Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

27 октября 2014 04.00

Люди высшего софта

Компания «Тамтэк» создавалась как международный проект, нацеленный на зарубежный рынок. Сейчас омичам удается конкурировать с маститыми иностранными разработчиками программных продуктов и отбивать атаки московских компаний, которые мечтают переманить омских специалистов.

Омич Дмитрий Пашкевич и его американский коллега Бен Энгебер — программисты по образованию. Оба работали над решением нетривиальных задач, требующих глубокого понимания технологий программирования и хорошей математической базы, в противовес индийским и китайским компаниям, которые предлагают рынку стандартные решения и боятся браться за сложные проекты.

«Мы познакомились с Беном когда я работал в центре «Интернет» ОмГУ и занимался разработкой собственного программного продукта. Он уже вел в Штатах предпринимательскую деятельность. Мы решили работать паралельно. У моего американского партнера был пул заказов, которые мы в первое время и выполняли. Тамтэк был создан в Омске как высокотехнологичная компания выполняющая на заказ проекты от Бена и других клиентов в России и за рубежом», — рассказывает программист.

«Проба пера» от «Нью-Йорк Таймс»

Один из первых проектов — разработка почтовой системы для газеты «Нью-Йорк Таймс». Редакция хотела рассылать персонифицированные сообщения миллионам своих читателей с учетом их пола, возраста, указанных тематических предпочтений и т. д. — это являлось проблемой. В итоге небольшая на тот момент компания программистов решила эту задачу за год: через 6 месяцев появилась первоначальная версия программы, а в процессе работы добавился ряд сложных настроек. В итоге заказчик остался доволен работой омичей и продолжил сотрудничество с компанией.

«Впоследствии для той же «Нью-Йорк Таймс» мы делали биллинговую систему, которая учитывала всех подписчиков, уровень доступа к подпискам и количество просмотров статей. Программа понимала, кому какие статьи можно читать, а у кого нет доступа. Позднее этот опыт взяли на вооружение многие крупные СМИ мира, но мало кто знает, что продукт этот написан был в Омске», — с гордостью рассказывает директор «Тамтэка».

По словам предпринимателя, нет ничего удивительного в том, что российские программисты ориентируются на западные заказы. Стоимость проектов для иностранных компаний до сих пор существенно выше, чем на внутреннем рынке. Хотя Дмитрий Пашкевич говорит, что в последнее время западный вектор сдвигается — у крупных компаний, таких как EPAM Systems и Luxoft, появляются серьезные заказы уже от крупного российского бизнеса. Западные компании, в свою очередь, с уважением относятся к российским программистам.

«Качество нашей работы высокое, и западные заказчики признают, что уровень российского образования в нашей сфере на порядок выше, чем у конкурирующих специалистов из Индии и Китая. К тому же для выполнения всех задач на западном рынке просто не хватит квалифицированных кадров: отрасль развивается очень бурно, и закрыть все потребности местным программистам просто не под силу», — убежден Пашкевич.

Несмотря на то, что омские программисты работают исключительно с западными заказчиками, необходимости в переезде у компании «Тамтэк» нет. У фирмы с самого начала сложились партнерские отношения с офисом Бена Энгебера в Нью-Йорке, где трудится небольшой штат инженеров. Но главное — что именно там функционирует отдел продавцов и специалистов по работе с клиентами, которые и ищут потенциальных заказчиков для омской компании.

Сражения на рынке труда

Если не считать ментальных различий между заказчиками и исполнителями, а также разницы во времени, то других серьезных сложностей в работе с иностранцами Дмитрий Пашкевич не видит.

«Благодаря вниманию государства к нашей отрасли айтишные компании получили льготу. Мы платим в социальные фонды всего 14%, хотя в других отраслях меньше 20% не бывает. Для нас это заметное послабление. В нашей интеллектуальной сфере бизнеса отчисления с зарплат сотрудников — почти налоги с оборота, ведь львиная доля наших расходов — это расходы на зарплаты», — рассказывает Пашкевич.

Особое внимание уделяют в «Тамтэке» поиску кадров.

«Мы развиваем собственный HR-бренд. Наша компания уже известна на рынке — есть определенная репутация, которая работает на нас, — рассказывает Дмитрий. — К тому же мы участвуем в мероприятиях разработчиков, например, являемся одним из спонсоров конференции HappyDev», сами раз в 3-4 месяца проводим тематическую конференцию «День экспертизы Татмэк». Сегодня на рынке труда существует определенный дефицит кадров.

Если внезапно число программистов увеличится на 10%, то они без труда найдут работу, уверен Пашкевич. Однако в этом есть и проблема разогретого рынка зарплат специалистов — соперничать с финансовыми возможностями столичных компаний очень сложно. По словам Дмитрия, в Москве заработная плата разработчиков превышает омскую минимум в 2 раза. Даже в Новосибирске оклады выше на 15-20%. При этом директор «Тамтэка» объясняет, что, несмотря на большое количество заказов, раздувать штат компании нерационально.

«Сейчас у нас много заказов — наши менеджеры поработали хорошо. Но завтра может произойти спад», — считает предприниматель.

Глобальная конкуренция

У омских разработчиков масса конкурентов по всему миру.

«Клиенты рассматривают предложение рынка с разных сторон. Они оценивают, насколько успешно ты можешь сделать их заказ, смотрят портфолио, оценивают ценовую политику, сроки», — рассказывает владелец компании.

Как правило, конкурентами «Тамтэка» становятся местные американские компании или индийские или китайские производители, которые предлагают низкие цены. При этом конкуренция с омскими организациями проявляется в основном на рынке труда.

«У нас в Омске работает много крупных программистских компаний. Можно выделить Luxoft, «ИСС Арт», «Гехтсофт», развиваются «Кристалл Никс», «Лайв Тайпинг», 7bits. Однако, несмотря на конкуренцию, у нас сложился определенный костяк, который мы называем Ассоциацией омских разработчиков программного обеспечения. Хотя юридически свои отношения мы еще не оформили. Мы понимаем, что среда у нас общая, и мы заинтересованы в ее развитии. Нам бы хотелось, чтобы больше молодых людей становились программистами», — говорит Пашкевич.

Маркетинг по-американски

У компании «Тамтэк» за годы работы на рынке сложился пул постоянных заказчиков. Однако менеджеры по продажам активно ищут новых клиентов. Однако чтобы клиенты сами обращались в фирму, нужно создать маркетинговый отдел, который займется продвижением омского бренда на американском рынке. Это — перспектива следующего года.

«Мы недавно наняли маркетолога. Это существенные расходы, но вложения окупаются. В течение года мы надеемся получать до 10% нашего дохода от клиентов, пришедших к нам благодаря рекламе», — делится планами Пашкевич.

Этому может помешать неустойчивая международная обстановка. На российско-американский бизнес повлияло политическое напряжение между странами. Но Дмитрий Пашкевич верит, что здравый смысл возобладает.

«Сейчас и США, и Россия отстаивают свои интересы. Это, наверное, правильно. Но я надеюсь, что дальше маховик противостояния расскачиваться не будет. Больше половины программистов в России работают на иностранный рынок. Это идеальный возобновляемый источник валюты для страны, — считает Дмитрий. — Да и для Запада потеря русских специалистов очень опасна, ведь наши разработчики по праву считаются лучшими в мире. Но нужно задумываться и о дальнейшей стратегии, если конфликт будет нарастать. У нас в Омске работает 100 сотрудников. И мы должны быть готовыми ко всему».
В перспективе «Тамтэк» планирует инвестировать серьезные средства в диверсификацию бизнеса.

«Сейчас наш сотрудник в Саратове создает продукт для рекламного бизнеса. Мы хотим, чтобы у нас были свои продукты, которые можно успешно продавать», — подчеркнул Дмитрий Пашкевич.

Александр Набатов

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №40 (044) 21 октября

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий