Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 мая 2018 09.00

Андрей Колмогоров Виктору Шкуренко: «Мне срочно нужно хобби, иначе я буду придумывать себе новые бизнесы»

Основатель сети «Суши-маркет» Андрей Колмогоров рассказал нашему автору Виктору Шкуренко, как его занесло в Китай, зачем он продает так много франшизы и легко ли вести бизнес без высшего образования.

Андрей Колмогоров Виктору Шкуренко: «Мне срочно нужно хобби, иначе я буду придумывать себе новые бизнесы»

Александр Румянцев

Андрей, мы с тобой достаточно давно знакомы. Кстати, помнишь, где мы впервые увидели друг друга?

— Нет. (С недоумением.)

Ну ты даешь... Это было на конференции в Новосибирске. Мы с Дмитрием Потапенко сидели в президиуме, а ты задавал вопрос из зала. Нас тогда удивил твой напор. Ты так уверенно, даже нагловато себя вел, чуть ли не пытался нас учить, помнишь?

— Ну уж, прям учить? (Смеются.)

Кстати, в то время ты занимался мобильной связью и горел идеей освоить новую нишу — создать сеть магазинов-дискаунтеров...

— Чем я тогда только не интересовался, где только не искал темы для бизнеса... И к ломбардам присматривался, и к продуктовому ритейлу.

Помню, ты тогда спросил у нас, реально ли создать продуктовый магазин, в котором будет действовать пятипроцентная наценка, как в мобильном ритейле. Ты говорил об этом с таким энтузиазмом… Что тебя в итоге остановило?


— Тогда я всерьез опасался, что сотовый рынок рухнет. Если бы это случилось, я бы совершенно точно занялся продуктовым ритейлом или чем-то другим. Но кризис неожиданно сыграл нам на руку: федералы начали дружно «загибаться», наступили трудные времена, шли отзывы крупных кредитов. И в этой ситуации таким мелким игрокам, как мы, стало гораздо легче. Кризисные 2009-2010 годы стали лучшими в нашей истории. Поэтому решили отказаться от тестирования других направлений.

Сейчас жемчужина твоего бизнеса — «Суши-маркет»?

— Однозначно.

Успех этого бренда я бы назвал феноменальным. Судя по географии распространения «Суши-маркетов», ты полноценный федеральный игрок в своем сегменте. В каких регионах, кстати, расположены ваши полюсные точки?

— В Мурманске и Комсомольске-на-Амуре, но сейчас заходим в Калининград, на подходе Владивосток.

А всего сколько магазинов по стране?

— 270.

Можно ли вас уже называть лидерами российского рынка в формате take-away?


— Пока нет, есть сети и покрупнее нас. Например, питерская компания «Суши Wok». Они примерно в 1,5 раза больше. Но, думаю, второе место по стране мы занимаем.

А разве в Европе или Америке, где все-таки более цивилизованный рынок, есть магазины японской кухни такого формата?

— Есть, просто там сети поменьше, состоят максимум из 10–200 магазинов.

Ты уверен, что магазины по продаже роллов — это долгоиграющая история?

— А почему нет? В России японская кухня входит в пятерку самых популярных направлений. Если в ближайшие годы экономика страны останется хотя бы в той же поре, что сейчас, то наши позиции не упадут. Более-менее серьезную угрозу нанесли рынку санкции, когда в России запретили ввоз рыбы из определенных стран. Вот тогда действительно было сложновато, учитывая, что у нас практически не производится необходимая для изготовления роллов рыба. Мы используем продукцию Норвегии, Чили, Фарерских островов.

Я скорее сомневаюсь не в востребованности японской кухни, а в формате продаж, в котором вы работаете. Тут же серьезная конкуренция — суши подают практически в каждом ресторане, плюс их можно купить в обычных супермаркетах. Ты искренне веришь в устойчивость своей бизнес-модели?

— Я считаю ее эффективнее, чем продажу роллов в обычных продовольственных магазинах. Вон, ваша «Победа» (сеть супермаркетов, которую развивает бизнес-партнер Шкуренко Дмитрий Шадрин. — «НО») пробовала продавать суши... В вашем случае нет смысла нанимать в штат повара-сушиста и других профильных специалистов. Наше же отличие в том, что мы специализируемся именно на японской кухне, охватываем небольшую матрицу, благодаря чему, пожалуй, лучше всех в Омске катаем свои 20 видов роллов.

Считаешь первопричиной вашего успеха именно нацеленность на узкую специализацию?

— Конечно. Мы концентрируемся на монопродукте, а не распыляемся на другие блюда — не жарим рыбу, не собираем гамбургеры, не выпекаем пиццу.

Расскажи про вашу авантюру с Китаем. (Смеется.) Вы там недавно открыли магазин. Это скорее имиджевый проект или всерьез рассчитываете на нем заработать?

— Совершенно точно мы сделали это не ради пиара. Для нас это очень тяжелый опыт. Было сложно запускаться, да и сейчас все идет с напрягом. Приходится корректировать меню, подстраиваться под вкусы китайцев. Выяснилось, что им нравится совершенно не то, на чем мы делаем акцент в России.

Например?

— Они не любят сыр и малосоленую рыбу. Им нравится что-то вредненькое, острое, жареное с ярко выраженным вкусом. Поэтому нам пришлось уже по ходу вводить в меню позиции, которых в принципе нет в российских «Суши-маркетах». От топовых строк меню останется всего три-четыре разновидности роллов — «Калифорния», «Филадельфия» и «Дракон».

До вашего захода в Китае вообще существовал формат take-away?

— В таком виде точно нет.

А выручка у вас там какая?

— Пока маленькая, ниже, чем в магазинах России.

Я же правильно понимаю, что перспективы вашего развития в Китае зависят от успеха первых точек?

— Безусловно. Пока мы не сделаем первую точку очень успешной, дальше не двинемся. Так что будем докручивать формат, вводить доставку и заниматься другими нюансами.

А как вы вообще зашли в Китай — у вас там партнер есть?

— Эту точку открыли по франшизе.

Франчайзи — китаец?

— Нет, это Георгий Кетов, он живет в Нижнем Новгороде. Это один из самых сильных наших франчайзи.

А какой процент магазинов вашей сети работает по франшизе?

— Преобладающее большинство. Собственных магазинов у нас немного.

Ничего себе! Очень любопытно. А в чем выгода для франчайзи — почему они не открывают собственные суши-магазины, а приходят под ваше крыло?


— Мы обладаем хорошими компетенциями, у нас интересный продукт, адекватные цены.

Мне все равно не очень понятна эта схема. Я никогда не тиражировал свой бизнес и сам ни у кого не покупал право пользоваться чужим брендом. Заходя в бизнес Скуратова, я даже специально обговорил, что готов работать только при условии, что не будет никаких франшиз. Вы так массово ее используете потому что у вас не хватает собственных денег на развитие или изначально планировали идти по этому пути?

— Для нас это стратегия.

Тут же не исключены риски. Когда я делал интервью с создателем сети «Шаурмастер» Юрием Шияном, он рассказывал, что отдельные его франчайзи внезапно «переобулись», сменили вывеску, начали работать по своему усмотрению, но используя его технологии. У вас не было подобных историй?

— Наверное, единичный промах был с выходом на рынок Украины. В один момент наши партнеры просто взяли и переехали в Россию, закрыв бизнес.

Это, наверное, было в Донбассе?

— Да нет, в Киеве. А смены вывесок, внезапных отказов от франшизы я не припомню. Мы довольно тщательно и щепетильно подбираем партнеров. Перед заключением договора обязательно лично общаемся с каждым. В большинстве своем это наши знакомые, поэтому риски минимизированы. Кстати, франчайзи у нас немного — всего 12 человек, каждый работает в нескольких регионах. С их помощью мы уже охватили практически всю Россию. Поэтому, думаю, в нашей стране новых партнеров мы больше заводить не будем. Здесь нам, пожалуй, интересны только Сахалин и Камчатка. Вообще я хочу продать франшизу во все столицы бывших советских республик. И в Прибалтику было бы неплохо выйти... Единственное — я не уверен в молдованах. (Улыбается.) Мы пытались найти там надежных партнеров, но не смогли.

А в Крым тоже пойдете? А то потом захочешь открыться в Италии или Франции, а тебе хоп... и не разрешат, припомнят, что ты работал в Крыму. (Смеются.) Короче, если в твоем инстаграме появится фото из Крыма — смотри, я стукану куда надо.


— (Со смехом.) Я в тебе вообще не сомневался. В Крыму мы, кстати, искали место, но не нашли подходящего — там совершенно неадекватная арендная плата.

Если бы перед тобой стоял выбор — запустить магазин на Крымском полуострове или где-нибудь в Европе, как бы ты поступил?

— Я считаю себя человеком мира: родился в Таджикистане, живу в Омске. Хочу продавать франшизу по всему миру.

А реально ли зайти на родину суши — в Японию?

— Наш продукт точно не сможет конкурировать с местным. И речь не о вкусовых качествах. Выход на рынок Японии потребует серьезной изменений — от упаковки до корректировки меню.

В каком регионе самая высокая арендная плата у ваших франчайзи?

— Я бы не хотел говорить об этом публично. Боюсь, что в других регионах нам тогда тоже повысят аренду (смеются). Но разница между городами существенная. В Москве-Подмосковье, где у нас около 30 точек, плата, например, составляет 20% от оборота.

А какой у тебя приблизительный оборот в месяц? По моим подсчетам, около 300 млн рублей?

— Да, примерно так и есть.

В столице, наверное, магазины приносят самую большую выручку?

— Я бы не сказал, что в Москве все так беззаботно и хорошо. Там же конкуренция намного выше. Но в целом ситуация в столице и Екатеринбурге получше, чем в других регионах. В Омске тоже выручка растет…хотя и не всегда понятно почему. (Улыбается.) Но в родном городе ситуация все равно намного понятнее и стабильнее, чем в других.

А по регионам вкусовые предпочтения покупателей сильно разнятся?

— В принципе, различия есть. В Москве почему-то больше любят «Калифорнию», а в Омске — «Филадельфию». А еще у нас больше, чем в других городах, востребованы различные акции и скидки. Мы объясняем это не только менталитетом и любовью к халяве, но и уровнем занятности, отсутствием пробок. В Новосибирске или Москве нелогично провести полдня в дороге ради скидки в 100 рублей, а в Омске вполне себе можно.

А в нашу «Мегу» сложно было зайти?

— Очень. Нам для этого потребовалось несколько лет. И только в кризисный год, когда там появились свободные места, нам разрешили открыть точку.

Нормально там заходит ваша продукция?


— Да. Хотя в Омске, пожалуй, есть роллы и повкуснее наших. (С улыбкой.)

Ну да, в ресторанах, например.

— Точных мест я назвать не могу. Я наши-то суши ем не чаще раза-два в месяц. А ты сам вообще как относишься к японской кухне?

Я могу съесть роллы в ресторане, но до take away пока не опускался... (Немой вопрос в глазах у Колмогорова). Я не хотел тебя оскорбить. Просто для меня это все равно, что купить беляш на улице.

— Так ты и шаверму Шияна не ешь?!

Ну если еду по городу мимо его киоска, то могу зайти купить.

— Так-так, очень интересно. Шаверму он, значит, покупает, а роллы нет.

Ну ладно, уговорил, попробую. (Со смехом.) А food cost у вас какой?

— От 40 до 50%. Но не забывай про высокую аренду и оплату труда.

Получается, у вас нет потребности в привлечении дополнительных денег, кредитов?

— Мы не кредитуемся. Это наша принципиальная позиция. Возможно, когда-нибудь решим выйти на IPO, но заемные средства привлекать не хотим.

Выйти на IPO, чтобы оставить акции твоим пятерым детям? Логично. (С улыбкой.) Но выход на публичный рынок сопровождается сложностями — потерей свободы, необходимостью согласовывать стратегии развития с независимыми директорами. А про займы — мне всегда казалось, что лучше взять кредит, чем продавать франшизу.

— У тебя есть другой вариант, как можно без франчайзинга открыться в 60 городах страны? На это двух жизней не хватит. У KFC вон больше 90% точек работают по франшизе.

Я всегда был уверен, что хорошие бренды не используют франчайзинг. Взять, например, Armani.

— Каждый сам выбирает свой путь. Мне приятно и весело помогать людям зарабатывать вместе с нами. Наша задача - помогать предпринимателям получать деньги. Мы работаем для того, чтобы делать других людей успешными.

О, у вас прям целая бизнес-идеология, как и у Скуратова. Мы с ним, кстати, иногда спорим на тему того, что первично: бизнес-модель, которая приносит деньги, или миссионерство и сильная корпоративная культура.


— В том или ином виде корпоративная культура есть у всех. Но к успеху приводит не она, а успешная бизнес-модель. Если вы занялись неверным направлением, выбрали не ту нишу, то можете хоть какую миссию выполнять, хоть какую культуру нести в массы, это вам не поможет зарабатывать деньги.

Верно. Я часто говорю, что успешная бизнес-модель позволяет тратиться на корпоративную культуру... Ты пригласил меня провести интервью в «Терках». Вы соинвесторы этого проекта или в управляющих органах тоже присутствуете?

— Выступаем исключительно как инвесторы. Для нас этого своего рода эксперимент. В управление не лезем — на это нет времени.

Кроме «Терок» что-то еще есть из общепита?

— Пока только этот проект. Но планируем открыть вторые «Терки». Первые запустились месяц назад и пока еще находятся в стадии раскрутки. На этом месте длительное время не было никакого общепита, поэтому требуется немало времени, чтобы люди поняли, что здесь можно поесть.

Это же омский проект?

— Да, Игорь Белоглазов придумал.

«Суши-маркеты», «Терки». А какой еще бизнес у вас есть?

— Магазины мобильной связи «Ультра», точки с шаурмой и магазин фастфуда «Лаваш».

Андрюх, ты первый мой собеседник, который так лаконично и сдержанно отвечает на вопросы интервью. Как удается обходиться без эмоций?

— Ну вот, а когда мы только познакомились, я показался тебе наглым. (Со смехом.)

Ну это ж когда было? Ты скорее похож на математика, чем на предпринимателя.

— Из-за фамилии что ли? (имеется в виду советский математик Андрей Колмогоров. — «НО»).

Да и внешностью, темпераментом. Характер помогает тебе в бизнесе или мешает?

— Мне кажется, я чистый предприниматель по характеру. Всегда занимался своим делом. Наемным работником был только во время учебы в техникуме.

Неудобно было задавать этот вопрос, но ты сам меня к нему подвел. Кстати, как получилось, что у тебя нет высшего образования?

— В свое время родители решили, что высшее образование мне не нужно. А потом как-то не получилось поступить в вуз. Хотя я уже неоднократно говорил, что очень бы хотел иметь высшее экономическое образование.

Что мешает получить его сейчас?


— Я не привык учиться. Не умею и не люблю это делать. Хотя самообразованием занимаюсь. Вот в Сколково хочу поучиться.

Это может отвлечь от бизнеса. Может, и ну его, это образование. Вроде и без него у тебя все нормально сложилось.

— Нас в бизнесе трое — я, младший брат Дима и Семен Ястребов. У Димы высшее образование, он кандидат наук, и мы хорошо дополняем друг друга. У меня развита предпринимательская жилка, брат — самый лучший администратор из всех, с кем мне приходилось встречаться. Наша сила в том, что у меня есть смекалка предпринимателя, а Дмитрий хорошо администрирует.

А Ястребов за какое направление отвечает?

— Он занимается развитием.

И как у вас разделены доли?

— С Димой одинаковые, а у Семена поменьше.

Как расслабляешься. Есть какое-то хобби?

— Хобби у меня нет. Я как раз сейчас ищу себе его. Потому что без хобби я начинаю постоянно придумывать себе новые бизнесы. (Смеется.)

Записала Наталья Коробова

Самое актуальное в рубрике: Переход наличности со Шкуренко

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

злопыхатель
А я думал Колмагоров не умеет говорить) а тут вполне себе даже легко высказывается))))
03 мая, 17:41 | Ответить