Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

11 марта 2021 07.00

Когда ребенок должен начать говорить, как гаджеты влияют на малышей и можно ли избавиться от картавости, будучи взрослым? Новый выпуск «ПрофИнформ» со специалистом по развитию речи

Героиней нашего нового выпуска стала логопед-дефектолог и нейропсихолог Елена Лобачева.

Когда ребенок должен начать говорить, как гаджеты влияют на малышей и можно ли избавиться от картавости, будучи взрослым? Новый выпуск «ПрофИнформ» со специалистом по развитию речи

Фото предоставлено героиней интервью

Елена, расскажите о своей профессии. Чем вы занимаетесь?

— Я работаю с детьми, помогаю им начать хорошо говорить. Вызываю у них речь, поскольку сейчас очень много деток, которые долго не разговаривают. Занимаюсь постановкой звуков, потому что также возникает много дефектов речи, а я учу говорить правильно и связно.

Есть ли разница между логопедом и дефектологом?

— Это совершенно разные профессии. Дефектолог специализируется на развитии связной речи, работе со сложными детками с аутистическим спектром расстройств или умственной отсталостью. То есть вся деятельность направлена на развитие связной речи, умение строить свою мысль и произносить ее.

Одновременно учим и читать, и писать. Логопеды тоже могут заниматься этим, но они также еще работают именно по части устной речи. Они правильно ставят звуки и автоматизируют их – то есть вводят в речь.

При этом обе профессии очень дружны. Лично я сталкиваюсь с разными детками, работаю в том числе с аутистическим спектром, и понимаю, что в моей профессии важны еще какие-то психологические знания. Кто-то говорит, что логопед должен быть только логопедом, а дефектолог - только дефектологом, психолог – только психологом. Но для меня все эти три части неотъемлемы. Я считаю, что их должен знать каждый, кто работает со сложными детками.

Почему это важно?

— Вот я поставила звук, поработала со звуковкой. Потом родители с ребенком пошли к дефектологу, поработали с ним над связностью речи. Завтра пойдут к психологу и еще кому-то. И для родителей, и для детей это не очень удобно. И поэтому на своих занятиях я использую комплексный подход.

Помимо прочего, вы еще и нейропсихолог. Расскажите об этой грани вашей деятельности поподробнее.

— Нейрокоррекция очень интересное направление. Это развитие межполушарных взаимодействий, концентрации памяти, внимания, чтобы мозг начинал более обширно работать. Это позволяет детками начать видеть и слышать то, на что они раньше не обращали внимания. Родители часто рассказывают о положительных результатах, когда замечают, что в садике ребенок начинает, например, внимательно слушать воспитателя, становится более ответственным, более собранным.

Как нейропсихология может помочь ребенку расти здоровым и умным?

— Она направлена на развитие ребенка. Нейропсихология помогает детям в первую очередь концентрироваться, что сейчас очень важно. Почему? Потому что они сидят в телефонах, компьютерах, много смотрят телевизор. И у ребенка начинает преобладать клиповое мышление. Он не может зацепиться за какую-то важную фразу, не может внимательно посмотреть на доску, когда просит учитель, быстро отвлекается в целом. А когда мы начинаем работать, детки становятся более сконцентрированными.

Видела в инстаграме много постов о детской нейройоге. Она тоже связана со всем этим?

— Нейройога и нейрокоррекция действительно взаимосвязаны. Нейройога рассчитана на младший возраст, для деток с двух лет. Когда ребенок еще не может в полной мере выполнять упражнения по нейрокоррекции, то мы подключаем нейройогу.

Это комплекс упражнений, который проходит в сказочном формате. То есть к нам с детками приходит кошечка, и мы показываем кошечку – тянем одну ручку вперед, другую назад. А потом приходит собачка и виляет хвостиком, а еще прыгаем, как лягушки. И это все для этого, чтобы ребенку было интересно этим заниматься как одному, так и в группе. Я работала в детском саду, и у нас были интересные групповые занятия – вместе малышам очень весело заниматься.

Каким детям она нужна и для чего? Есть какие-то определенные показания для нейройоги?

— Нейройога подходит любым деткам, это из разряда того, что навредить не может. Своего рода комплекс спортивных упражнений – есть и на дыхание, и на растяжку, и на баланс. Плюс тут еще и задействовано воображение. Вот мы идем по лесу и высоко-высоко поднимаем ножки, чтобы перешагнуть траву, а сейчас будем перепрыгивать ручей по кочкам. Каждое такое занятие имеет свой определенный сказочный сюжет.

Как вы поняли, что хотите работать с детьми? Может, это мечта детства и вы не задумываясь выбрали соответствующее направление? Или у вас был другой путь?

— Я всегда хотела быть педагогом. Еще в школе мне нравилось, чем занимаются воспитатели и учителя. Именно поэтому я поступила в колледж на специального педагога, прошла обучение. Параллельно я еще заканчивала на вечернем обучении специализацию преподаватель права, но быстро поняла, что это не мое. Тем более, как только я получила диплом, я родила первого ребенка.

После этого я пошла работать воспитателем в детский сад, там и появились первые запросы по части логопедии. К тому же, у моей дочки была дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), это стало своеобразным толчком. Тогда я решила, что мне нужны эти знания, и пошла обучаться на логопеда по программе переподготовки. Немного позже прошла обучение на дефектолога.

Еще спустя какое-то время я решила, что мне нужно узнать больше о психологии. Это тоже была переподготовка, и она стала для меня стимулом, чтобы и дальше наращивать знания в этой сфере самостоятельно. А затем еще постоянные курсы, семинары. Люди молодцы, что делятся своим опытом. Ведь если мы постоянно что-то смотрим, узнаем новые техники, то и помочь деткам сможем намного более эффективно.

На ваш взгляд, есть ли в государственных садиках проблемы с логопедами и дефектологами?

— К сожалению, логопедические группы переполнены, да и есть они далеко не во всех детских садах. Детей очень много, и не меньше тех, кто действительно нуждается в помощи, но не всегда логопед справляется со всеми детками. Они все умнички и молодцы, стараются и делают все, что в их силах. Но чисто физически они не могут уделить каждому ребенку столько времени, сколько в идеале нужно.

К тому же, во многие логопедические группы в детских садах берут только деток с 5 лет. А самый репродуктивный период для логопеда наоборот до 5 лет. Если мы не успели исправить речь, то дальше будет сложнее.

Когда дети должны начинать произносить первые слова?

— Месяцев в восемь они должны более-менее осознанно говорить «мама», «папа», «баба». К году уже должен быть небольшой словарный запас хотя бы по звукоподражанию – «ко-ко», «му-му», «ту-ту». Каждый ребенок начинает с этого, таков закон онтогенеза. Даже с неговорящими детками, которые приходят в три-четыре года мы начинаем именно со звукоподражания. Выводим их на базу, а лишь потом переходим на слова.

Чем чревато позднее обращение к логопеду?

— Сейчас у меня есть девочка, она пришла примерно год назад. У нее аутистический спектр, она совсем не говорила до семи лет. И, конечно, на ту речь, которую хотели бы родители, уже очень сложно ее вывести. Мы работаем, она начинает потихоньку отвечать на вопросы и произносить некоторые слоги. У каждого ребенка есть шансы. Но если бы они обратились раньше, было бы намного проще и можно было в итоге достичь гораздо большего.

Наших неврологов почему-то так обучают, что даже при выявлении отклонений они говорят: «Ждем до трех лет». Потом назначают препараты, а ребенок так и не начинает говорить даже после трех.

То есть имеется какая-то критическая возрастная отметка, когда ребенок не издает звуков и значит пора обращаться за помощью?

— Да, если в год-полтора ребенок совсем молчит. Остались советские предрассудки, и многие ошибочно полагают, что если папа ребенка до трех не говорил, а после вдруг начал, то и у них сейчас все нормально. Но надо понимать, что теперь другое время. Ко мне приходит на консультацию мамочка и говорит, что развивает своего ребенка с двух месяцев. А на вопрос как именно, отвечает, что включает ему на планшете развивающие мультики и программы. При этом ребенок в три года вообще не разговаривает.

Был у меня еще один страшный случай. Девочку привезли из деревни, и разговаривала она только фразами из мультфильмов. Просто потому что другого общения не знала. Она с детства смотрела одни и те же мультики, больше ничего, а просто человеческое общение для нее было потеряно. И это сейчас, к сожалению, встречается сплошь и рядом. Ребенок учится говорить по губам, наблюдает артикуляцию и пытается повторять за родителями. Здесь важны и голос, и интонация, и мимика. Дети улавливают самые маленькие частички настроения, и те родители, которые занимаются с детьми, получают результаты.

Какие есть критерии определения задержки речевого развития?

— В более раннем возрасте можно заметить, что ребенок плохо сосет грудь. А после перевода на бутылочку тоже очень долго кушает. Или наоборот, практически постоянно сосет соску. С одной стороны, это как бы стимулирует развитие речевого аппарата, но в то же время соска мешает ребенку начать говорить – рот же всегда занят.

Еще из ряда тревожных «звоночков» - ребенок плохо удерживает игрушку, плохо концентрирует внимание, плохо следит взглядом за игрушками. Поздно сел, поздно начал ползать или вставать. Это все непосредственно связано как с речью, так и с общим развитием. И является поводом обратить внимание специалиста на ребенка.

Опять же, сейчас много таких случаев, когда ребенок до года говорит, а потом резко замолкает. С чем это конкретно связано пока никто не может ответить, у всех могут быть разные случаи, различного рода стресс. Иногда в семьях рождается второй ребенок, и после этого первый начинает молчать.

Могут ли родители как-то не допустить этого?

— С ребенком нужно постоянно общаться. Причем так, чтобы он видел мимику мамы, видел эмоции. Если, например, прячем игрушку, то с удивлением комментируем «Где игрушка?» и показывамт, что вот она. Ребенок на это реагирует и откликается, ему интересно. При этом он сам учится общаться и проявлять эмоции. С другой стороны, на отсутствие речи могут быть и независимые факторы. Например, родовые травмы - обвитие пуповины или сложные роды. Это тоже сигнал для того, чтобы как можно раньше обратиться за помощью.

То есть разговаривать с детьми как со взрослыми нельзя? Без преувеличенных эмоций и сюсюканья.

— Тут две стороны одной медали, главное не перестараться. Некоторые родители начинают специально картавить, например. Это не приветствуется, потому что малыш слышит эту картавую речь и берет ее за образец. Но разговаривать стоит все же как с ребенком, ярко и эмоционально.

Наличие доступа к гаджетам у современных детей влияет на становление речи?

— Да, и в связи с этим у логопедов и дефекторолов очень поменялись методики за последнее время. Но вообще каждому ребенку нужен индивидуальны й подход – пробуем одно, второе, третье и смотрим, на что ребенок откликается.

С какими еще проблемами приходят к вам родители?

— Часть жалуются, что купили ребенку кучу игрушек, а он с ними не играет. А ведь ему действительно просто не интересно, он не знает, как в это играть, если ему не показали. Поэтому воспитатели в садиках показывают, что это за игрушки, что с ними можно делать, как взаимодействовать – наливаем чай из игрушечного сервиза, укладывает куклу спать в кроватку, катаем машинку с горки. Ребенок сам всего этого не поймет, особенно если не видел реальных примеров таких ситуаций. Ну накупили ему этих игрушек, заставили всю комнату, а что толку? Если родители сами не поиграют с ним, то он и останется равнодушным к этим игрушкам. Конечно, легче дать планшет, а там он сам сообразит, как играть. Но это совсем не то, что нужно ребенку. Сейчас детки немного другие, им нужно показывать, как и с чем играть.

Дети быстро насыщаются новыми игрушками, уже на следующий день им нужна другая. Здесь стоит понимать, что некоторые игрушки стоит убирать на время, затем чередовать их с другими, чтобы поддерживать интерес. Да, это по факту одни и те же игрушки, но, если их убрать на какое-то время, а потом снова вернуть в игру, то ребенок вновь заинтересуется давно отсутствующей куклой или машинкой.

У моей знакомой пятилетняя дочка, и она картавит. Но мама не хочет этого исправлять, говорит, что это ее особенность. Является ли картавость критичным дефектом и обязательно ли ее корректировать?

— Если брать наш русский язык, то картавость уже является дефектом. Поэтому обычно стараемся исправлять у детишек.

А можно ли избавиться от картавости в уже взрослом возрасте?

— Да, поставить звук «р» можно, но очень сложно. У ребенка автоматизация проходит гораздо быстрее, чем у взрослого. И это при том, что у взрослых есть контроль, сила воли, мотивация. Звук «р» получится очень «рычащим», когда насильно произносишь его. Даже сама когда отрабатываю с детками этот звук, начинаю «рычать» после занятий, сильнее, чем нужно, выделять его. К тому же, не все взрослые готовы к довольно длительному периоду, пока звук войдет в речь.

Как быстро можно при помощи специалиста запустить речь у неговорящего ребенка?

— Тут все совершенно индивидуально. Есть и хорошие результаты, когда детки приближены к норме, хоть и не говорят. А есть детки, у которых алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте – прим. «НО»), с ними нужно провести гораздо больше времени, чтобы достичь результата. Такие малыши ходят ко мне уже второй год. Они начали формулировать свою речь, но все равно остаются дефекты, которые нужно убирать. К тому же, очень много зависит от родителей.

Многие считают, что если они привели ребенка к логопеду, то это все, пусть только он и занимается. Но в таких случаях логопед лишь толчок – он ключ, он показывает, где и что можно открыть, а мамочка должна отрабатывать это.

В моей практике был случай, когда шестилетний ребенок пришел просто с кашей во рту, было ничего не понятно из того, что он говорит. Слово «как» мы учили со слезами, и так учили практически все слова – плакали, занимались, затем снова плакали. И благодаря родителям, благодаря нашей с ними сплоченности ребенок пошел в первый класс с чистой речью, в обычную школу. Да, конечно, у него сейчас есть небольшие проблемы с русским языком, потому что фонематический слух был нарушен. Но весь первый класс он отучился очень даже неплохо, хотя еще два года назад ничего этого не предвещало. Здесь очень большая нагрузка ложится на родителей. Чем больше они помогают, чем больше включаются в процесс, чем быстрее все происходит.

Как считаете, что самое трудное в работе с детьми? Может, найти подход к ним?

— Конечно, сложно найти подход к ребенку. Не все сразу идут на контакт, но в принципе ребенок чувствует, как к нему относятся. Если он чувствует, что ему рады, его любят, всю эту положительную энергетику, то он и с удовольствием идет на занятия. У меня проблем с подходом нет вовсе, дети ко мне бегут и некоторые даже называют «Моя Лена». Уходят со слезами, когда уже пора заканчивать занятие.

В работе, я считаю, самое сложное – постоянно быть на эмоциях. Если работать на автопилоте, не включая никаких эмоций или игровых техник, то результат будет уже не тот. Да и ребенок не захочет ходить на такие занятия.

А что, наоборот, самое приятное?

— Самое приятное это видеть результат. Когда есть даже малейшее продвижение, и родители это замечают, благодарят. Ради этого и стоит переживать, вкладываться, прилагать усилия. Каждый ребенок для меня становится родным. По-другому никак. Переживаешь, если он заболел и не пришел на занятие, обязательно звонишь узнать, как там он. Если я беру ребенка, то это уже мой ребенок, которого я веду. Всем родителям говорю, что я проводник для их ребенка для того, чтобы все получилось.

Прекратилась ли ваша работа в период самоизоляции? Или занятия с логопедом можно перенести в онлайн, как и школьные уроки?

— Конечно, мы что-то перенесли в онлайн, но это очень повлияло на работу. Ко мне приезжали сложные детки из деревень, такие, с которыми надо заниматься, заниматься и заниматься, а тут получился огромный перерыв. Это было больно, я очень переживала. Первые пару недель я не понимала, как так, думала, что вот-вот все откроется и можно будет продолжить, но нет. Обидно было осознавать, что у ребенка уже есть результаты, но они будут потеряны и придется будет начинать заново. Это очень тяжело. Не каждый может заниматься онлайн, это специфически. Даже поставить звук дистанционно довольно сложно. Здесь, конечно, без помощи родителей во время карантина было никак не обойтись. Но с детками, которые могли работать онлайн, мы проводили занятия.

Профессия как-то повлияла на вашу повседневную жизнь?

— Я всегда слышу дефекты речи других людей, когда еду в автобусе, гуляю по городу, где угодно. Невольно начинаю прислушиваться и сканировать, раскладывать по полочкам. Потом ловлю себя на мысли: «А зачем мне, собственно, это надо?» (смеется).

 

Другие выпуски проекта «ПрофИнформ» можно увидеть здесь. «НО» уже пообщался со стеклодувом, тату-мастером и фармацевтом, но если вы или ваши близкие желают рассказать о своей необычной профессии, то пишите нам в личные сообщения группы «Вконтакте» или на почту newomsk.journalist@gmail.com

Самое актуальное в рубрике: ПрофИнформ

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Персональные данные №73419722
Зачем избавляться от картавости? Сейчас с картавостью сразу прямая дорога в зомбоящик, на тнт и стс. И образования не надо
11 марта, 17:20 | Ответить