Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

09 декабря 2020 15.25

Как и какой принять тариф?

В этом номере эксперт «Вашего ОРЕОЛА» Александр Лихачёв начнёт отвечать на вопрос, что это за два разных тарифа - администрации города Омска и Общества потребителей, можно ли ими воспользоваться и как это сделать, и почему автор публично называет тариф мэра «воровским».

Как и какой принять тариф?

Олеся Слуцкая

Но сначала три пояснения, которые возникли по итогам личного приёма председателей советов домов по тарифу на 2021 год, который на прошедшей неделе я провёл в ООО «Труд». Как всегда, люди задали и такие вопросы, которые мы не поясняли.

 

Имеют ли собственники помещений право провести общее собрание?

Во-первых, откуда возник вопрос. Кто внимательно читал первый материал, помнит - тариф определяется таким образом, что, если собрание не прошло, будет тариф мэра - как правило, завышенный. Соответственно, УК, кто использует тариф мэра, выгоднее, чтобы общее собрание не состоялось. В выходной меня, не в обиду, рассмешил жалобный рассказ одной уважаемой активистки, назовем её Галина Васильевна, о том, что они решили провести в субботу общее собрание по тарифу, но их разогнала мастер УК, повесив на подъезде, перед которым собирались жильцы, объявление о запрете массовых мероприятий в связи с ковидом. Не изжили россияне в себе раба - целого мастера УК испугались и тихо разошлись.

Сегодня однозначной трактовки нет, так что - кто не боится заразиться - проводите собрание, нет статьи вас разогнать или наказать. Запрещены политические собрания и иные массовые мероприятия - вот пошли коммунисты в ноябре цветы на могилы в сквере Павших Борцов возлагать - возбудили административное производство.

Другое дело, учитывая реальную обстановку, я лично остаюсь при мнении, что, если нет чрезвычайных обстоятельств типа необходимости собрать подписи за капитальный ремонт изношенной сети, не нужно подвергать своё и соседей здоровье опасности. Повысили тариф на 4 процента по инфляции письмом без собрания - и живите год спокойно, пока вакцинация не пройдёт. Но запрета на собрания в рамках Жилищного кодекса нет.

Всегда привык аргументировать свою позицию цифрами. Даже если вы хотите выспорить у УК лишний процент - посчитайте: экономия у вас в годовом исчислении составит ну максимум полторы тысячи рублей, а вот если заболеете или заразите кого - лечение по печальному опыту наших старших по домам оценивается в 30-35 тысяч рублей, это не считая возможности вообще уйти туда, где и полторы тысячи рублей уже не понадобятся.

 

Тариф и благоустройство

Это взаимосвязанный вопрос. Пришёл грамотный председатель совета дома № 10 по ул. Калинина Алексей Фомин, который разуверился в программе «Формирование комфортной городской среды», где ему каждый год не хватает баллов, и хочет провести асфальтирование двора по текущему ремонту. Кто в теме, уже понял, что весь тариф повышаем на 4 процента по инфляции, а текущий ремонт нужно повысить больше 4, то есть в целом повышение тарифа будет выше инфляции за счёт этой строки. Но существенно ниже тарифа мэра.

Однозначного ответа я не дал: с одной стороны, уже рассказывал один раз, что в подобных случаях, поскольку в договоре соответствующий пункт о применении тарифа мэра имеется, прокуратура дважды встала на нашу сторону, так как мы пояснили, что согласились с предложением совета дома (собрания не было), иначе бы права самого жалобщика и других жильцов пострадали бы - если бы приняли тариф мэра, на что УК имеет право. Но как поведёт себя новый прокурор - не знает никто, потому, в случае если по текущему ремонту нужно повысить тариф более чем на 4 процента, я бы лично всё-таки провел собрание, тем более это 5-этажный дом, а не 216 квартир обходить.

 

В повестку - допвопросы

И напоследок весьма важный вопрос. Напомню, что раз уж проводим собрание, тратим своё и людей время - нужно дополнить повестку про тариф своими вопросами, чтобы два раза не ходить собирать подписи: кронирование деревьев, обращение в суд на мэрию о капитальном ремонте дома (есть ещё дома, кто этого не сделал, хотя имели право по возрасту дома), введение вознаграждения председателю совета дома, да мало ли какие ещё проблемы возникают у жильцов. Другое дело, напомню ещё одну нашу принципиальную правовую позицию Общества потребителей - эти вопросы оформлять отдельным протоколом. Затем, что если будут оспаривать в суде тариф, чтобы не оспаривали, например, кронирование, и наоборот, то есть формально в одни и те же сроки проводим два разных собрания с двумя разными повестками дня, люди дважды расписываются в разных бланках, по итогам оформляем два отдельных протокола.

 

Два тарифа

Теперь к основной теме. Во-первых, откуда возникли два разных тарифа и в чём они разные, а именно в этом и кроется суть

противоречий.

Когда только приняли Жилищный кодекс РФ в 2004 году, во-первых, много квартир были муниципальными (ещё неприватизированными), во-вторых, было ясно, так потом и получилось, что ещё два-три года многие дома не будут выбирать способ управления просто ввиду неорганизованности жильцов, боязни неизведанного, да и УК сразу не сформируются. Но дома-то нужно обслуживать это время. Потому законодатель сформулировал статью 158 ЖК РФ, которая после многих изменений сегодня в этой части звучит так:

«4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учётом методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями».

Как всегда переводим на русский для менее подготовленных читателей. Во-первых, в каком случае действует тариф администрации? Только если жильцы на своём собрании до начала финансового года, то есть до 1 января, сами не приняли решение о размере тарифа платы за содержание жилого помещения. Вот почему некоторые УК и делают всё, чтобы не дать провести собрание, а потом не принять документы - потерять их и тому подобное. Дотянуть до 1 января, а потом сказать: всё, поезд ушёл.

Во-вторых, какой орган устанавливает тариф? Орган местного самоуправления. То есть это не только в Омске - в каждом райцентре, где есть многоквартирные дома на центральных усадьбах, администрация или поселковый совет тоже должны заранее (не позднее чем за 31 день до Нового года) установить тариф на жилищные услуги на будущий год.

А дальше ещё интереснее. Заметьте, нигде не написано, что тариф устанавливает именно мэр - орган исполнительной власти. Написано - орган местного самоуправления. Есть территории, где это делает городской совет или совет поселения - это уж как в уставе пропишут. Так вот, когда ввели эту норму, автор пытался добиться, чтобы тариф устанавливал Омский городской совет, и если бы вскоре оттуда не попросили А. В. Цимбалиста, так бы и было, но пришли другие люди, которые «легли» под мэрию, и это осталось за администрацией. Кстати, уважаемые и не очень депутаты, и не только омские, кто будет читать материал. Вы имеете право не только разглагольствовать в прессе, как радеете за народ, а внести соответствующие изменения в устав любого поселения и забрать себе у исполнительной власти эту функцию - если не боитесь, конечно.

В-третьих, что за такой указан федеральный орган «в сфере жилищно-коммунального хозяйства»? Конечно, это Минстрой РФ (раньше он назывался Минрегион). Поясняю для дела - если

будете к суду или к собранию старые приказы или письма искать, знайте - это один и тот же орган.

Наконец, что за методические рекомендации, согласно которым рассчитывается тариф? Мы их уже называли, их в разные годы было несколько одного содержания, одно из последних - инструктивное письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 декабря 2018 года № 51876-ОО/04, оно есть в интернете (публикуем его на сайте).

Итак, в итоге перевода: каждый год до 30 ноября мэр или депутаты любого поселения должны в газете и на сайте опубликовать тариф на будущий год на жилищные услуги, который определяется по инфляции завершающегося года, и если жильцы не провели вовремя собрание либо по любой причине не сдали документы в УК в срок до 31 декабря - будет тариф мэра, если только в договоре не прописано иное, или по-доброму не договорились с УК. Поскольку всё-таки большинство наших читателей проживают в Омске - за образец для анализа возьмём постановление Администрации города Омска от 20 ноября 2020 года № 686-п «О плате за содержание жилого помещения». Первоначально тариф рассчитывал департамент городского хозяйства. Так делали и до Жилищного кодекса со времён В. П. Рощупкина, ещё при директоре департамента В. Г. Гребенщикове (не путать со Станиславом Георгиевичем - это его старший брат). Всегда (кто давно работает старшим по дому, помнят) формировалась рабочая группа, куда включались и общественники, и руководители жилищных организаций, считали компетентно и объективно. Так продолжалось до 2009 года, когда одному из крупных чиновников мэрии понадобилось создать управление, для чего по нормативам нужно было срочно увеличить количество штатных единиц, а для этого забрали в департамент городской экономической политики все тарифы у отраслевых департаментов, включая тариф на жилищные услуги. Мы активно протестовали - писали письма, лично с тогдашним первым заместителем мэра города В. Д. Потаповым ходил к Виктору Филипповичу, но кто знает В. Ф. Шрейдера: если он принял решение - никогда его не меняет. Так, для очистки совести ходили.

А дальше получили то, что имеем теперь. Кому охота, сами придите в этот департамент в управление цен и тарифов и пообщайтесь с персоналом (их телефон 78-78-33). Кто реально в теме, вскоре поймёт, что эти ухоженные, упитанные и воспитанные муниципальные чиновники очень далеки от проблем жилищного хозяйства, как народники были далеки от простого народа. Всегда задаю им простой вопрос: как вы можете считать нам тарифы, если ни один из вас никогда не работал в управляющей компании и не был председателем совета дома - вы же этот процесс обслуживания жилья ни с одной стороны не знаете, ни с другой. Вот и планируют тариф по бумажным кабинетным докладам, что равносильно подготовке военных операций по глобусу. Тариф мэрии на 2021 год мы тоже публикуем на сайте.

Причём пока в департаменте экономики были грамотные руководители, понимавшие, что считать тариф у них некому, то, по крайней мере, собиралась рабочая группа и к чему-то приходили, но после назначения мэром Омска Оксаны Фадиной последние три года департамент экономики считает тариф полностью самостоятельно, отгородившись как от УК, так и от общественности. Считает, на мой взгляд, безграмотно, а главное - нечестно и непорядочно. Тарифы не соответствуют реальным работам и в целом завышены, в какой части и почему - узнаем в следующем номере.

Документы ЖКХ Тариф и ЖКХ Право можно скачать по ссылке.

Внимание! Редакция решила сохранить хорошую традицию: на новогодние праздники, когда неохота углубляться в серьёзные материалы, первые номера будут составлены только из ответов на ваши вопросы - ждём их в письмах или по телефону, только не забывайте назвать себя, адрес и УК.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Mestnyy
Если бы господин Лихачев потрудился представить все обоснования, неужели бы их игнорировали годами, как он говорит? как то не верится )))) Такому нечестному владельцу управляющих компаний веры нет и быть не может. Спросите у жильцов "его" домов ))))
11 декабря, 22:22 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
О вашей честности говорит название вымышленным именем, а обоснования читайте в следующем номере - там же по-русски написано, если сама статью читала.
12 декабря, 00:47 | Ответить