
Новый Омск
28 января 2021 07.10
Рубрика «Бесит»: Если ты не занимаешься оперой, опера займется тобой
Любим мы, конечно, оргии и хороводы, но сегодня поговорим о другом - об опере.
Хей, глубинный народ, а вот почему ты не интересуешься оперой? Прям бесит, когда слышу от знакомых - «ой, это так скучно», или «да каким местом она нас касается?», или похлеще - «да, там одни п... (матерное слово - эквивалент «геи»)».
Особенно бесят люди, которые ни разу не смотрели, но осуждают. Дескать, все это к нам пришло с запада, и чуждо нашим скрепам… А наш народ склонен «к оргиям и хороводам».
Конечно, опера - сложный жанр для неподготовленного уха. Она требует определенного набора сложившихся нейронных связей. А чтобы их развить нужно многому учиться:
- Понимать музыкальную гармонию - то есть расстановку нот на музыкальной арене и логику их передвижения из левого лагеря в правый… И наоборот.
- Знать ноты и уметь разглядеть за причудливыми крючками на листовках подлинную страсть творческого гения.
- Владеть любым из многочисленных музыкальным инструментов. Хотя бы на уровне «два прихлопа три притопа» или песни Виктора Цоя «Перемен». Ведь почему опера всегда была частью элитарной культуры? Потому что в состоятельных семьях музыка являлась неотъемлемой частью воспитательного процесса. Дети с младых ногтей впитывали в себя дух мелодических премудростей, и выслушать несколько часов оперы, наблюдая за развитием симфонической драматургии, не было для них проблемой.
- Ну и наконец, нужно хотя бы в общих чертах знать историю музыки. Ведь это очень увлекательная, познавательная и, главное, поучительная вещь.
Ну вот вы знали, например, про «войну буффонов»? Да, была такая музыкальная история в середине 18-го века. Жесткая дискуссия: в ней участвовали все просвещенные умы того времени - Руссо, Вольтер, Дидро... «И они боролись не за старую лирическую трагедию, в традициях Люлли и Рамо, - пишут эксперты, - а за ту французскую оперу, которой еще не было». Так сказать, за Оперу будущего!
Оперы запрещали, объявляли вне закона, а композиторов преследовали.
Понятно, что оперная культура пришла в Россию позже, чем в западные страны. Мировая история оперы насчитывает более 420 лет, наша же - заметно меньше. И это, увы, тоже весомый аргумент, для объяснения почему наш народ игнорирует оперу, предпочитая ей тихий быт, без участия в музыкальных мероприятиях.
А ведь оперой не гнушались и сильные мира сего. Русский император Петр Первый с интересом наблюдал оперу во время великого посольства по Европе. А Екатерина Вторая даже сама сочиняла либретто, ну уж а товарищ Сталин так вообще из оперы не вылезал.
В России опера появилась примерно в 1730-х годах, когда императрица Анна Иоанновна пригласила к себе итальянскую труппу. Сейчас это сложно себе представить, но в начале своей российской истории сцена для оперы была только во дворце российского правителя и работала исключительно для двора и гостей императорской фамилии. Представляет, да? Во дворце собственная сцена для представлений? И только ближе к концу 18 века оперный театр стал публичным.
А настоящий расцвет русского оперного искусства связывают с деятельностью великого композитора Михаила Глинки. К примеру его произведение «Жизнь за царя» стало первой в России «непрерывно певшейся оперой». Представляете? 3 часа 15 минут беспрерывного (как сейчас бы сказали) в формате лайв такого соловьиного пения о том, как нужно положить жизнь за царя.
Впрочем, сейчас подобное как раз можно уже наблюдать на некоторых каналах нашего телевидения.
Я это все клоню к тому, что не стоит чураться этого хоть и сложного для понимания, но такого важного для развития личности искусства. Этого чуда, когда огромная толпа народа (зрителей) приходит на площадку и встает буквально лицом к лицу к стройным рядам людей в черных костюмах со своими мощными инструментами. И начинается удивительная мистерия, которую ощущаешь всем нутром, точно удары в живот.
В общем, занимайтесь оперой - а то однажды столкнетесь с «Хованщиной» Мусоргского, и не разберетесь с перепугу - хорошо это или плохо.
Дисклеймер
Рубрика «Бесит» является эмоциональным и исключительно субъективным осмыслением окружающей действительности. Данная рубрика не является актом агрессии. Цель авторов — в ироничном ключе обратить внимание на общественные пороки для дальнейшего их исправления и повышения градуса общей адекватности. Авторы категорически отрицают любые мотивы, направленные на разжигание, подстрекательство, манипулирование или же оскорбление чувств любых общественных, бюрократических, политических, предпринимательских, религиозных, творческих и иных рефлексирующих объединений и отдельных сознаний.
Больше текстов рубрики «Бесит» по ссылке.
Самое актуальное в рубрике: Бесит
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 12912
Самое читаемое
Новости от партнеров




















Комментарии пользователей (всего 3):
п... - это не матерное слово. Уж для главного редактора непозволительная роскошь не знать мат.часть.