Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

04 марта 2021 07.01

«20 лет в бизнесе я учился чувствовать людей и теперь, наконец, могу делать хорошие интервью» - Алексей Глазачев о победе в проекте «Сам ты Дудь»

Победитель нашего проекта, директор компании «Восток-Сервис-Спецодежда» Алексей Глазачев рассказал «Новому Омску» о закрытом гештальте, лучшем герое для интервью и оценках жюри.

«20 лет в бизнесе я учился чувствовать людей и теперь, наконец, могу делать хорошие интервью» - Алексей Глазачев о победе в проекте «Сам ты Дудь»

Александр Румянцев

Алексей, когда мы задумывали проект «Сам ты Дудь», победителем которого ты стал, мы хотели развивать любые диалоговые форматы, поскольку, на мой субъективный взгляд, наше общество сейчас испытывает с этим колоссальные проблемы. Возможно поэтому и жанр интервью сегодня (наравне с расследованиями) «рвет» YouTube. Созвучно ли это тебе?

– Я одно время очень плотно слушал декана экономфака МГУ Александра Александровича Аузана. Он сказал, что глобальная проблема, которая присутствует в мире, а особенно ярко выражена в России – это отсутствие доверия между участниками совершенно разных процессов: и общественных, и политических, и экономических, и бытовых. Отсутствие доверия возникает из-за неумения вести диалог. А интервью – такая форма диалога, когда как минимум одна сторона высказывается, а вторая слушает, ну а в идеале – когда два участника беседы обмениваются мнениями. Поэтому, с одной стороны – это вещь, по которой действительно соскучились люди, в принципе соскучились по общению. А с другой стороны – порог входа в интервью он пониже. Если ты пишешь статью – нужно изучать материал, проблематику. Интервью по сравнению с этим выглядит как вещь более простая. Вроде как пришел, поговорил и при этом большую часть работы за тебя делает человек, с которым ты разговариваешь. Главное – не ошибиться с человеком и найти какого-то интересного собеседника, который тебе выдаст всю фактуру, а ты ее причешешь. Поэтому интервью воспринимается как более простой вариант диалога. И отсюда и вытекает его популярность в моем понимании.

Не соглашусь, что интервью легкий жанр... Он требует серьезной подготовки и важных навыков… Ты наверняка сам это почувствовал, когда готовился к интервью...

– Это да, но я говорил в целом - учитывая, то количество микроблогеров, инфлюэнсеров, просто любителей, которые пытаются брать интервью. Откуда-то тренд пошел и его начали подхватывать разные люди, которые относятся к этому жанру не так серьезно, как журналисты. Так что, кажущаяся легкость интервью – это такая обманка, которая притягивает массу желающих попробовать свои силы.

До работы в бизнесе, ты имел небольшой журналистский опыт - работал в многотиражке, поэтому сфера для тебя в общем-то близка... И все-таки с какими проблемами ты столкнулся в процессе участия в проекте?

– (смеется) Я почему и согласился участвовать в проекте… Мне нужно было закрыть гештальт. Мой изначальный опыт в журналистской стезе не был сильно связан с интервью. Мне тогда было 19 лет, это было мое первое рабочее место. Теоретической подготовки у меня не было никакой. В многотиражку одного крупного омского предприятия нужен был помощник... А денег на него не было. А мне все равно было нечего делать и мне предложили по знакомству попробовать. Это было начало 2000-х. Пошел на практике набивать шишки. Одной рукой меня били, а другой показывали – как надо. Особенно у меня не получались интервью. Казалось бы, идешь и беседуешь. Но выяснилось, что у людей разные характеры, они могут воспринимать болезненно какие-то темы или наоборот хотят о чем-то рассказать, чтобы их послушали. Нужно понимать, кто будет читать твой материал, как его воспримут.

У меня как-то было задание взять интервью у сотрудников службы безопасности. А там работали двадцать с лишним крепких мужиков, которые прошли армию, какие-то спецслужбы. И они очень буквально, как военные люди, восприняли приказ руководства дать интервью в корпоративную газету. И вот они пришли все двадцать человек. Среди них почти все участники, прошедшие горячие точки. И у них много информации, о которой они рассказывать не могут. А что мне тогда спрашивать? Они смотрят вопросительно на меня, а я не знаю, что с ними делать. Есть с одной стороны они – солидная группа суровых боевых офицеров – перед которыми я, 19-летний второкурсник, просто полностью растерялся, а с другой стороны есть задание, которое надо выполнить. Как-то еле-еле, с грехом пополам, справился все же... В общем из того периода времени я запомнил, что интервью – это то, что я не умею делать хронически. Потом я ушел и больше в журналистику не возвращался.

Уходил я, конечно, с незакрытым гештальтом, что делать интервью я не умею.

И вдруг ты позвал меня в проект «Сам ты Дудь». Особенно меня зацепило, что будет оценка моей деятельности: будет жюри, будут читатели, которые вынесут свое решение. Было интересно, смогу ли я получить профессиональное признание? Ну и плюс ко всему мужские амбиции быть первым, их тоже хочется реализовать. Были, конечно, мысли: вдруг у меня опять не получится, и я припозорюсь... Психологически сложно было зайти, но я понимал, что это возможность закрыть пунктик в своей голове и почему бы ей не воспользоваться.

Закрыл?

– Закрыл. (Смеется). По сравнению с тем, что было двадцать лет назад я определенно вырос.

Какой из твоих материалов тебе больше всего понравился?

– Самый сложный был с писателем Сергеем Шкаевым. Даже мандражировал, когда шел к нему. Самый приятный для меня материал, от которого на душе было хорошо, – с Андреем Кудрявцевым. Кудрявцев — сам по себе человек-солнце, с ним очень приятно разговаривать, очень светлый человек. Самый интеллектуально-наполненный – с Олегом Ананьевым, а с точки зрения соответствия моим жизненным принципам и приятный с точки зрения того, что вот это правильно – это Вячеслав Ходарин. Я восхищаюсь им. Это человек, который не ноет, который столкнулся с проблемой, разобрал ее и теперь знает, как эту проблему решать, и это делает.

Задевали тебя оценки жюри?

– Вызывали вопросы некоторые оценки, скажем, преподавательницы ОмГУ Елены Петровой. Была бы возможность, спросил бы у нее: а почему вы так поставили?

Как ты готовился к интервью?

– Мониторил соцсети, наводил справки о людях через знакомых. Тебя вот спрашивал про некоторых кандидатов (улыбается). По Кудрявцеву, например, достаточно было посмотреть его фотографии и даже читать ничего дополнительного не нужно было. Смотри снимки – и у тебя возникнет масса вопросов.

Наблюдал за конкурентами?

– Мне интересно было читать интервью с Владимиром Половинко и с итальянским предпринимателем Аниелло Бенедуче. У Андрея Новосельцева тоже были интересные персонажи, но, с моей точки зрения, у него тексты были написаны таким фундаментальным научным языком, что сложно было через них порой продираться.

С кем ты хотел бы сделать интервью, но не получилось?

– Идеальный герой для меня – это Валерий Рощупкин. Я бы все бросил и побежал на такое интервью. Я к нему испытываю глубочайшее уважение. По моему мнению, это лучший руководитель Омска, которого я застал в сознательном возрасте.

Как ты думаешь, получилось бы тебе с ним, скажем, поспорить, или бы ты стал заложником своего хорошего к нему отношения?

– Я бы, скорее всего, не смог избавиться от своей профдеформации. Поскольку я руководитель и предприниматель, мне было бы интересно узнать, как человек управлялся с этой махиной в виде нашего города и при этом еще участвовал в противостоянии с областью.

А тебе помогают в твоем бизнесе навыки журналистики, которые ты получил в 20 лет?

– Да. Вся моя профессиональная жизнь была завязана на продажи. Когда я уходил из газеты, ко мне как раз и была основная претензия, что я не могу взять интервью, не чувствую людей.

То же самое в продажах, в бизнесе в целом. Всегда нужно руководствоваться тем, что люди хотят, что кроется за тем, что они публично показывают. Почти двадцать лет я учился понимать не только что из себя представляют разные люди, но и чем они руководствуются, как они живут, мыслят, чувствуют и реагируют на то, что сделаешь или скажешь ты. И, судя по тому, что мне удалось победить в вашем конкурсе, я кое-чему научился (смеется).

Самое актуальное в рубрике: Сам ты Дудь

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий