Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

17 марта 2014 06.57

Частный. Детский. Свой

Владелица сети «Карапузики» Елена Маркус семь лет назад начала свой бизнес с маленького домашнего детского сада. Не получив путевки в муниципальный детсад для своей младшей дочери, Елена решила присматривать и за другими детьми, не попавшими в ясли.

На сегодняшний момент у Елены Маркус работает 4 детских сада. Ежемесячный оборот сети достигает 1 млн руб. По ее словам, это малоприбыльный бизнес, особенно на первом этапе. Однако когда работа налажена и сеть выстроилась, прибыли хватает. Можно даже постепенно снижать цену услуги.

— Стоимость услуги — 8,5-9 тыс. рублей в месяц. И поднимать эту плату в ближайшее время мы не планируем. Если, конечно, не возрастет стоимость аренды. Правда, для вновь пришедших клиентов в новом саду по улице 50 лет Профсоюзов еще предусмотрен первоначальный взнос в 5 тыс. рублей. Эти деньги идут на канцелярию и разные материалы для детских поделок. Можно сказать, что условия у нас достаточно демократичные. Люди со средней зарплатой могут позволить себе водить детей в наше учреждение, — рассказывает Елена Маркус.

Помогают в работе и государственные гранты. Так, субсидия в 400 тыс. руб. от регионального минобразования в прошлом году пошла на оплату аренды и налогов. Сейчас предприниматели снова ждут окончания конкурса министерства. В этот раз они претендуют уже на 5 млн рублей.

Легкий кредит
В «Карапузиках» на данный момент воспитывается почти 200 детей. В новом саду по улице 50 лет Профсоюзов набор еще продолжается. Этот садик рассчитан на 100 мест, 40 детей уже ходят в группы, еще 20 будут приняты в ближайшее время.

До недавнего времени бизнес строился лишь на личных вложениях учредителей, когда группы для детей были организованы сначала в квартире, а потом и в снятых офисных помещениях. На первых порах удавалось значительно сокращать издержки, например, ремонт в помещениях делали своими силами. Но задуматься о кредите пришлось, когда был открыт первый сад на Химиков, 34. Для ведения образовательной деятельности владельцам бизнеса нужна лицензия, которая подразумевает ряд требований для организаторов частного дошкольного учреждения. Чтобы ее оформить и соответствовать всем требованиям, кредит и понадобился.

— На эти деньги я установила систему видеонаблюдения, утеплила пол и поставила пластиковые окна. Лицензия требовала и установки специальной ростовой мебели, покупки развивающих пособий, — вспоминает предпринимательница.

Кредит на развитие бизнеса выдали в «Сбербанке». Как вспоминает Елена Маркус, сложностей в оформлении не возникло:

— Многие бизнесмены жалуются, что получить кредит не так-то просто. Дескать, банк не готов рисковать деньгами в таком бизнесе, как наш. Но у меня проблем не было. Менеджер приехала ко мне в садик, посмотрела всю территорию, оценила документацию. Пару-тройку дней изучала наши платежные документы, чеки, декларации — и кредит был одобрен.

Садик вместо спальни
— Сейчас удивительно вспоминать, что наш бизнес начался с двухкомнатной квартиры. Я просто сидела дома и воспитывала собственного ребенка. Потом подруга попросила помочь посидеть с ее сыном. Я по образованию педагог, сама когда-то работала в муниципальном детском саду, а также режиссером массовых праздников на «Зеленом острове». Сначала у меня и в мыслях не было, что мое увлечение станет бизнесом. Ко мне приводили деток соседи со всей округи. Первое время даже деньги брать за свои услуги отказывалась. А потом в газете узнала, что люди организуют домашние детские сады. И поняла: ведь у меня тоже детский сад, — вспоминает Елена Маркус.

Чтобы начать работу, пришлось проводить в квартире ремонт. После того, как удалось избавиться от ненужной мебели, игровая комната для детей стала просторной. Место хозяйской спальни заняли детские кроватки для дневного сна. Семья Маркус пере-ехала жить на съемную квартиру, чтобы личная жилплощадь стала полностью приспособленной для нужд домашнего бизнеса. Первое время хозяйка сама занималась присмотром за детьми и параллельно готовила обеды. Когда клиентов стало слишком много, пришлось обратиться за помощью к подруге.

— В нашем деле хорошей рекламой становится сарафанное радио. Родители, которые не получили путевку для ребенка в муниципальный садик, с удовольствием были готовы рассмотреть любое предложение. Почти сразу пришлось расширяться. Сняли несколько офисных помещений, сделали ремонт и стали принимать детей. Тогда-то впервые поняла, что мое увлечение перерастает в бизнес, — рассказывает хозяйка «Карапузиков».

Когда клиентская база стала расширяться, Елена узнала о том, что по адресу Химиков, 34 стоит заброшенное здание детского центра. Предыдущие хозяева съехали. Двухэтажное здание удалось взять в аренду, отремонтировать, установить новый забор, и это стало значительным толчком для развития бизнеса. На первом этаже разместили группу годовалых детей, а на втором — двухлеток. Повезло, что по соседству сдавалось помещение, которое Елена Маркус тоже арендовала и приспособила для группы более старших детей:

— Я против того, чтобы группы были разновозрастные. Дети должны расти вместе со своими сверстниками, хотя бывает, что ребенок развивается быстрее ровесников, и есть смысл перевести его к старшим ребятам. В новой группе собралось 25 человек. И свободных мест в двух садиках на улице Химиков практически никогда не бывает: на вакантные места всегда очередь в 3-4 человека.

Лицензия на развитие
Сразу после открытия начались проверки госорганов, которые настойчиво порекомендовали лицензировать свою деятельность. По словам Елены Маркус, ей как начинающему предпринимателю советы проверяющих очень помогли для развития бизнеса. Все недостатки она старалась устранить, чтобы работать по правилам. Частные детские сады несколько лет назад были экзотикой, поэтому даже родители не знали, какие вопросы выяснять в первую очередь. Интересовались лишь меню и чистотой в помещениях. А надзорные органы объяснили, что без лицензии можно осуществлять лишь присмотр и уход за детьми.

— Когда первая проверка пришла, я очень боялась, — вспоминает Елена Маркус. — Прежде никогда не оказывалась в такой ситуации. У нас в игровых комнатах висели плакаты с буквами, мы детям читали книжки, играли в развивающие игры. Но мне рассказали, что даже чтение книжек детям является «ведением образовательной деятельности», а значит, без лицензии все равно не обойтись.

Сейчас лицензия получена для детского сада по адресу Химиков, 34. Остальные учреждения сети находятся на стадии оформления. Затягивать этот процесс предпринимателю не выгодно: с документами можно расширить спектр услуг детских садов, купить интерактивные доски, заниматься с детьми по современным образовательным программам.

— Документацию оформляли полгода, процесс шел очень тяжело. Видимо, я попала в неудачное время: летом у чиновников было много отпусков, да и пожарные, которые должны проверить садик, все время были заняты. Из-за всех сложностей и проволочек бюрократический процесс затянулся, — вспоминает владелица сети.

Все планы Елены Маркус едва не сорвал круглосуточный пивной магазин, который внезапно открылся неподалеку от ее детского сада:

— Не понимаю, как этому магазину дали лицензию на торговлю алкоголем, ведь он открылся рядом с нами, а наш садик к тому времени уже давно работал. Я даже ходила в минэкономики, просила приостановить разрешительные документы для магазина на торговлю спиртным, но мне сказали, что это невозможно, пока я сама не оформлю нужные документы для получения статуса частного учреждения дошкольного образования.

Нечестная конкуренция
Внедрение современных образовательных программ и комплектование садиков современными развивающими играми может стать эффективным инструментом в конкурентной борьбе. По словам Маркус, на рынке работает много учреждений похожего профиля.

— Конкурентов у нас много. Частных садов в городе примерно 40-50. Рядом с нами находятся «Колибри», «Фантазеры», «Матрешка». Многие родители приводят детей из других садиков или, наоборот, могут туда перейти. Это говорит не о качестве услуги. Просто людям так удобнее: цены предпочтительнее и к дому ближе. Я с интересом слежу за конкурентами. Мне нравится, как работают в «Детландии», хороший садик «Опята», там работают с больными детьми, «Арбуз» мне очень импонирует. К сожалению, в работе иногда приходится сталкиваться и с некрасивой конкуренцией.

Случаются мелкие пакости, распространяют сплетни, интриги, — говорит Елена Маркус и вспоминает, как мама одного ребенка требовала от администрации садика, чтобы те купили отпугиватель для собак и ходили с ним на прогулку. Новый металлический забор ее не успокаивал, пришлось договориться, что она сама приобретет нужную технику и ее будут использовать.

А однажды один из состоятельных клиентов так разругался с преподавателем, что пришлось расторгнуть договор.

— С конфликтными родителями приходится расставаться. В таких случаях мы стараемся несколько раз извиниться, что не можем продлить пребывание их ребенка, но наше решение окончательное, — утверждает Елена Маркус.

Во всех 4 садиках сети «Карапузики» работает 45 человек. В каждой группе есть медработник, повар и заведующая. Каждый соискатель проходит трехдневную стажировку.

— Я долго беседую с новым воспитателем, задаю вопросы. Благодаря системе видеонаблюдения, установленной в каждой группе, можно не только контро-лировать безопасность детей, но и подмечать ошибки в работе педагога: как он пытается организовать детей, удается ли ему уделять внимание всем. Эти ошибки мы потом разбираем и устраняем, — рассказывает Елена Маркус.

В будущем сеть «Карапузики» планирует расширить свое представительство на Левом берегу и открыть второй детский сад на улице Туполева. Он примет 150 детей. В этом районе дошкольных учреждений не хватает, поэтому проблем с клиентской базой возникнуть не должно.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №9(013) 11 марта

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Маша
Единственная кому могли доверить своё счастье! Душевный человек
01 июля, 08:59 | Ответить