
Спрашивали? Отвечаем!
Сегодня эксперт Александр Лихачёв по просьбам читателей рассказывает обо всём, что связано с применением приборов учёта ресурсов.
Как «лампа Ильича» в изгнании оказалась
Для начала напомню суть вопроса, тем более что за 12 лет пришли новые читатели газеты и посетители сайта. До 2009 года никто особо не вмешивался: государство агитировало за установку приборов учёта, но делалось это сугубо добровольно и никак не сказывалось на кошельке тех, кто таковые приборы не поставил. Когда в 2008 году президентом РФ стал Д. А. Медведев, он как одну из приоритетных задач поставил снижение энергоёмкости производимой в стране продукции. Всегда стараюсь писать для умного читателя, который пытается разобраться. Нельзя всё рассматривать с позиции, что вот все они такие-сякие, хотели залезть в наш карман. Хотя мне лично вся эта затея с принудиловкой со счётчиками, как и с любой принудиловкой в условиях рыночной экономики, однозначно не нравится. Был и остаюсь противником счётчиков по причине значительных трат на их приобретение, установку, обслуживание, включая поверку, и мороки с ежемесячной передачей показаний. Но нужно понять и позицию Д. А. Медведева. Он тогда привёл данные о том, что Россия в разы отстаёт от развитых стран по так называемой энергоёмкости единицы производимой продукции. Чтобы, к примеру, выплавить тонну стали или собрать одну автомашину, мы тратим в разы больше разного рода энергии - электрической, тепловой, газа, чем другие. Справедливости ради, ровно такое же положение было и при СССР, и в экономических кругах это обсуждали - кто помнит, была тогда такая «Экономическая газета». Так что проблема нашей технологической отсталости была всегда. Соответственно, наша продукция стоит дороже и менее конкурентоспособна на мировом рынке. Тем более что нужно понимать, что ужесточение законодательства коснулось не только потребителей - жильцов многоквартирных и жилых домов. Медведев за короткий срок заставил установить приборы учёта на заводах, в общественных зданиях - школах, больницах и так далее, чем сэкономили бюджетные средства и саму энергию. Другое дело, что его планы вошли в противоречие с реальностью типа передачи показаний приборов через интернет в сёлах, в половине из которых этого самого интернета отродясь не видели, а также русской смекалкой, способной обойти любой закон.
Народ-то все эти фолианты не читал и запомнил реформу Медведева по двум примерам: стали платить с коэффициентом полтора за ресурсы те, у кого счётчиков нет, и запретили «лампочку Ильича» - обычную электролампу мощностью 100 кВт. Медведев-то и те, кто ему готовили бумаги, хотели, чтобы мы все перешли на светодиодные лампы, которые, кто помнит, тогда стоили под тысячу рублей. Вот и пошли советские люди другим путём - сначала завозили лампы из Казахстана, Украины и Белоруссии, а потом и наши научились: стали производить лампы мощностью 95 кВт - закон соблюдён, только экономии энергии нет.
Экскурс в историю
Как бы то ни было, Россия - страна централизованная. Перефразируя известное стихотворение времён Советской власти про комсомол: «президент сказал «надо» - депутаты ответили «есть», так что вскоре вступает в силу Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении», и в его развитие - переработанные полностью Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые в новой редакции постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Здесь и появились так называемые повышающие коэффициенты и другие карательные меры против нас - не любителей приборов учёта.
Одной из карательных мер (которая, впрочем, была и до Медведева - только без повышающего коэффициента) явилось то, что, если не поверить вовремя прибор учёта, расчёт ведётся сначала три-шесть месяцев (смотря какой ресурс) по среднему прошлых периодов, а потом по нормативу, да ещё с повышающим коэффициентом 1,5.
Ближе к делу
В редакцию обратилась по электронной почте некая, как она подписалась, Людмила Николаевна, а также ряд других читателей, которым на её примере мы ответим. Да, сегодня вынужден изменить своим правилам не отвечать на анонимки, но это прямое поручение редактора. Напомню, что уже дважды было так, что человек звонил, называясь вымышленным именем, так что кому надо получить ответ - давайте свой адрес, телефон, полные данные.
Что же пишет наша Людмила Николаевна?
«Согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 до конца 2020 года действует мораторий на поверку бытовых счётчиков. Ресурсоснабжающие организации обязаны принимать показания приборов учёта даже с истёкшим сроком поверки.
В связи с возникновением многочисленных вопросов как у граждан, так и ресурсоснабжающих организаций, Россаккредитация опубликовала с целью разъяснения положений постановления Правительства № 424 комментарии. В соответствии с письмом Россаккредитации от 21.04.2020 все бытовые счётчики могут использоваться гражданами до 01.01.2021 без проведения поверки. Это касается счётчиков на газ, воду и иных, у которых должна быть проведена очередная поверка, а равно счётчиков с истёкшим сроком поверки. При этом показания счётчиков подлежат учёту при расчёте размера платежа. Гражданам предоставлено право до 01.01.2021 использовать счётчики с истёкшим сроком службы, а равно не проводить поверку счётчика в случае истечения межповерочного периода.
Дата очередной поверки счётчика газа закончилась 27.03.2020 года. ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Кировский отдел начал предъявлять счета на оплату по нормативу. Когда я обратилась, чтобы мне пересчитали по показаниям счётчика, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 424, получила отказ по причине, что поверка счётчика закончилась 27.03.2020, а постановление подписано позднее - только 02.04.2020.
На основании вышеизложенного мои требования правомерны?»
Кто здесь прав?
Сразу скажу, что должен огорчить нашу читательницу: она не права, а «Газпром» всегда прав.
Пойдём по порядку. Первое, о чём она не спрашивала, но по опыту - всё равно спросят: почему должен поверять счётчик я, а не поставщик услуг? А потому, что прибор учёта - частная собственность, и в силу требований ст. 210 ГК РФ я, то есть собственник, и должен за ней следить и обслуживать, это не обсуждается. Вот сделали теперь по электроэнергии, что новые приборы учёта - будет их имущество, они и будут поверять (за наши денежки, конечно, через тариф).
Теперь напомню, о каком постановлении правительства РФ № 424 идёт речь. Это так называемое коронавирусное постановление, согласно которому с 06 апреля 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно запретили брать пени и другие штрафные санкции (кстати, кому выставили, если только вы не оплатили добровольно, можете обращаться - высудим на раз), а также отключать неплательщиков от ресурсов. Третье послабление излагалось непонятным образом, как обычно у чиновников. Привожу наглядно - не для того, чтобы ещё раз позлить народ, а чтобы поняли, почему написанное никому неясно:
«1. Приостановить до 1 января 2021 г. действие положений… (идёт длинное перечисление)… подпункта «д» пункта 81(12) Правил
предоставления коммунальных услуг». Не буду обманывать - сам был вынужден все эти пункты проверять - про что там. Вот этот 81(12) - как раз про поверку. А по-людски понятно написать было не судьба.
Из написанного следует, что однозначно, у кого срок поверки прибора учёта истёк начиная с 06.04.2020 года (дата публикации документа) - вплоть до 31.12.2020 года обязаны принимать показания не прошедшего поверку прибора, у кого не приняли - готов разобраться и помочь.
А вопрос читательницы касался ситуации, когда прибору учёта потребовалась по сроку поверка в период до публикации и вступления в силу постановления № 424.
Позиция Минстроя
В поддержку позиции, что обязаны принимать, читательница справедливо цитирует письмо Росаккредитации от 21.04.2020 без номера (это контора, которая командует поверочными центрами), где также длинно и непонятно написано, но вроде как можно принимать показания.
Но наша читательница запамятовала или не знает, что по распределению полномочий последнее слово имеет однозначно Минстрой РФ - по-научному это специально уполномоченный орган в данной сфере правового регулирования. И он высказался! Пользуясь случаем, хочу похвалить работу Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа (это как наша ГЖИ) - уже второй раз пользуюсь их материалами, так как они в сложных случаях в интересах своих жителей сразу обращаются с запросом в Минстрой РФ. Ниже краткое содержание полученного на их запрос ответа Минстроя РФ за подписью заместителя директора департамента ЖКХ
О. А. Лещенко от 01.09.2020 года № 34716-ОЛ/14.
Из письма Минстроя России от 19.05.2020 № 18848-ОЛ/04 следует, что приостановление действия пп. «д» п. 81(12) Правил № 354 исключает возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчёте платы за жилищно-коммунальные услуги норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учёта в период с 06.04.2020 по 31.12.2020.
Вместе с тем согласно опубликованной 30.04.2020 информации на официальном сайте Росстандарта, в чьи полномочия входит организация проведения в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации: «ресурсоснабжающие организации и управляющие компании начиная с 06.04.2020 вплоть до 01.01.2021 обязаны принимать показания всех бытовых приборов учёта, в том числе с любым истёкшим сроком поверки на момент вступления в силу Постановления № 424.
На основании изложенного Служба просила выразить позицию относительно вопроса: обязаны ли ресурсоснабжающие организации и управляющие компании принимать показания приборов учёта, срок поверки которых истёк на момент вступления в силу Постановления № 424?
Согласно пункту 81 правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и свое-
временная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Таким образом, потребители самостоятельно следят за сроком поверки индивидуальных приборов учёта.
«В случае если межповерочный интервал индивидуального прибора истёк до вступления в силу Постановления № 424, размер платы за коммунальную услугу производится в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил № 354, то есть исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчётных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчётных периодов подряд для нежилого помещения. По истечении указанного периода расчёт производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5».
От себя добавлю, что, если исходить из требований Гражданского кодекса РФ, Минстрой однозначно прав, хотя, понимаю, жильцы хотели бы от меня услышать иное. В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, к собственникам, у которых сроки поверки приборов учёта истекли ранее 06.04.2020 года, нормы постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 неприменимы.
Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 3532
Самое читаемое
Новости от партнеров




















