Андрей Колмогоров Виктору Шкуренко: «Мне срочно нужно хобби, иначе я буду придумывать себе новые бизнесы»
Основатель сети «Суши-маркет» Андрей Колмогоров рассказал нашему автору Виктору Шкуренко, как его занесло в Китай, зачем он продает так много франшизы и легко ли вести бизнес без высшего образования.
Андрей, мы с тобой достаточно давно знакомы. Кстати, помнишь, где мы впервые увидели друг друга?
— Нет. (С недоумением.)
Ну ты даешь... Это было на конференции в Новосибирске. Мы с Дмитрием Потапенко сидели в президиуме, а ты задавал вопрос из зала. Нас тогда удивил твой напор. Ты так уверенно, даже нагловато себя вел, чуть ли не пытался нас учить, помнишь?
— Ну уж, прям учить? (Смеются.)
Кстати, в то время ты занимался мобильной связью и горел идеей освоить новую нишу — создать сеть магазинов-дискаунтеров...
— Чем я тогда только не интересовался, где только не искал темы для бизнеса... И к ломбардам присматривался, и к продуктовому ритейлу.
Помню, ты тогда спросил у нас, реально ли создать продуктовый магазин, в котором будет действовать пятипроцентная наценка, как в мобильном ритейле. Ты говорил об этом с таким энтузиазмом… Что тебя в итоге остановило?
— Тогда я всерьез опасался, что сотовый рынок рухнет. Если бы это случилось, я бы совершенно точно занялся продуктовым ритейлом или чем-то другим. Но кризис неожиданно сыграл нам на руку: федералы начали дружно «загибаться», наступили трудные времена, шли отзывы крупных кредитов. И в этой ситуации таким мелким игрокам, как мы, стало гораздо легче. Кризисные 2009-2010 годы стали лучшими в нашей истории. Поэтому решили отказаться от тестирования других направлений.
Сейчас жемчужина твоего бизнеса — «Суши-маркет»?
— Однозначно.
Успех этого бренда я бы назвал феноменальным. Судя по географии распространения «Суши-маркетов», ты полноценный федеральный игрок в своем сегменте. В каких регионах, кстати, расположены ваши полюсные точки?
— В Мурманске и Комсомольске-на-Амуре, но сейчас заходим в Калининград, на подходе Владивосток.
А всего сколько магазинов по стране?
— 270.
Можно ли вас уже называть лидерами российского рынка в формате take-away?
— Пока нет, есть сети и покрупнее нас. Например, питерская компания «Суши Wok». Они примерно в 1,5 раза больше. Но, думаю, второе место по стране мы занимаем.
А разве в Европе или Америке, где все-таки более цивилизованный рынок, есть магазины японской кухни такого формата?
— Есть, просто там сети поменьше, состоят максимум из 10–200 магазинов.
Ты уверен, что магазины по продаже роллов — это долгоиграющая история?
— А почему нет? В России японская кухня входит в пятерку самых популярных направлений. Если в ближайшие годы экономика страны останется хотя бы в той же поре, что сейчас, то наши позиции не упадут. Более-менее серьезную угрозу нанесли рынку санкции, когда в России запретили ввоз рыбы из определенных стран. Вот тогда действительно было сложновато, учитывая, что у нас практически не производится необходимая для изготовления роллов рыба. Мы используем продукцию Норвегии, Чили, Фарерских островов.
Я скорее сомневаюсь не в востребованности японской кухни, а в формате продаж, в котором вы работаете. Тут же серьезная конкуренция — суши подают практически в каждом ресторане, плюс их можно купить в обычных супермаркетах. Ты искренне веришь в устойчивость своей бизнес-модели?
— Я считаю ее эффективнее, чем продажу роллов в обычных продовольственных магазинах. Вон, ваша «Победа» (сеть супермаркетов, которую развивает бизнес-партнер Шкуренко Дмитрий Шадрин. — «НО») пробовала продавать суши... В вашем случае нет смысла нанимать в штат повара-сушиста и других профильных специалистов. Наше же отличие в том, что мы специализируемся именно на японской кухне, охватываем небольшую матрицу, благодаря чему, пожалуй, лучше всех в Омске катаем свои 20 видов роллов.
Считаешь первопричиной вашего успеха именно нацеленность на узкую специализацию?
— Конечно. Мы концентрируемся на монопродукте, а не распыляемся на другие блюда — не жарим рыбу, не собираем гамбургеры, не выпекаем пиццу.
Расскажи про вашу авантюру с Китаем. (Смеется.) Вы там недавно открыли магазин. Это скорее имиджевый проект или всерьез рассчитываете на нем заработать?
— Совершенно точно мы сделали это не ради пиара. Для нас это очень тяжелый опыт. Было сложно запускаться, да и сейчас все идет с напрягом. Приходится корректировать меню, подстраиваться под вкусы китайцев. Выяснилось, что им нравится совершенно не то, на чем мы делаем акцент в России.
Например?
— Они не любят сыр и малосоленую рыбу. Им нравится что-то вредненькое, острое, жареное с ярко выраженным вкусом. Поэтому нам пришлось уже по ходу вводить в меню позиции, которых в принципе нет в российских «Суши-маркетах». От топовых строк меню останется всего три-четыре разновидности роллов — «Калифорния», «Филадельфия» и «Дракон».
До вашего захода в Китае вообще существовал формат take-away?
— В таком виде точно нет.
А выручка у вас там какая?
— Пока маленькая, ниже, чем в магазинах России.
Я же правильно понимаю, что перспективы вашего развития в Китае зависят от успеха первых точек?
— Безусловно. Пока мы не сделаем первую точку очень успешной, дальше не двинемся. Так что будем докручивать формат, вводить доставку и заниматься другими нюансами.
А как вы вообще зашли в Китай — у вас там партнер есть?
— Эту точку открыли по франшизе.
Франчайзи — китаец?
— Нет, это Георгий Кетов, он живет в Нижнем Новгороде. Это один из самых сильных наших франчайзи.
А какой процент магазинов вашей сети работает по франшизе?
— Преобладающее большинство. Собственных магазинов у нас немного.
Ничего себе! Очень любопытно. А в чем выгода для франчайзи — почему они не открывают собственные суши-магазины, а приходят под ваше крыло?
— Мы обладаем хорошими компетенциями, у нас интересный продукт, адекватные цены.
Мне все равно не очень понятна эта схема. Я никогда не тиражировал свой бизнес и сам ни у кого не покупал право пользоваться чужим брендом. Заходя в бизнес Скуратова, я даже специально обговорил, что готов работать только при условии, что не будет никаких франшиз. Вы так массово ее используете потому что у вас не хватает собственных денег на развитие или изначально планировали идти по этому пути?
— Для нас это стратегия.
Тут же не исключены риски. Когда я делал интервью с создателем сети «Шаурмастер» Юрием Шияном, он рассказывал, что отдельные его франчайзи внезапно «переобулись», сменили вывеску, начали работать по своему усмотрению, но используя его технологии. У вас не было подобных историй?
— Наверное, единичный промах был с выходом на рынок Украины. В один момент наши партнеры просто взяли и переехали в Россию, закрыв бизнес.
Это, наверное, было в Донбассе?
— Да нет, в Киеве. А смены вывесок, внезапных отказов от франшизы я не припомню. Мы довольно тщательно и щепетильно подбираем партнеров. Перед заключением договора обязательно лично общаемся с каждым. В большинстве своем это наши знакомые, поэтому риски минимизированы. Кстати, франчайзи у нас немного — всего 12 человек, каждый работает в нескольких регионах. С их помощью мы уже охватили практически всю Россию. Поэтому, думаю, в нашей стране новых партнеров мы больше заводить не будем. Здесь нам, пожалуй, интересны только Сахалин и Камчатка. Вообще я хочу продать франшизу во все столицы бывших советских республик. И в Прибалтику было бы неплохо выйти... Единственное — я не уверен в молдованах. (Улыбается.) Мы пытались найти там надежных партнеров, но не смогли.
А в Крым тоже пойдете? А то потом захочешь открыться в Италии или Франции, а тебе хоп... и не разрешат, припомнят, что ты работал в Крыму. (Смеются.) Короче, если в твоем инстаграме появится фото из Крыма — смотри, я стукану куда надо.
— (Со смехом.) Я в тебе вообще не сомневался. В Крыму мы, кстати, искали место, но не нашли подходящего — там совершенно неадекватная арендная плата.
Если бы перед тобой стоял выбор — запустить магазин на Крымском полуострове или где-нибудь в Европе, как бы ты поступил?
— Я считаю себя человеком мира: родился в Таджикистане, живу в Омске. Хочу продавать франшизу по всему миру.
А реально ли зайти на родину суши — в Японию?
— Наш продукт точно не сможет конкурировать с местным. И речь не о вкусовых качествах. Выход на рынок Японии потребует серьезной изменений — от упаковки до корректировки меню.
В каком регионе самая высокая арендная плата у ваших франчайзи?
— Я бы не хотел говорить об этом публично. Боюсь, что в других регионах нам тогда тоже повысят аренду (смеются). Но разница между городами существенная. В Москве-Подмосковье, где у нас около 30 точек, плата, например, составляет 20% от оборота.
А какой у тебя приблизительный оборот в месяц? По моим подсчетам, около 300 млн рублей?
— Да, примерно так и есть.
В столице, наверное, магазины приносят самую большую выручку?
— Я бы не сказал, что в Москве все так беззаботно и хорошо. Там же конкуренция намного выше. Но в целом ситуация в столице и Екатеринбурге получше, чем в других регионах. В Омске тоже выручка растет…хотя и не всегда понятно почему. (Улыбается.) Но в родном городе ситуация все равно намного понятнее и стабильнее, чем в других.
А по регионам вкусовые предпочтения покупателей сильно разнятся?
— В принципе, различия есть. В Москве почему-то больше любят «Калифорнию», а в Омске — «Филадельфию». А еще у нас больше, чем в других городах, востребованы различные акции и скидки. Мы объясняем это не только менталитетом и любовью к халяве, но и уровнем занятности, отсутствием пробок. В Новосибирске или Москве нелогично провести полдня в дороге ради скидки в 100 рублей, а в Омске вполне себе можно.
А в нашу «Мегу» сложно было зайти?
— Очень. Нам для этого потребовалось несколько лет. И только в кризисный год, когда там появились свободные места, нам разрешили открыть точку.
Нормально там заходит ваша продукция?
— Да. Хотя в Омске, пожалуй, есть роллы и повкуснее наших. (С улыбкой.)
Ну да, в ресторанах, например.
— Точных мест я назвать не могу. Я наши-то суши ем не чаще раза-два в месяц. А ты сам вообще как относишься к японской кухне?
Я могу съесть роллы в ресторане, но до take away пока не опускался... (Немой вопрос в глазах у Колмогорова). Я не хотел тебя оскорбить. Просто для меня это все равно, что купить беляш на улице.
— Так ты и шаверму Шияна не ешь?!
Ну если еду по городу мимо его киоска, то могу зайти купить.
— Так-так, очень интересно. Шаверму он, значит, покупает, а роллы нет.
Ну ладно, уговорил, попробую. (Со смехом.) А food cost у вас какой?
— От 40 до 50%. Но не забывай про высокую аренду и оплату труда.
Получается, у вас нет потребности в привлечении дополнительных денег, кредитов?
— Мы не кредитуемся. Это наша принципиальная позиция. Возможно, когда-нибудь решим выйти на IPO, но заемные средства привлекать не хотим.
Выйти на IPO, чтобы оставить акции твоим пятерым детям? Логично. (С улыбкой.) Но выход на публичный рынок сопровождается сложностями — потерей свободы, необходимостью согласовывать стратегии развития с независимыми директорами. А про займы — мне всегда казалось, что лучше взять кредит, чем продавать франшизу.
— У тебя есть другой вариант, как можно без франчайзинга открыться в 60 городах страны? На это двух жизней не хватит. У KFC вон больше 90% точек работают по франшизе.
Я всегда был уверен, что хорошие бренды не используют франчайзинг. Взять, например, Armani.
— Каждый сам выбирает свой путь. Мне приятно и весело помогать людям зарабатывать вместе с нами. Наша задача - помогать предпринимателям получать деньги. Мы работаем для того, чтобы делать других людей успешными.
О, у вас прям целая бизнес-идеология, как и у Скуратова. Мы с ним, кстати, иногда спорим на тему того, что первично: бизнес-модель, которая приносит деньги, или миссионерство и сильная корпоративная культура.
— В том или ином виде корпоративная культура есть у всех. Но к успеху приводит не она, а успешная бизнес-модель. Если вы занялись неверным направлением, выбрали не ту нишу, то можете хоть какую миссию выполнять, хоть какую культуру нести в массы, это вам не поможет зарабатывать деньги.
Верно. Я часто говорю, что успешная бизнес-модель позволяет тратиться на корпоративную культуру... Ты пригласил меня провести интервью в «Терках». Вы соинвесторы этого проекта или в управляющих органах тоже присутствуете?
— Выступаем исключительно как инвесторы. Для нас этого своего рода эксперимент. В управление не лезем — на это нет времени.
Кроме «Терок» что-то еще есть из общепита?
— Пока только этот проект. Но планируем открыть вторые «Терки». Первые запустились месяц назад и пока еще находятся в стадии раскрутки. На этом месте длительное время не было никакого общепита, поэтому требуется немало времени, чтобы люди поняли, что здесь можно поесть.
Это же омский проект?
— Да, Игорь Белоглазов придумал.
«Суши-маркеты», «Терки». А какой еще бизнес у вас есть?
— Магазины мобильной связи «Ультра», точки с шаурмой и магазин фастфуда «Лаваш».
Андрюх, ты первый мой собеседник, который так лаконично и сдержанно отвечает на вопросы интервью. Как удается обходиться без эмоций?
— Ну вот, а когда мы только познакомились, я показался тебе наглым. (Со смехом.)
Ну это ж когда было? Ты скорее похож на математика, чем на предпринимателя.
— Из-за фамилии что ли? (имеется в виду советский математик Андрей Колмогоров. — «НО»).
Да и внешностью, темпераментом. Характер помогает тебе в бизнесе или мешает?
— Мне кажется, я чистый предприниматель по характеру. Всегда занимался своим делом. Наемным работником был только во время учебы в техникуме.
Неудобно было задавать этот вопрос, но ты сам меня к нему подвел. Кстати, как получилось, что у тебя нет высшего образования?
— В свое время родители решили, что высшее образование мне не нужно. А потом как-то не получилось поступить в вуз. Хотя я уже неоднократно говорил, что очень бы хотел иметь высшее экономическое образование.
Что мешает получить его сейчас?
— Я не привык учиться. Не умею и не люблю это делать. Хотя самообразованием занимаюсь. Вот в Сколково хочу поучиться.
Это может отвлечь от бизнеса. Может, и ну его, это образование. Вроде и без него у тебя все нормально сложилось.
— Нас в бизнесе трое — я, младший брат Дима и Семен Ястребов. У Димы высшее образование, он кандидат наук, и мы хорошо дополняем друг друга. У меня развита предпринимательская жилка, брат — самый лучший администратор из всех, с кем мне приходилось встречаться. Наша сила в том, что у меня есть смекалка предпринимателя, а Дмитрий хорошо администрирует.
А Ястребов за какое направление отвечает?
— Он занимается развитием.
И как у вас разделены доли?
— С Димой одинаковые, а у Семена поменьше.
Как расслабляешься. Есть какое-то хобби?
— Хобби у меня нет. Я как раз сейчас ищу себе его. Потому что без хобби я начинаю постоянно придумывать себе новые бизнесы. (Смеется.)
Записала Наталья Коробова
Самое актуальное в рубрике: Переход наличности со Шкуренко
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 17598
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 1):