходила, ни с кем особо не общалась. Просто была настолько поглощена творческим процессом, что меня вообще не интересовало, что происходит вокруг. Есть мольберт, и мне больше ничего не надо.

А откуда вы черпаете вдохновение?

— Многое из того, что потом воплотилось в скульптуры, было подсмотрено в жизни. Бывает, видишь человека на улице, в общественном транспорте, и он производит яркое впечатление. Тогда я прихожу домой и делаю маленький эскиз. Кроме того, я много преподавала: 18 лет в — художественной школе, семь лет — в ОмГПУ, четыре года — в СиБАДИ на кафедре архитектуры, три года — в ОмГТУ на кафедре дизайна и рекламы. Студентов через меня прошло такое количество, что образов предостаточно.

Можно ли найти вдохновение в театре или других культурных местах?

— Иногда друзья меня вытаскивают, но сама я не любитель куда-то ходить. Мне приходилось работать с театром: делала фигуры для сценографии разных постановок. Помню, для спектаклей я изготавливала фигуру пионера, девушки с веслом, Каштанки, трех поросят, фигуру лошади.... Думаю, когда человек узнает закулисную кухню театров, его потом не очень привлекает ходить на спектакли. Еще меня раздражают громкие голоса, поэтому театр я не очень люблю. Двое моих сыновей сейчас живут в Петербурге, поэтому есть возможность выезжать туда, смотреть что-то там. Несколько лет назад в Эрмитаже выставляли скульптуры Огюста Родена, в том числе и самые знаменитые его работы: «Мыслитель», «Граждане Кале». Великий мастер, но его творчество почему-то меня не зацепило. Большое впечатление произвели работы Даши Намдакова. Его монументальные скульптуры установлены в Астане, Лондоне и других городах мира. Выставки Даши я выставки видела в Эрмитаже и у нас в Омске. Помню, как меня тогда поразило безупречное литье его работ.

Есть ли у вас любимые скульпторы, чьи работы вас особенно вдохновляют?

— Мне очень нравится древнеегипетская скульптура. Имен с того периода уже почти не осталось. Но когда я захожу в Эрмитаж, то начинаю движение с египетского зала. Почему-то меня трогают все эти простые скульптуры — головка Нефертити, египетские кошки, а особенно рельефы... Даже когда я просто начинаю об этом говорить, у меня по коже бегают мурашки. Я мечтаю побывать в Египте, посетить местные музеи, увидеть пирамиды. Что касается любимых скульпторов, то долгое время лучшим для меня был француз Аристид Майоль, современник импрессионистов, выдающийся мастер, чьи работы сейчас находятся в музеях по всему миру. Какое-то время меня увлекал британский скульптор-модернист Генри Мур. В его работах есть обобщенность, стилизация, весомость.

Вы сказали, что время от времени сотрудничаете с театрами. Часто ли вы работаете над какими-то заказами?

— Заказов немного и, к сожалению, не все из них бывают завершены. Будет ли работа установлена, от скульптора не зависит. У меня был такой случай с памятником Столыпину. Его заказало министерство сельского хозяйства Омской области для аграрного университета. Скульптура была вылеплена, одобрена, для нее даже были отлиты формы. Потом наступил 2012 год, произошла смена власти — сначала погиб в ДТП министр сельского хозяйства, затем пришли новый губернатор, мэр, министр культуры. На этом все застопорилось — памятник так и не был установлен.

Был еще заказ — фигура мальчика с корабликом для парка имени 30-летия ВЛКСМ. Скульптура уже была готова в гипсе, далее ее должны были отлить в бронзе. Но тут директора парка снимают с поста. А новый директор говорит, что парк находится в таких долгах, что им сейчас не до скульптуры. В итоге этот мальчик в гипсе уже несколько лет стоит в моей мастерской.

Жаль, что так происходит. Ведь какая-нибудь интересная скульптура может не только украсить город, но и сделать его известным во всем мире. Как, например, случилось со скульптурой Homunculus loxodontus (у нас ее прозвали Ждун), установленной в нидерландском городе Лейден. Кстати, по поводу Ждуна. Нравится ли вам эта скульптура? Как считаете, почему она стала такой популярной?

Очень забавная скульптура, я против нее ничего не имею. Я бы с удовольствием поставила небольшую фигурку Ждуна у себя дома. Думаю, она стала такой популярной, потому что она достаточно стилизованная, простая, в то же время в ней есть какая-то притягательность, трогательность. А еще она везде органично смотрится. Недаром Ждуна начали вписывать во все планы — и в поликлиниках, и на вокзалах. Возможно, пройдет время, его популярность уйдет, появится что-то новое.

Не было ли у вас желания создать что-нибудь такое же знаковое для Омска?

— Может быть, не до такой степени необычное. У меня есть тема, к которой я постоянно возвращаюсь — это Омь и Иртыш. Уже сделала несколько работ, связанных с этими образами. До сих пор есть мечта поставить в Омске в месте слиянии рек скульптуру для фонтана или просто скульптуру, изображающую Омь и Иртыш.

Наталья Михайловна, сколько времени у вас может уйти от идеи до воплощения?

— Бывает, что несколько лет. Помню, когда у меня родился первый ребенок, я начала делать небольшую скульптуру — молодую беременную женщину. Что-то не получалось, я ее отставила. Потом родила второго ребенка, достала ту работу, что-то изменила, снова у меня не пошло, я ее опять завернула, убрала. Только когда родила третьего ребенка, смогла доделать эту скульптуру. А некоторые работы делаешь сразу, на одном дыхании. Процесс тебя так захватывает, что ты забываешь о себе — что нужно есть, пить, даже забываешь дышать. Иногда, наоборот, можешь надолго завязнуть, приходишь в тупик — не складывается работа. Для себя я поняла, что в таких случаях лучше эту работу оставить. Либо взяться за что-то другое, либо начать делать другой вариант. Потому что все равно эта работа останется неудачной — в ней не будет жизни.

Как понять, что работа завершена?

— Это можно сравнить с тем, как математик решает задачу, где множество неизвестных. Нужно, чтобы все состыковалось, и только тогда ты решишь это уравнение. Необязательно в финале фигура может быть анатомически точной. Ухватить момент, когда скульптура готова, очень сложно. Для меня это сравнимо с тем, как рождаются стихи — нечто ускользающее, то, что можно понять на интуитивном уровне. Поэтому остановиться в работе для меня самое сложное. Но если вовремя этого не сделать, начинается анатомия, самокопание… И это может погубить всю работу. Сложно дойти до совершенства и при этом не уйти в реализм. Он может убить свежесть ощущений и эмоции, которые были изначально. В результате работа становится правильной, засушенной, не вызывающей никаких эмоций. Даже великие мастера иногда уходили от излишнего реализма, делали какие-то «ошибки», не заметные зрителю, ради того чтобы выразить свою идею.

Когда вы создаете скульптуру, какой момент самый волнующий?

— Сам процесс. Когда образ начинает вырисовываться. Бывает, даже на этапе эскиза, что-то чиркаешь, и вдруг какая-то линия — все, ты увидел этот образ и тебе не терпится его скорее воплотить.

Бывают ли у вас моменты, когда не знаете над чем работать?

— Такого никогда не бывает — в мастерской полный шкаф эскизных работ, всегда могу обратиться к нему. Наоборот, идей столько, что не успеваешь воплощать. В этом году за первый месяц уже прошел продуктивно — сделала три небольших скульптуры.

Справка:

Наталья Скрипкина — член Союза художников России с 2010 года. Провела четыре персональные выставки (2008, 2009, 2013, 2016 гг.). Участвовала в конкурсах на памятник Алексею Черепанову, на эскиз памятника Михаилу Врубелю. Преимущественно работает в жанре скульптурного портрета. Музеем Врубеля были приобретены ее работы — бюст А. Ахматовой, скульптура «Раскаяние». Музеем «Искусство Омска» была приобретена скульптура «Дождь».

Если отдых для вас - это не просто пассивное лежание на диване, а активная стадия жизни. Обратите внимание на такой досуг как подводное плавание - полезные аксессуары можно найти в магазине подводной охоты "В Ластах".

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий