Класс

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Класс

20 июня 2018 18.07

Зверь внутри нас: в Омском лицейском поставили Голдинга

Как подростки существуют в мире «Повелителя мух», омичи увидят в новом театральном сезоне.

Фото: Алексей Углирж

В новом сезоне Лицейский театр представит на суд зрителя «Повелителя мух». Оригинальный текст был написан английским учителем в середине 50-х годов XX века. Тогда Уильям Голдинг вернулся с войны, куда уходил добровольцем.

«Будучи молодым человеком, я имел легковесно-наивные представления о людях. Но я прошел через войну, и это изменило меня, война научила меня и многих других совсем иному. Я начал понимать, на что способны люди», — говорил писатель.

Герои романа — 13 школьников — попадают на необитаемый остров. Поскольку взрослых рядом нет, дети самостоятельно выстраивают быт и коммуникации. Изначально по образу и подобию цивилизованного общества. Впрочем, первобытные инстинкты берут верх.

Спектакль с пометкой «12+» омичи увидят в сентябре. За соблазнительную и амбициозную идею поставить на омской сцене Голдинга ухватился Всеволод Гриневский. Актер Драмы, режиссер Первой студии, где занимаются подрастающие артисты, ранее работал в театрах Иркутска, Камчатки, Хабаровска. Однако опыт постановки спектакля, в главных ролях которого исключительно дети, стал для Гриневского первым.

На сегодняшний день в России самые известные спектакли по «Повелителю мух» — дело рук Льва Додина. Худрук Малого драматического театра (Спб, Театр Европы) первый раз обратился к Голдингу около 30 лет назад, второй — чуть меньше десяти. В двух случаях на сцену выходят взрослые артисты. Например, Ральф в составе 2009 года — Данила Козловский.

Для текста, в котором читаются отсылки к библейским сюжетам, взрослый актер — выбор ясный. Однако были интерпретации, где играют дети. Насколько в этом случае актеры понимают все контексты, сказать сложно, но основной посыл: «Человек — самый страшный зверь», — улавливается.

Примечательно, что «Повелителя мух» принесли Гриневскому его воспитанники. Подростки посчитали, что именно эта история им близка.

«И нет ничего страшного в том, что материал сложный, наоборот, детей надо приобщать к хорошей литературе. Они способны это осилить и понять. Только через трудности можно познать себя», — считает режиссер.

Из омской постановки четко ясна уже озвученная выше мысль: зверь внутри нас. А вот канва повествования читается смутно. Зрители, которые с текстом романа знакомы не были, вышли из зала в растерянности. Понимания, почему на сцене появляется огромная свиная голова, которая затем улетает за дверь, не случилось. Впрочем, до сентября есть время, и корректировки еще могут быть внесены.

Весь спектакль актеры отыгрывают не просто на сцене, а на поднятой под углом в сорок градусов конструкции, то есть на прямой плоскости герои не находятся вовсе. Здесь и отсылка к деградации, и общее ощущение дискомфорта ситуации, и расширение пространства. Отличное решение.

Подростки в предложенных ролях выглядят органично. Конечно, хотелось бы видеть более сильную игру, особенно у персонажей второго плана, но опять же: до сентября есть время.

«С детьми этого возраста (14-16 лет) очень непросто работать, — делится режиссер. — Постоянно приходится справляться с их подростковой природой: отсутствием дисциплины, преодолевать себя и свои привычные методы взаимодействия с артистами, потому что с ребятами это не работает. Но их непосредственность, свобода — это и большой плюс: они не испорчены театром, не играют, остаются живыми».

Кстати о «живости». На сдаче актеры путали текст, заменяя слова привычным сленгом. И вот в такие моменты хотелось сказать однозначное: верю. Возможно, знакомыми для уха словами, донести мессендж будет проще. В конце концов, когда именно происходит действие, по сути, не важно. Света в конце тоннеля в тексте Голдинга нет. А вот зажечь лампочку в головах зрителей «Повелитель мух» может. И должен.

Самое актуальное в рубрике: Культура

Больше интересного в жанре: Обзоры

Добавить комментарий