Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 августа 2016 07.00

Облака спасут бюджет: как бизнес зарабатывает на облачных сервисах

Облачные сервисы — один из немногих сегментов рынка, который показывает целенаправленный рост: в 2016 году эксперты ожидают, что он достигнет 17-35%. При этом 90% облачной инфраструктуры — это сегмент b2b. Проще говоря, компаниям выгоднее заключать договоры с поставщиками IT-решений, чем, как раньше, полный спектр ПО заказывать под себя.

Фото: freeimage.com

Эффективность предприятия определяется умением менеджмента сократить издержки. В этом секрет галопирующей популярности облаков: облачный подход приводит к экономии самой затратной статьи бюджета — расходов на капитальные вложения. На аутсорсинг выводятся разнообразные непрофильные задачи — от ответственного хранения больших объемов данных до настройки современной внутрикорпоративной АТС.

Кризис только раззадорил отрасль

Аналитик группы компаний «ФИНАМ» Леонид Делицын утверждает, что, по оценке облачных услуг в 2014 году, выполненной iKS-Consulting, объем рынка составил около 13 млрд рублей. Ожидается рост на 35% в год в течение ближайших трех лет.

«По-видимому, 90% озвученных выше оценок можно отнести к b2b. Замедление экономики может ненадолго замедлять распространение нововведений, но это позже компенсируется более высокими темпами роста. Отложенный спрос сыграет свою роль в ближайшие годы», — говорит эксперт.

Облако не новое решение. Суть заключается в том, что компания или отдельный потребитель покупает необходимые IT-ресурсы в виде готовых интернет-сервисов. Их ключевыми свойствами можно считать самообслуживание по требованию, широкополосный сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная эластичность, измеримость предоставляемых услуг. Выгода заключается в том, что компании не нужно покупать отдельное коробочное решение, а оплата за пользование сервисом происходит только за те ресурсы, которые потребовались для решения задач.

«Среди наших потенциальных клиентов немало тех, кто планировал масштабные IT-проекты с построением собственной IT-инфраструктуры, но сейчас они вынуждены скорректировать свои планы из-за значительного повышения стоимости оборудования», — говорит руководитель по развитию облачной платформы ICL Cloud компании ICL Services Алексей Шипов.

На рынке существуют три основные вида облачных сервисов: IaaS (аренда дата-центров и систем хранения), PaaS (аренда среды для создания приложений для программных разработчиков) и SaaS (доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер). По данным Делицына, ключевыми поставщиками облачных решений «Экономика Рунета» называет отечественный «Яндекс», а также дистрибьюторов 1C, которые предлагают решения на базе SaaS. Исследователи отмечали вхождение на рынок новых игроков — операторов связи и системных интеграторов. Безусловно, активны и глобальные игроки: Google, Microsoft, IBM, Salesforse, Amazon, Dropbox, IBM, Apple, Box.

«Курс на хранение данных в России даст определенные преимущества отечественным игрокам. Хотя западный рынок более зрелый, чем отечественный», — подчеркнул аналитик «ФИНАМ».

Недоверие — главная проблема

На пути бурного развития облачной инфраструктуры стоит повышенная инерция руководителей, которым не так-то просто научиться доверять часть своих ресурсов сторонним партнерам.

«Если руководители бизнесов охотнее доверяют информацию третьим лицам, чем собственным директорам по IT, значит, сменились поколения руководителей, директоров по IT и поставщиков. Сейчас весьма благоприятный момент для внедрения облачных технологий отчасти и потому, что включился механизм подражания: компании следуют за лидерами индустрии, а лидеры уже используют облачные технологии», — говорит Леонид Делицын.

Руководитель отдела продвижения Startpack.ru Станислав Романов рассказывает, что клиенты быстрее всего в облако погружают списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в облаке с бухгалтерией, паролями, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы.

Шипов уверяет, что в тройку «лидеров» среди барьеров по проникновению облачных технологий на массовый IT-рынок входят:

1. Недостаточно развитая инфраструктура телекоммуникационных сетей передачи данных как общих (российский сегмент Рунета), так и частных (сети бизнес-центров), особенно на периферии.

2. Безопасность и сохранность конфиденциальных данных.

3. Недостаточная осведомленность IT-специалистов и менеджеров о реальных возможностях облачных технологий. Несмотря на доступность материалов и тестовых ресурсов для изучения.

Директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев рассказывает, что проблема доверия к облакам теряет свою остроту.

«Но есть и другие страхи. Корпоративные заказчики опасаются за быстродействие своих высоконагруженных систем при переносе их в «неподготовленное» облако. Впрочем, рост количества успешных облачных кейсов постепенно снимает напряженность», — рассказывает Бессольцев.

Дальше — рост!

Все опрошенные эксперты прогнозируют дальнейший рост облаков, а Алексей Шипов из ICL Services выделил три ключевых тренда, определяющих рынок:

1. Открытая архитектура. Если раньше продукты, основанные на открытом исходном коде, создавались энтузиастами, то сегодня большинство таких проектов существуют при непосредственном участии крупнейших IT-компаний.

2. Микросервисная архитектура. Мобильные и веб-приложения доказали свои преимущества перед традиционными монолитными бизнес-приложениями.

3. Гибридная архитектура. Никому не нужно выбирать между различными моделями предоставления услуг. Вы можете использовать сразу все и комбинировать при необходимости.

 

Комментарии

Вартанян Александр,руководитель отдела маркетинга и PR Zebra TelecomРынок облачных АТС стабильно растет, при этом всего пару лет назад клиенты не понимали, что такое облачный сервис. Сейчас клиенты сами приходят к облачным решениям как к более надежным и эффективным. Основной тренд — объединение нескольких сервисов в общие инфраструктуры. К примеру, сейчас офисную телефонию, CRM-систему и сервис e-mail-рассылок можно объединить в общую инфраструктуру за несколько минут. Эти системы будут обмениваться данными, расширяя функциональность друг друга и повышая общую эффективность.
Маркс Татьяна,директор «Дом.ru Бизнес» в ОмскеРешения на основе облаков легко можно масштабировать, быстро и просто настраивать под индивидуальные задачи, они позволяют бизнесу быть более мобильным, а руководителю — получать доступ к актуальной информации в любой момент и из любой точки планеты. Среди своих клиентов мы наблюдаем рост интереса к облачным решениям категории VSaaS (облачные телефония и видеонаблюдение). Если говорить о проблемах, то следует отметить недостаточно высокий уровень общей IT-грамотности. Еще одним фактором, тормозящим развитие облачных сервисов, является перенасыщение рынка. Многообразие предложений создает «шум» и осложняет клиенту выбор качественного решения. Тем не менее существует вероятность, что через некоторое время облака придут на смену традиционным инфраструктурным решениям как в ИТ, так и в телеком-сфере.
Тушов Андрей,исполнительный директор компании «Конструктор документов FreshDoc.ru»Если говорить о российских облачных технологиях, то основные проблемы сейчас — инфраструктура и инерция в правовом поле. Найти стабильно работающий ЦОД в России на приемлемых условиях — та еще задача. Даже на серьезных российских дата-центрах сервис может «лежать», пока не придет администратор и руками не исправит проблему. У зарубежных площадок такой проблемы нет. К тому же карта доступности скоростного интернета в стране напоминает жидкую кисею: гарантированный доступ можно получить отнюдь не в любой точке крупных российских городов, не говоря уже о глубинке. Поэтому зачастую пользователь делает выбор в пользу локального ПО из-за элементарной недоступности облака. Несмотря на все имеющиеся проблемы, российский облачный рынок растет не по дням, а по часам.
Невзоров Сергей,логистическая компания LOGISTIC.TOOLSКризис для облаков, в особенности для b2b-сервисов, только в помощь. На данный момент по оборотам доминируют на рынке услуги по предоставлению инфраструктуры (серверы, системы хранения), однако прикладные b2b-сервисы все больше отвоевывают рынок у on-premise решений. Наиболее популярны облачные сервисы у мелких и средних компаний. Крупный бизнес готов переходить на облачные сервисы только в части некритичных бизнес-процессов или там, где экономия от внедрения будет значительной. На данный момент прикладные b2b-сервисы почти никак между собой не взаимодействуют. Разрозненность протоколов обмена и форматов данных создает значительные трудности при внедрении и совместном использовании нескольких смежных сервисов. Уверен, что рынок пойдет в сторону стандартизации.
Захаренко Максим,генеральный директор компании «Облакотека»В России достаточно конкурентный рынок качественных облачных сервисов, ЦОДов также более чем достаточно. Чем меньше бизнес, тем активнее используются сервисы в режиме SaaS. Практически все стандартные объекты автоматизации — коммуникации, CRM, групповая работа, электронная почта — представлены в виде облачных сервисов, причем существует несколько вариантов каждого из них. Чем крупнее бизнес, тем больше сервисов он хочет контролировать своими силами. Десятки тысяч российских организаций уже используют в облаке ключевые для бизнеса учетные и бухгалтерские системы (1С, «Эльба»). Это настолько прочно вошло в практику, что сам вопрос доверия подобному сервису почти не возникает. Если руководитель компании действительно обеспокоен вопросами конфиденциальности, он скорее вынесет свою ключевую информацию в гарантированное по качеству облако, чем оставит у себя «в столе», защищенную сомнительной системой безопасности.
Голубицкий Евгений,руководитель продуктов пепартамента инноваций ИТ-компании Navicon

Переход к облачным технологиям — один из основных трендов последних лет. Бизнес в условиях кризисной экономики не готов затрачивать значительные ресурсы на развертывание ИТ-инфраструктуры — и при этом желает получить удобные ИТ-инструменты, особенно в бизнес-анализе и обработке данных. Облачные решения обычно развертываются за 2-8 недель на мощных платформах мировых производителей.

Спрос на облачные услуги возрастает. Мы как системный интегратор сейчас делаем ставку на самый крупный сектор облачных вычислений — рынок готовых приложений SaaS ($37,7 млрд в 2016 году, по оценке Gartner). При этом мы замечаем все больший интерес со стороны заказчиков к моделям построения облачной инфраструктуры PaaS (PlatformasaService) и IaaS (Infrastructure-as-a-Service). Рынки IaaS и PaaS с каждым годом развиваются все быстрее (динамика рынка инфраструктурных решений в этом году достигнет планки в 38%, в то время как рост сегмента SaaS оценивается Gartner в 20,3%). Среди ведущих поставщиков облачных решений — крупные вендоры: Microsoft, IBM, Oracle.

Разница запросов малого и крупных бизнесов, прежде всего, в масштабе и функциональности. Сектору СМБ проще внедрять инновационные продукты и разработки, потому что малый бизнес может протестировать новое решение без катастрофических потерь для бизнеса в случае неудачи — например, перевести в облако некритичный для бизнеса процесс (допустим, работу части колл-центра). Крупный бизнес зависит от локальной инфраструктуры и данных, которые в ней заложены, а процесс принятия решения о частичном или полном переходе на облачную ИТ-инфраструктуру может занять годы из-за длительного процесса внутренних согласований.

В секторе облачных решений для бизнеса появляется все больше интересных решений на стыке технологических и финансовых моделей. Например, аутсорсинг в сочетании с облачным сервисом. То есть бизнесу нужен не только сам сервис, но и люди, которые смогут решать бизнес-задачу. Сама задача при этом должна быть не критичной для ведения бизнеса, но необходимой для повышения эффективности основных бизнес-процессов в компании.

Со стороны госсектора можно отметить тренд движения в сторону открытых данных. Государство открывает все больше данных, на основе которых будут создаваться удобные сервисы для граждан. Таким образом, государство само становится важным игроком на рынке облачных услуг и способствует его развитию. К примеру, в области хранения и обработки государственных данных особенно остро встают вопросы надежности и безопасности систем хранения.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №32 (135) от 16 августа 2016 

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий