Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

25 февраля 2021 07.00

Дефицит толкает цены: что ждет омский авторынок?

Руководитель Центра продажи авто «Автобан» Иван Беланов рассказал «Новому Омску», какие марки продавались лучше и хуже всего в коронавирусный год и как пандемия повлияла на омский автомобильный рынок.

Дефицит толкает цены: что ждет омский авторынок?

Александр Румянцев

По итогам 2020 года продажи новых автомобилей в России уменьшились на 9%. Россияне купили 1,6 млн машин против 1,76 млн в 2019 году.

Авторынок не смог догнать коронавирусный спад, хотя в последние 4 месяца года произошел всплеск продаж. Почему? Несмотря на очень большой спрос, у дилеров уже в ноябре кончились автомобили. Логистика не позволила получить новые поставки из Европы, Азии и США.

Это одно из самых крупных падений российского авторынка за последние годы. Но дилеры от этой ситуации не потеряли, а, напротив, хорошо заработали. Тотальный спрос позволил им продавать автомобили без скидок, без обменов, с предоплатами. Они освободили все свои склады, даже зависшие по каким-либо причинам. На самом деле, это идеальная ситуация для дилеров — не нужно бороться за покупателя, выбирать, конкурировать, предлагать скидки, а можно просто зарабатывать на поставках автомобилей.

Омск по продажам новых автомобилей завершил 2020 год в плюсе: рост составил 4%.

За год омичи купили 12,2 тыс. машин (в 2019 году - 11,7 тыс.). У омских дилеров были большие запасы на складах, которые они сумели продать. Но в декабре уже отметилось снижение продаж из-за нехватки автомобилей на складах. Не все дилеры почему-то успели своевременно докупить автомобилей.

Чтобы понять, как отработали дилеры, посмотрим приросты по брендам за год. В пятерке наиболее продаваемых марок «Лада» прибавила 3%, KIA +13%, Hyundai +18%, Toyota +1%. И только замыкающий топ-5 Renault потерял 3%. Лидеры нарастили свое преимущество, и это очень хороший тренд, который говорит о том, что в кризис люди выбирают более ликвидные, известные бренды. В Омске лидеры продаж такие же — «Лада», KIA и Hyundai.

На российском рынке больше всех просели: Volvo -34%, Haval -30%, УАЗ -20%. В Омске картина интереснее. Наибольший «минус» у Chevrolet -62%, Mitsubishi -18% и Nissan -17%. Связано это с тем, что первая и последняя марки постепенно уходят с рынка, а Mitsubishi, потеряла на обновлении модельного ряда и, наверное, проблемах с логистикой в Омск, тем более что дилер у нас только один.

Фото: Екатерина Данилова

Автомобили с пробегом в целом по России показали прирост на 1,7%, за год было продано более 5,5 млн машин. Покупатели переключились на вторичный рынок: вместо новых автомобилей, которых не хватало, люди брали свежие машины с пробегом. Естественно, что активно покупали Hyundai и KIA, которые были лидерами прироста на рынке новых авто. KIA показала +13%, Hyundai +8%. «Лада», лидер пробега России, потеряла 5%. У отечественной марки происходит естественное выбытие, «копейки», «семерки», «девятки», «десятки» уходят, а новые Lada Vesta, XRay еще не пришли на вторичный рынок.

В Омске вторичный рынок сохранил показатели. В 2020 году, как и в предыдущем, омичи купили 85 тыс. подержанных автомобилей. Наибольший прирост был у KIA +18%, Hyundai +9% и Mitsubishi +6%. Здесь также очевидно переключение спроса с новых авто на б/у. Традиционно лидерами сибирских продаж на вторичном рынке являются «Лада», Toyota и Nissan.

На рынке нехватка автомобилей

Сейчас самые популярные автомобили с пробегом — это те, которые были произведены 5-7 лет назад. Они были официально завезены в Россию, проданы через дилеров и сейчас выходят на вторичный рынок. Но именно на эти годы — 2013-2016 - у нас пришлись рост курса доллара, девальвация и двукратное падение продаж. В тот период в два раза уменьшился ввоз автомобилей в Россию и сильно подорожали иномарки. Поэтому сейчас нам фактически нечего продавать на вторичном рынке, который растет, а не падает.

Казахстан и Белоруссия свободно завозят из Европы дешевые подержанные машины без таможенных пошлин и там рынок выравнивается, но в Россию экспорт б/у автомобилей невозможен из-за запредельных пошлин. И это тоже негативно отражается на рынке.

В условиях повышенного спроса и дефицита начали резко расти цены. Даже на «Дроме» аналитики оценивают автомобили на 20-30% дороже, чем летом.

Проблема нехватки обрушилась на самые популярные автомобили, которые дорожают стремительнее остальных. Некоторые марки вообще исчезли с продажи - в конце прошлого году в Омске почти не было «Тойот». Ситуация приводит к панике и со стороны покупателей, и со стороны продавцов, которые начинают закупать дороже автомобили, запуская механизм дальнейшего роста цен.

Эта тенденция начала проявляться в 4 квартале прошлого года, сейчас она продолжается. По моему прогнозу, дефицит будет сохраняться на протяжении всего года, потому что проблема поставки автомобилей пока не решается, а вторичный рынок тоже пополнить не откуда.

Автомобили с пробегом становятся менее доступны

Омский рынок подержанных авто раньше насыщался в том числе за счет Тюмени, Екатеринбурга, Перми и других городов. Дешевле было привезти машину в Омск из регионов, но сейчас это невыгодно. Их-за высокого спроса в этих городах цены подскочили быстрее и выше, чем у нас. Сейчас автомобиль более 1 млн руб выгоднее купить в Омске, чем в более богатых соседних регионах. Это в очередной раз ударило по ценам, так как машин стало предлагаться еще меньше.

В дилерских салонах тоже будет непросто купить подержанную машину в ближайшие полгода. Они поступают через trade-in (систему обмена), а продажи новых снизились, что также уменьшает поступление. К тому же, дилерам неинтересно давать скидки на обмен, поскольку сейчас они продают новые автомобили без скидок и почти без складов. Поэтому и машин с пробегом в салонах стало меньше.

Фото: Александр Румянцев

В январе произошло логичное падение продаж авто с пробегом в Омске - первое за последние полгода после карантина. Пробег просел на 5%. Подержанные автомобили становятся менее доступными. Если год назад в Омске только каждый десятый автомобиль покупали новым, то сейчас это каждый восьмой. По сути, мы идем к общеевропейскому тренду, где доля продаж новых и б/у машин составляет 1 к 3. В Москве уже ближе к этому показателю: там на новые авто приходится 30-35%.

Январь продолжает тренд 4-го квартала прошлого года – это нехватка новых авто, высокий спрос на них и уход покупателей в пробег. Впереди вторая волна дефицита машин и, соответственно, подорожания.

Мои рекомендации тем кто планирует покупку в ближайшее время авто, не откладывать, а сделать это как можно раньше! Если есть возможность, то выгоднее брать новый автомобиль - их ценники еще не догнали девальвацию и рост на вторичном рынке. За 4-й квартал новые машины подорожали на 7%, в то время как автомобили с пробегом только за январь прибавили по 10-20% в разных моделях. Но впереди у всех дилеров заложено повышение цен, а пробег будет реагировать на предложение.

Автомобиль с пробегом, кстати, часто используют как средство сохранения сбережений. При бережной эксплуатации через пару лет вы сможете его продать за ту же цену, а может, и дороже. У новых автомобилей нет таких преимуществ, они за период гарантии дешевеют на 30-40%.

Тенденции к росту цены будет сохраняться, особенно на более ходовые модели. Летом автомобили будут дороже, а их выбор будет еще меньше, поскольку растущий спрос нечем пополнить – предложение будет снижаться.

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий