
Право имел, но стоило ли им пользоваться?
Самыми жестокими, самыми упорными и длительными в истории человечества были религиозные войны. И это притом, что в каждой религии есть постулаты о добре и терпимости, о великом грехе лишения жизни другого человека. И ведь заповеди везде такие благонравные, что под ними каждый готов подписаться.

Фото: pixabay.com
А во французском городе Конфлан-Сент-Онорин на днях 18-летний гражданин России, родившийся в Москве и находящийся во Франции в статусе беженца, отрезал голову учителю. И это опять на религиозной почве. Этот педагог вёл урок о свободе слова во Франции. При этом он, предвидя возможную реакцию некоторых школьников, предложил ученикам-мусульманам выйти на этот момент из класса. Затем он показал карикатуры на пророка Мухаммеда. Зачем он это сделал? Нет, он не собирался глумиться над исламом, слава богу, не дошёл до такой глупости. Просто он хотел продемонстрировать ученикам, как работают законы и принципы свободы слова во Франции. Действительно, в этом государстве узаконена, можно сказать, самая свободная свобода слова. Это, может быть, потому что именно французы впервые в истории в ходе своей Великой революции 1789 года выдвинули этот лозунг и реализовали его. И учитель рассказывал ученикам о том, что цензуры во Франции вообще нет и что в республике можно говорить о чём угодно. А карикатуры из журнала Charlie Hebdo учитель показывал в связи как раз с тем случаем, что за такие публикации в 2015 году экстремистами было убито 12 сотрудников редакции. Выводом урока было отстаивание права журналистов на свободу слова и недопустимость расправ за реализацию этого права. Но именно за эту реализацию права на свободу слова, за защиту скандального журнала и был убит сам учитель.
Резонанс последовал очень громкий: во всех СМИ и мировых социальных сетях разгорелся горячий спор на тему: прав был учитель или нет? Разумеется, само убийство никто не защищает, кроме самых крайних радикалов. Но мнения публики в оценке действий учителя разделились. Сторонники принципа свободы слова утверждают, что учитель имел право проводить такой урок с показом картинок. Другие возмущены этой провокацией, приведшей в итоге к гибели обоих участников конфликта. Как говорится, часто истина в споре находится посередине. Здесь её сложно найти, но попытаемся. Дело в том, что отношения в обществе регулируются различными нормами, в том числе юридическими и моральными. И они не всегда совпадают в своих оценках. Несомненно, что учитель имел юридические права на проведение урока по своему сценарию, закон ему не запрещал демонстрацию карикатур: во Франции нет закона об оскорблении чувств верующих. Но, исходя из норм морали, ему явно не стоило этого делать. Пожалуй, только так можно развести спорщиков, ибо каждый из них по-своему прав. Ведь порой высоконравственные люди не спешат воспользоваться своими юридическими правами и, например, не пытаются выселить из квартиры в соответствии с законом родную мать. Нормы морали этого не допускают. Нарушение этих норм не влечёт санкций государства, но возмездие может наступить не менее суровое.
Александр Минжуренко
Кандидат исторических наук, депутат Государственной думы 1-го созыва, дипломат. В прошлом полномочный представитель президента РФ
в Омской области, представитель МИД в Омске и советник посольства РФ
в Армении (2006-2011 гг.).
Самое актуальное в рубрике: Другие
Больше интересного в жанре: Политинформация
Просмотры: 1511
Самое читаемое