Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

14 ноября 2020 07.00

Как повлияла пандемия на авторынок и куда исчезли автомобили?

Директор Центра продажи авто «Автобан» Иван Беланов рассказал «Новому Омску», что происходит на рынке и как действовать в коронакризис покупателям автомобилей и продавцам.

Как повлияла пандемия на авторынок и куда исчезли автомобили?

Александр Румянцев

На российском авторынке сложилась уникальная ситуация. Кажется, что в мире коронакризис, все мировые экономики просели, наша страна тоже теряет 4-5% ВВП. Но по факту в России за последние месяцы распроданы все автомобили: как новые, так и с пробегом.

Давайте посмотрим на статистику. В целом по России за 9 месяцев этого года продажи новых автомобиле упали на 13%. За это время было куплено 880 тыс. против 1,1 млн в прошлом году. По автомобилям с пробегом произошел спад на 2%.

Если посмотреть на структуру спроса, то мы увидим сильное снижение весной, в начале пандемии, выравнивание рынка в начале лета и резкий рост в конце лета-начале осени. Август и сентябрь авторынок был в плюсе. По России новые автомобили в августе прибавили 1%, в сентябре +5%, автомобили с пробегом продажи август +11%, сентябрь рекордные +25%! И это по России – всех автомобилей в сентябре было продано на 20% больше, чем год назад!

В Омске авторынок просел не так сильно, как по стране в карантин, и быстро восстановился. Продажи новых автомобилей уже равны прошлому году 8 300 а/м без потерь. Притом, за август они выросли на 15%, а сентябре на 21%!

На автомобильном рынке в России сейчас настоящий бум.

Автомобили с пробегом в Омске по году пока показывают снижение на 4%, но это снижение стремительно тает с последними месяцами: август рост на +9%, сентябрь +15% продаж авто с пробегом к прошлому году! По этим цифрам можно сделать прогноз, что омский рынок до конца года перегонит показатели прошлого года и будет рост. За 9 месяцев в Омске продано 68 200 автомобилей — почти столько же, как и в прошлом году. Разберем странный казус автомобильного рынка России и Омска.

О чем это говорит?

Назовем другие глобальные факторы роста спроса на автомобили за последние 2-3 месяца. Во-первых, спрос не снизился в пандемию, а сформировал отложенный спрос, и при первой возможности покупатели вернулись.

Во-вторых, автомобиль в России всегда рассматривался как средство инвестиций. А сегодня покупка стала еще выгоднее на фоне обвала курса рубля. С начала года рубль подешевел на 30%. Вложение в автомобиль поможет сберечь деньги от обесценивания, поскольку автомобильный рынок всегда идет за инфляцией. В отличие от депозитов, проценты по которым сейчас не покрывают ее рост, да еще и налоги могут обложиться.

В-третьих, коронавирус подогрел интерес к покупке личных автомобилей. Если раньше в Европе и у нас поощряли граждан пересаживаться на общественный транспорт, то сейчас формируется обратный тренд. Люди хотят минимизировать контакты и ездить в собственном автомобиле. Они бегут получать права и покупать машину. То есть прибавился большой блок покупателей, кто не планировал покупать машину, но в связи с пандемией решил это сделать.

Фото: Екатерина Данилова

Где машины?

С августа начали исчезать автомобили в дилерских салонах. Сейчас все склады пустые — «БМВ», «Тойота», «Лексус», «Хендай», «Лада» и т.д. На ближайшие 2 месяца все выкуплено. Почему?

Объемы производства сильно снизились. В коронакризис нарушились производственно-логистические цепочки. Комплектующие для некоторых автомобилей поставляют из 20-30 стран. Понятно, как тончайшие логистические связи настроены. Из-за локдауна они прервались. Это коснулось почти всех автопроизводителей. Группы «Рено-Ниссан», PSA и другие весной вынуждены был закрывать заводы по производству автомобилей, а в Азии закрывались почти все заводы по производству запчастей.

Сейчас процессы восстанавливаются. Но изменилась система распределения автомобилей — и не в пользу России. К нам поставлять новые автомобили будут в последнюю очередь, поскольку автопроизводителям мы не выгодны. Автомобиль в долларовой эквиваленте в нашей стране один из самых дешевых. Для сравнения, «Логан» в России стоит почти в 2 раза дешевле, чем в Европе. Понятно, что производители, чтобы хоть как-то компенсировать убытки, скорее повезут свою продукцию в страны, где они получат больше маржи.

Сколько это продлится? Сначала были прогнозы — до конца года. Сейчас никто не сомневается, что это затянется еще на полгода, то есть до весны, и это без учета второй волны.

Коронавирус подогрел интерес к покупке личных автомобилей. 

Покупатель ушел на вторичный рынок

Из-за отсутствия новых авто спрос сместился на вторичный рынок. И на б/у машины сейчас очень высокий спрос, особенно на автомобили возрастом до 5 лет.

В августе спрос на автомобили с пробегом увеличился в России на 11%. А в сентябре — на 25%! В первый месяц осени продано 570 тыс. машин, а в прошлом году 450 тыс. Смещение спроса на свежие автомобили с пробегом спровоцировали рост цен на автомобили 15-18 гг производства. Помогло росту цен также отсутствие в предложении автомобилей популярных в России марок. Например, на некоторые модели брендов «Тойота», «Киа» и «Рено» цены в классифайдах выросли почти на 30%, что как раз соответствует удешевлению рубля, так что можно прогнозировать, что рост на них закрепится, и к нему подтянутся другие бренды, поскольку покупатели, рассматривая конкурентов «Тойоты» в доступном ценовом сегменте, будут готовы покупать дороже и их, поскольку «Тойот» на рынке уже нет!

На снижение предложения на вторичном рынке 5-летних машин, к сожалению, играет и снижение ввоза автомобилей в Россию и падение продаж из-за санкций и обвала рубля в 2015 году - как мы помним продажи упали в разных сегментах до 50%! Поэтому сейчас дисбаланс спроса и предложения только увеличивается, что давит на цену.

Фото: Александр Румянцев

Блиц-опрос

Как действовать в такой ситуации - отвечу на самые частые вопросы.

Где искать автомобили?

Не берите первую же машину - многие так и покупают. Лучше объехать все салоны и посмотреть как можно больше предложений в вашем ценовом сегменте, рассматривайте не только вашу любимую марку. Конкуренты могут оказаться намного доступнее. Можно искать варианты у физлиц, у перепродавцов. Сравнивайте цены на автомобили такого же класса, выбирайте, торгуйтесь, не спешите.

Стоит ли покупать автомобиль дорого?

Нет. На фоне дефицита цены начали расти. Например, самая популярная у омичей модель -«Тойота Рав4» - подорожали до 40% даже в оценках классифайдов (Дром, Авито)! Их последние рестайлы продают сейчас на 200-400 тыс. выше рыночной цены. Продавцы торопят, что будет еще дороже. Наша рекомендация — не паниковать, не спешить. Может оказаться , что сильно переплатите, и не инвестируете, а потеряете. Похожая ситуация была в 2016 году, когда цены подскочили, и вернулись с минимальным ростом через 3-5 месяцев.

Какие автомобили покупать?

Если все-таки нужен автомобиль сейчас, не зацикливайтесь на ликвидных, модных раскрученных марках. Конкурент вашей модели может оказаться в этой ситуации значительно дешевле. По той же цене можно купить машину новее или богаче комплектацией, но другой марки. Лучше рассмотреть в той же ценовой категории машину выше классом.

Покупать ли сейчас?

Да, и причин для этого несколько. 1. Дешевые кредиты, проценты будут увеличиваться. 2. Возможность найти машину по старой цене, поскольку не все дорожают. 3. Вымывание доступным автомобилей с рынка продолжается, а сейчас еще есть выбор. 4. Если деньги останутся лежать под подушкой, то они продолжат обесцениваться.

Покупать ли в кредит?

Да, однозначно, потому что кредитная ставка остается заниженной. Если учесть, что рубль реально подешевел на 30% только в этом году, то кредитный процент нивелируется в годовом эффекте повышение доллара и роста инфляции. По сути, вы будете возвращать меньше, чем взяли, с большой экономией.

Покупать ли не у хозяина?

Я советую такие варианты оставить на последнюю очередь. Сначала рассмотрите машины у собственников, при этом сразу требуйте подтверждения, что продает владелец. Затем посетите салоны. И только потом смотрите у перепродавцов, но состояние таких машин нужно проверять еще более тщательно, ведь обратной связи в будущем скорее не будет. В случае чего, салону вы сможете предъявить рекламацию, потребовать устранить дефекты, заменить или вернуть автомобиль. Хозяину вы тоже можете позвонить с вопросами и договориться о чем-то.

Брать ли автомобиль с номерами из других городов?

Есть поверье, что омские машины — самые ухоженные, чистые, солью не разъеденные. Но на самом деле, немало регионов, где дороги содержатся лучше уже много лет, а значит нет разницы – где автомобиль эксплуатируется, если регион – Сибирский или Уральский. Единственное, на что стоит обращать внимание — это на пробег. В Омске они маленькие, у нас область не развита. А, например, в Тюмени — пробеги побольше, там активно перемещаются в соседние города-сателлиты. В любом случае, ключевой фактор вашего выбора – состояние авто. Смотрите именно его. Часто попадаются машины с большим пробегом, но очень ухоженные, и, напротив, с малым пробегом, но с большим износом. От владельца больше зависит в разы, чем от региона. Если рассматривать регионы, которые мы не рекомендуем, то скорее это будет Москва, Петербург и Краснодар. Машины из этих городов иногда проблемные, много вопросов по юридической чистоте.

Ехать за автомобилем в другие города?

Нет. Сейчас в этом нет никакого смысла, потому что автомобилей нет нигде. В Омске выбытие автомобилей происходит медленнее, чем в других городах. Дефицит машин там острее, а значит и ценник выше. Особенно в богатых городах - Тюмень, Екатеринбург или Пермь обогнали нас по средней цене рынка популярных автомобилей.

Рассматривать ли автомобиль по низкой цене?

Скорее нет. Если увидели низкий ценник на автомобиль, лучше не стоит тратить время. За низкой ценой может быть скрыто плохое его состояние. К нему надо относиться с особым вниманием.

Стоит ли торговаться?

Да, как на любом рынке. Обосновано требуйте скидку, если считаете необходимым. Подключайте знакомых специалистов, торгуйтесь и на СТО после диагностики.

Проверять ли платно в интернете автомобиль?

Да, однозначно. Это стоит всего около 120 рублей (Автотека). И вы получаете отчет по всем базам: по всем владельцам, ДТП, ремонтам, ограничениям, техосмотрам, объявлениям, ценам, пробеге, а также фотографии вашего будущего автомобиля в различных состояниях в разные времена. Мы пользуемся всеми возможными проверками в 100% случаев.

Что проверять в техдиагностике?

Обязательно проверять два главных узла - двигатель и коробку. Остальное — по ситуации, если у вас возникнут вопросы на тест-драйве. Но основные узлы вы обязаны проверить дополнительно на любом сетевом СТО или у знакомых мастеров. Это стоит недорого и процедура не долгая, но вы избежите очень серьезных проблем.

Как продавать свой автомобиль?

Сейчас выгодней стало продавать автомобили в салоны. Часто они выкупают автомобили по рыночной цене. Кроме того, в этом случае, гарантируется безопасность, поскольку машина будет продана физическому лицу конечному владельцу, а также не будет эксплуатироваться во время продажи. А если вы подберете в салоне обмен, цена вашего автомобиля увеличится!

В любом случае на автомобильном рынке в России сейчас настоящий бум. Если у вас в планах было купить автомобиль, самое время это сделать. Ни цен, ни такой представленности автомобилей в ближайшее время уже не будет.

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий