
Хорошо забытая «Попрыгунья»
В музыкальном театре готовят спектакль по произведению А. П. Чехова, которое крайне редко ставят на сцене.
Фото: пресс-служба музтеатра
В Омске же этот рассказ представят в жанре мюзикла. Как родилась идея поставить именно такую «Попрыгунью» (12+), «Вашему ОРЕОЛУ» рассказал главный режиссёр театра Александр Лебедев.
- Что подтолкнуло вас взяться за произведение, которое практически невозможно встретить в репертуарах театров, тем более музыкальных?
- Импульсом к поиску такого материала послужил сентябрьский указ министерства культуры не использовать в постановках хор, балет и массовые сцены. Мы провели мозговой штурм, чтобы определить, какое же произведение можно поставить, чтобы соблюсти условия указа и привлечь к работе минимум солистов. И вдруг я вспомнил, что когда-то, лет 20 назад, ставил мюзикл по рассказу Чехова «Попрыгунья» в Санкт-Петербурге, а потом, спустя три года, в Ростове.
- У Чехова много драматических произведений, почему же именно этот небольшой рассказ вам приглянулся?
- «Попрыгунья» - это глубоко человечное и во многом автобиографическое произведение, когда-то оно входило в школьную программу, потому людям может быть интересно, как оно будет выглядеть на сцене в музыкальном оформлении. К тому же в нём задействовано небольшое количество людей.
- Такая минималистичная задача интересна для музыкального театра?
- Это интересная задача по многим причинам, и в первую очередь потому, что это чеховский текст, и с ним редко когда посчастливится поработать актёрам музыкального театра, сыграть, произнести со сцены. Для расширения творческого кругозора это произведение очень интересно - заострить внимание актёров на особом способе его выразительности. Мы начали работать, указ уже вроде как и отменили, оркестру разрешили работать в спектаклях, как и хору и балету, но проект уже был запущен, даты его выхода определены, и мы решили не отказываться от него.

- Сколько в нём действующих лиц?
- Литератор 1, Литератор 2, Ольга Ивановна, Дымов, Коростелёв и Рябовский - всего шесть человек будет на сцене.
- Кто выступил автором музыкального материала?
- Музыку к «Попрыгунье» написал Антон Конопелько. В 80-е годы был такой рокер-музыкант в Санкт-Петербурге. Направление, в котором он работает, можно было бы назвать «арт-рок». Тогда это было уже не новое направление. Мы с ним сотрудничали, работали на студии, сделали несколько спектаклей, и одним из них была «Попрыгунья». Но в Питере он практически не состоялся - было несколько прогонов, показов, а после всё прекратилось по экономическим причинам. Позднее, в начале двухтысячных, я осуществил эту постановку в Ростове. Материал уже не просто отлежался, он забылся, но актуальности своей не потерял. Ведь он повествует об истинных ценностях, которые часто в жизни подменяются мишурой, и о том, как жизнь расставляет все точки над i, демонстрирует, в чём ценность человеческой жизни, расставляет приоритеты. Так всегда было, и так будет, потому актуальность этого произведения, в котором легкомысленная женщина осознаёт масштаб личности и достижений мужа лишь после его смерти, не померкнет никогда.
- Композитор вдохновился именно этим посылом?
- Вполне вероятно, что так. Он не просто им вдохновился, он написал к нему музыку и хотел поставить это произведение на сцене, потому и заказал его мне. Главную роль тогда в нём исполнила на тот момент малоизвестная петербургская актриса Юлия Надервиль. Сегодня в омском театре роль готовят сразу три молодые талантливые актрисы - Кристина Демина, Евгения Шарыгина и Иванна Цицей. Кстати, композитор Антон Конопелько обещал приехать на премьеру.
- Кто работал над художественным оформлением спектакля?
- Художником спектакля стала моя давнишняя знакомая Ольга Нутельс. Она живописец, создаёт красивейшие картины, но много работала в театре как изготовитель декораций, у неё золотые руки. Я ставил перед ней разные задачи: разработать сценографическую концепцию, которая получилась довольно лаконичной, но при этом функциональной. Предыдущие постановки в Питере и Ростове тоже делала она. Образно скажу, что декорации спектакля - это творчество главной героини Ольги Ивановны, которая, помимо того что была актрисой и музыкантом, была ещё и живописцем. Чехов писал, что «она имела некоторые успехи по живописи». Мы условно подводим в танце к тому, что она создаёт декорации.
- Будут ли в спектакле какие-то необычные приёмы, творческие находки?
- Не буду раскрывать всех секретов, расскажу, что в театр привезли три антикварных пенсне из Санкт-Петербурга. Хотели использовать их, но потом решили, что старинные вещи могут не выдержать использования в спектакле, пришлось заказать новые в одном из омских салонов оптики.
Справка
Рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья» был написан в ноябре 1891 года. По мнению исследователей, в основу произведения легла подлинная история, однако сам рассказ «шире реальной ситуации, нашедшей отражение в фабуле». Мотивы спектакля таковы: рядом с эгоизмом всегда идёт самоотверженность, любовь противопоставляется предательству, самолюбование - пониманию своего жизненного предназначения. Комедийность и драматичность сюжета неразрывно связаны, что свойственно произведениям Антона Павловича Чехова. Как сложится жизнь главной героини и как она будет вести себя после пережитой драмы - авторы спектакля, как и Чехов, не сообщают, оставляя зрителям возможность поразмыслить над этим вопросом.
Нина Смирнова
Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 5998
Самое читаемое
Новости от партнеров




















